27 марта 2015 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 1480

На Педагогический марафон учителей начальной школы приезжает так много, что один день давно превратился… в два. Иначе все желающие не могут послушать интересующие их лекции, принять участие в мастер-классах. 27 марта прошел первый из двух Дней учителя начальной школы.


М.М. БЕЗРУКИХ
Психофизиологические особенности обучения письму и чтению


Работа проходила в пяти залах, свободных мест не было ни в одном. В центральном холле целый день велась бойкая торговля учебными пособиями и книгами, причем активность покупателей от перерыва к перерыву увеличивалась. Дело в том, что многие лекции и семинары проводились издательствами, предлагавшими на ярмарке свою продукцию: «Просвещение», «Вентана-Граф», «Экзамен», «Ювента», «СМИО-Пресс», «Экзамен-Медиа», «Генезис», «Рост». Свои пособия продемонстрировали потенциальным покупателям компания «Новый диск», НОУЧ «Институт новых технологий», Центр Электронного Тестирования. Получив информацию о том или ином учебнике или пособии, учителя устремлялись к прилавкам, не забывая сохранять за собой занятые места в зале.

Как и остальные, я слушала лекции и занятия, наиболее интересные для меня. Наталья Шкуричева, к.п.н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1491 (г. Москва), с первых минут умело захватила внимание всех присутствующих на ее лекции «Развитие коммуникативных УУД младших школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения»: учебная успешность каждого школьника напрямую связана с коммуникативными умениями; развивать их может и должен каждый педагог на уроках и во время внеурочной деятельности.

Неуверенность в себе и низкая самооценка младших школьников часто бывают следствием некорректных действий педагога. Исправлять следствие этих действий многим людям приходится всю жизнь. Желание (и умение!) детей работать в парах и группах повышает самооценку, позитивно сказывается на учебных результатах. «Если ваши ученики легко взаимодействуют друг с другом, с готовностью общаются в парах и группах разного состава, смело отметьте это как свою заслугу», – лектор искренне и психологически грамотно привлекла внимание слушателей: в ответ на эти слова они  дружно подтянулись, взгляды стали более уверенными. Наверняка их ученики много работают в группах, и большинство делает это с удовольствием!

Тем временем Наталья Александровна объясняла, как проверить коммуникативне умения. Для этого она предложила использовать методику «Мой класс», которая была ранее опубликована в журнале «Начальная школа» (http://nsc.1september.ru/view_article.php?id=200802309). Методика очень простая: педагог предлагает школьникам продолжить фразы «Мой класс…» «В школе у меня……… настроение, потому что…». «Но пожалуйста, когда дети будут писать, не контролируйте их. – быстро поясняла Наталья Александровна. – Займитесь чем-нибудь полезным. Цветы полейте, в окошко посмотрите – только не ходите по классу между рядами, не заглядывайте в их записи, не советуйте, как правильно нужно писать. А когда будете собирать работы, не делайте это безразлично, словно контрольные собираете. Возьмите листочек у каждого ребенка с благодарностью, скажите, как вы рады, что он/она смог поделиться с вами своим мнением»… В педагогике нет мелочей.

А потом нужно полученные записи проанализировать: аккуратно, точно, спокойно. Если в классе хорошие взаимоотношения между ребятами, почти все опишут свой класс как самый-самый лучший. Каждая проблема будет отражена в высказываниях типа «класс хороший, но иногда»… – это нужно отметить, это можно обсудить. Естественно, не называя имена тех, кто обозначил проблемы. Данную методику можно использовать для анализа взаимоотношений в классах не только младшей, но и средней, и старшей школы.

Мастер-класс «Анималистический жанр на уроках ИЗО в свете требований ФГОС» Ольга Скуратова, к.п.н., учитель ИЗО ГБОУ ВПО МГПУ, и Татьяна Сапожникова, научный сотрудник ЦНХО Б.М.Неменского, проводили в небольшом кабинете. На доске – детские рисунки и аппликации, ведущие делились опытом, как научить детей создавать такие работы. Главное – сначала школьники должны понять, что именно хотят изобразить, как устроено то или иное животное.

Разговор с Марианной Безруких, д.биол.н., академиком РАО, директором Института возрастной физиологии РАН, начался с первых минут ее появления в МПГУ. Она обозначила проблему, которую планирует проанализировать и описать на страницах журнала «Начальная школа», главному редактору этого издания Марии Соловейчик. «Выпускникам предлагают писать сочинение, но этому умению их никто не учит! А учить нужно, причем именно в начальной школе, потом будет поздно!»

Завязавшаяся дискуссия плавно перетекла в лекцию Марианны Михайловны «Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)», которую желающие имеют возможность в этом году просмотреть целиком на сайте Первого сентября.

Завтра – второй День учителя начальных классов…

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

09:30 ‒ 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 ‒ 11:45

Лекция

Развитие коммуникативных УУД младших школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения

ШКУРИЧЕВА Н.А., ГБОУ Школа №962 ШО4 (1491), психолог


Издательство «Ювента»

Лекция

Инновационные подходы к изучению основных разделов математики в начальной школе (Практические советы современному учителю)

ГРЕБНЕВА Ю.А., учитель начальных классов высшей категории, руководитель методического объединения ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России», автор пособий для начальной школы


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Развитие информационной компетенции учащихся начальной школы средствами сетевой версии электронных учебных пособий серии «Наглядная школа»

ИВАНОВА И.В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Разноуровневые задания на уроках математики и русского языка в курсе начального общего образования (Авторские дидактические материалы с DVD

ПОЛНИКОВА М.Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «Просвещение»

Лекция

Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе. Система работы по развитию контрольно-оценочных умений обучающихся на основе ресурсов УМК «Школа России» издательства «Просвещение»

ДИГИНА А.Г., заместитель руководителя центра начального образования


 48933%
 38426%
 604%
 15411%
 38326%
11:45 ‒ 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 ‒ 13:30

Издательство «Вентана-Граф»

Лекция

Современные требования ФГОС: контроль и оценка в структуре урока

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


Издательство «РОСТ»

Семинар-практикум

Возможности использования системы учебно-методических пособий издательства РОСТ для организации урочной и вне­урочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС

ХОЛОДОВА О.А., учитель высшей категории;
СЕЛИМОВА Р.Ф., учитель высшей категории, победитель конкурса «Грант Москвы»;
КОЗИНА Г.А., учитель высшей категории


Издательство «Экзамен»

Лекция

Рекомендации по подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации в соответствии с ФГОС. Опыт учителей пилотных школ, которые первыми начали работать по новому образовательному стандарту

ЯЗЫКАНОВА Е.В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007, 2014 годах в рамках Приоритетного проекта «Образование»;
РЫБАК С.С., учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 1148 им. Ф.М.Дос­то­евского г. Москвы, финалист окружного тура конкурса «Учитель года–2004», дважды лауреат конкурса «Грант Москвы»


Издательство «Генезис»

Лекция

Программа «Учение без мучения». Помощь в обучении чтению и грамотному письму

ЗЕГЕБАРТ Г.М., педагог-дефектолог, автор серии методических пособий «Учение без мучения»: «Словарные слова. Коррекция дисграфии», «Безударные гласные. Коррекция дисграфии», «Волшебные обоводилки», «Не просто лабиринты»


Мастер-класс

Анималистический жанр на уроках ИЗО в свете требований ФГОС

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


 44932%
 644%
 34224%
 45432%
 1108%
13:45 ‒ 15:00

Лекция

Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)

БЕЗРУКИХ М.М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Издательство «Айрис-Пресс»

Мастер-класс

Использование динамических раздаточных пособий как средств мотивации к учебной деятельности в период адаптации к образовательному учреждению

КОСОВА Е.В., учитель начальных классов, гимназия МИИТ;
РОДИОНОВА Н.А., учитель начальных классов, гимназия МИИТ


Компания «Новый диск»

Лекция

Интерактивные учебные пособия как одно из средств реализации требований ФГОС начального общего образования

АКИМОВА Н.В., руководитель отдела научно-методического сопровождения департамента образовательных продуктов


НОЧУ «Институт новых технологий»

Семинар

Компьютерная среда для изучения математики с индивидуальным планированием и контролем для начальной школы «Мат-Решка»

АРИСТАРХОВА А., методист, частное научно-обра­зовательное учреждение «Институт новых технологий»


Центр Электронного Тестирования

Лекция

Использование интерактивных компьютерных тестов в учебном процессе

КОСАЧЕВ С.А., генеральный директор ООО «Центр Электронного Тестирования»


 70049%
 34424%
 22116%
 564%
 957%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии