29 марта 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День дошкольного образования  Программа дня

Всего участников: 1897

Репортаж


И.И. ЕРЕМЕНКОВА, Т.В. ВОЛКОВА
Мобильная полифункциональная развивающая среда в ДОУ


Вот чтобы так – и в аудиториях тесно, и в фойе у стендов и прилавков нескончаемый поток людей – такого на марафоне я не видела. Наши педагоги-дошкольники теперь активно учатся, а организаторы Дня поспособствовали: три линейки по шесть мероприятий в каждой – это да, но как одному человеку охватить всё? Увидеть и услышать удалось далеко не всё…

Итак, сегодня рулит ФГОС ДО! Эту аббревиатуру можно было видеть в большинстве тем лекций. Требования нового стандарта для дошкольного мира зовут к преобразованиям: надо освободиться от устаревших рутинных представлений о воспитании дошкольников, освоить новые компетенции, стать позитивными и счастливыми в профессии… Но произносить эти слова бессмысленно, нужны действия или хотя бы информация о действиях в нужном направлении.

Лекция «Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» прошла на ура, потому что была насыщена конкретикой. Ирена Ефременкова, педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ Московского института развития образования, начала разговор о возможностях моделирования детского пространства со слайдов: вот Дания, вот Австралия, вот Германия, вот Пекин… Это отчасти успокаивало: так то у них! Но когда лектор начала показывать реновации в наших детских садах, по аудитории прошло волнение.

– У нас все фундаментально, кое-что гвоздями приколочено. Но если исходить от ребенка, знать его, уважать и любить, можно создать уникальное пространство детского сада. Например, традиционно место для игры ничтожно по сравнению с местом, которое занимают кровати, столы, шкафы. Мы преобразовали «тяжелые» интерьеры, раскрыли пространство, и вскоре посещаемость выросла на 18 % – дети не скучены, они меньше болеют, – рассказывала Ирена Игоревна.

Итак, спальня – два уровня подиумов, из которых выдвигаются низкие кроватки на колесиках (2,5 кг). Вне тихого часа это свободная доступная детям трехуровневая комната с подушками и пробковым настилом на полу. Раздевалка: по периметру скамейки, выше открытые вешалки, над каждой два навесных квадратных шкафчика (для сменной и спортивной одежды). Каждый ребенок может сесть и спокойно одеваться; воспитатель в центре, он сидит на специальном табурете (на колесиках) и, подъезжая к ребенку, помогает ему обуться (для ноги ребенка предусмотрена подставка на табурете) и одеться. Группа в 35 человек экипируется очень быстро, места без традиционных шкафов стало много.

Теперь помещение группы: мебель только спокойных тонов, так как дидактические материалы всегда очень яркие; тумбочки, столики на колесиках – дети могут менять пространство под свои игры. Показали мебель без задней крышки, например, домик из пяти досок: внутри три пуфа, можно сесть; но это же сооружение может стать ширмой спонтанного кукольного представления. Вообще зонированию помещения отводится большая роль. Должно быть такое место, где ребенок и один, и под присмотром («нора»).

Постепенно слушателям становилось понятно, что это – «полифункциональное пространство», как это – «моделировать». Но тут два вопроса: кто ж нам позволит, у нас же СанПиНы, и что скажут родители.

Ирена Игоревна подробно объяснила, как работала с Роспотребнадзором и получила документ на соответствие изменений СанПиНам (показала такое заключение), а также подчеркнула, насколько важно проговаривать все планы с родителями:

– У родителей свои представления о том, как ребенку должно быть хорошо в детском саду, причем именно их ребенку. Мы не оспариваем, бесполезно; но о целях перемен говорим спокойно, кратко и доходчиво. Это очень важная работа.

В самом деле, стереотипы душат воспитателей и воспитание. Когда на слайдах появились детские площадки Германии, – изогнутые домики, вытянутые лесенки, какой-то непонятной формы горки, люди говорили: всё выпрямить! Это уродство! Но, согласно исследованиям, это здорово работает на воображение. На воображение работает всё, что вызывает интерес, и присутствие необычайного просто необходимо. А материала на эту тему у ведущей было предостаточно, и зал то затихал, то аплодировал.

– Всё, что я рассказываю, это не руководство к действию, а пример того, как можно реализовать педагогические идеи, те идеи, которые возникают, когда мы внимательны к детям и к нуждам их возраста. Горка, например, нужна не столько для лазания, сколько для того, чтобы ребенок мог увидеть, что происходит в группе, с некоторой высоты… важно, чтобы дети имели возможность выходить из группы: цветовая комната… песочная мастерская, сказочная, – рассказ сопровождался показом, и уходить из этого красивого мира совершенно не хотелось.

Лекцию «Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования» провела Ирина Аверина, психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799». Вначале было много полезных ссылок на нормативные документы, главный из которых – закон «Об образовании в РФ»: любой родитель в любом детском саду может потребовать для ребенка с ОВЗ положенных услуг. Более того, в планах Правительства к 2020 году 70 % детей с ОВЗ должны получать образование в неспециализированных учреждениях. Готовы ли мы? Чаще нет. Тем интереснее было слушать Ирину Алексеевну.

Четырнадцатилетний опыт работы ее инклюзивного детского сада многому научил. Что можно, что нельзя, как получается, а как не очень, не хуже ли развиваются нормативные дети в окружении инвалидов?

Итак, кратко: среди 143 детсадовцев 42 инвалида: у 99% нарушение речи; у кого-то ЗПР, синдром Дауна, ДЦП, аутизм. Понятно, как трудно передать свой опыт жизни больным детям, но изолировать их нельзя. Был приведен пример разного поведения двух воспитателей по отношению к ребенку с ОВЗ. Одна, опасаясь за его безопасность, всюду таскала его за собой; другая сочла, что ребенок сам найдет себе место. Так вот второй так и просидел весь день в уголке, а первый к концу дня осмелел и встроился в детскую игру.

В то же время этим детям нужны специальные условия и, конечно, специалисты, и это предусмотрено нормативными документами. Но что никакими документами не создать, так это творческий подход педагогов к устройству жизни всех детей. Какое-то невероятно подвижное расписание, когда кто-то из особых идет со всеми есть, а другому пора на прогулку с группой, а эти вместе работают… Всё взвешено, продумано, обосновано. Тьюторы начеку, это называется «Программа включения каждого». Поразительные находки: вот карточки дел, вот мешочек для карточек про сделанные дела; вот индивидуальные (разноцветные) ленты-календари, вот сигналы для выражения нужд и просьб. Целая система альтернативной коммуникации! И как итог:

– Когда вместе – получается интереснее и лучше для всех.

Огромный зал собрала Елена Колесникова, отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и парциальной программы «От звука к букве». Ее книги хорошо знакомы воспитателям, постоянно переиздаются, и одна как раз в эти дни празднует 20-летний юбилей. Лекция называлась «Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой ‹От звука к букве›».

Парциальная – это частичная; понятно: учить детей школьным премудростям в саду теперь не комильфо. Но, видимо, эта услуга востребована, потому что люди активно выбирали и русский, и математику, и подготовку к школе. Но вернемся к речевому развитию. Пособия у Елены Колесниковой красочные, интересные, много заданий с открытым ответом. Например, даны рисунки: банан, морковка, утюг. Два персонажа поделили слова на слоги по-разному: по 2 слога в слове и по три. И оба – правильно, как так?

Не правда ли, тут есть о чем поговорить с детьми и во что потом поиграть. Была бы фантазия, вкус к экспромтам и интерес к речевому развитию детей – одного такого упражнения хватит на 15 минут счастливой и полезной болтовни... Впрочем, смотря как вы понимаете развитие речи.

Интерес вызвала и лекция Светланы Хапаевой (Фирма «1C») «Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО». Судя по вопросам участников, в садиках есть электронные доски, компьютеры и планшеты, и это должно работать. Материал был представлен очень интересный, проект совершенно новый, идет тестирование, разработчики заинтересованы в обратной связи с педагогами, и достаточно написать Светлане на obr@1c.ru, чтобы получить материалы для апробации.

Были на марафоне и представители Издательства «Скрипторий 2003», Издательства «Просвещение», Центра Развивающих игр «Филиппок» – но к ним я даже не заглянула, а называю – для узелка на память: материалы на сайтах этих организаций могут быть полезны.

Всё! Ну и денёк!

Людмила КОЖУРИНА


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [2856]

ЕФРЕМЕНКОВА И.И., педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280» – стажировочная площадка «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца ГБНУ Московского института развития образования;
ВОЛКОВА Т.В., научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, научный консультант, методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280» – стажировочная площадка «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды»

[Мероприятие 2]

Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Условия формирования интереса детей к деятельности, способствующей развитию мелкой моторики [2864]

ПРОХОРОВА Г.А., аспирант МГППУ, практикующий педагог-психолог

[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Использование мультимедийных технологий при реализации «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» в соответствии с ФГОС ДО [2865]

ЦВЕТКОВА С.П., к.фил.н., доцент кафедры русского языка с методикой начального обучения ФБГОУ ВО «Тверской государственный университет»

[Мероприятие 4]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Современные технологии социализации дошкольников в ДОО [2866]

ГРИШАЕВА Н.П., старший научный сотрудник Института социализации РАН, научный руководитель региональной инновационной площадки, г. Москва

[Мероприятие 5]

Издательство «Легион»

Лекция

Условия эффективной адаптации детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки [2867]

МИРОШНИК М.И., почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат конкурса «Учитель года России», победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО, учитель высшей категории

[Мероприятие 6]

Издательство «Титул»

Лекция

Новые технологии в обучении дошкольников английскому языку (на примерах учебных и развивающих пособий и мобильных обучающих приложений издательства «Титул») [2868]

КОНОБЕЕВ А.В., к.п.н., главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе»

 732 39%
 549 29%
 392 21%
 101 5%
 90 5%
 27 ≤ 1%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 7]

Лекция

Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования [2869]

АВЕРИНА И.Е., психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799»

[Мероприятие 8]

Издательство «Ювента»

Лекция

Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой «От звука к букве» [2870]

КОЛЕСНИКОВА Е.В., отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и программы «От звука к букве»

[Мероприятие 9]

Фирма «1C»

Лекция

Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО [2871]

ХАПАЕВА С.С., к.п.н., доцент, ФГАУ ФИРО

[Мероприятие 10]

Компания «Новый диск»

Лекция

Образовательные комплексы для интер­активных досок как одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных организациях [2872]

КОМАРОВА Н.И., к.социол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института столичного образования, старший научный сотрудник Центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании ГБОУ ВПО МГПУ, руководитель проектов «Интерактивные занятия в ДОУ» издательства «Новый диск»

[Мероприятие 11]

Компания «Аверс»

Лекция

Формирование единой информационной системы образовательных организаций с использованием программного обеспечения [2873]

СЕРГЕЕВА Н.В., руководитель проекта «Аверс: заведующий ДОУ»;
МАКАРОВА Е.М., руководитель проекта «Аверс: расчет меню питания»

[Мероприятие 12]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК» – современный педагогический инструментарий в системе дошкольного образования [2874]

КАРАЛАШВИЛИ Е.А., к.б.н., заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Русское слово»

 371 19%
 1124 59%
 238 13%
 112 6%
 17 ≤ 1%
 40 2%
13:45

15:00
[Мероприятие 13]

Лекция

В поиске простоты: как разговаривать с детьми о науке? [2875]

КОВЫЛОВ Н., руководитель проекта «Что внутри .....?», биолог, участник экспедиций по Алтаю и Центральной Сибири, автор нескольких научных публикаций, разработчик, научный руководитель и ведущий в крупных детских проектах: «Эврика Парк», «Город Мастерславль»

[Мероприятие 14]

Издательство «Скрипторий 2003»

Лекция

Инновационные технологии внедрения ФГОС ДО [2876]

СКОРОЛУПОВА О.А., заместитель генерального директора по развитию издательства «Скрипторий 2003»

[Мероприятие 15]

Центр «Школа мудрости»

Лекция

Как научить ребенка радостно учиться [2877]

ЛОПАТИНА А., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов;
СКРЕБЦОВА М., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов

[Мероприятие 16]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Программа «Преемственность» [2878]

ОВЧИННИКОВА А.И., заведующий редакцией дошкольного образования АО «Издательство «Просвещение»

[Мероприятие 17]

Центр развивающих игр «Филиппок»

Лекция

Создание картотеки дидактических игр и упражнений по развитию логико-мате­матических представлений дошкольников в условиях жесткой экономии средств [2879]

ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, методист Образовательного центра «Филиппок»

[Мероприятие 18]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Три пути (логика, математика, развитие речи), ведущие к формированию смышленого ребёнка [3020]

БЕДЕНКО М.В., учитель частной школы «Аист», автор учебников и учебно-методических пособий

 85 5%
 735 39%
 149 8%
 328 18%
 375 20%
 194 10%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии