Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

26 марта 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1912

Репортаж


И.Л. ШПИЦБЕРГ
Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования


На многочисленных площадках обсуждались практически все аспекты сохранения здоровья участников образовательного процесса и способы, позволяющие нам подстроиться под потребности и особенности каждого ученика.

Значительное число участников Марафона выбирали занятия, на которых специалисты делились доступными и эффективными приемами и упражнениями. Например, на мастер-классе «Соматогнозис. Методы и способы коррекции» учителя-логопеда, кандидата педагогических наук Татьяны Ланиной собралось рекордное количество марафонцев, чтобы узнать о методике реабилитации детей с ДЦП. Методы восстановления тонуса мышц демонстрировались на живом и очень симпатичном «учебном пособии» – девочке Насте, которая то сидела, то лежала на столе, изображавшем кушетку.

О бережном отношении к собственному здоровью напомнила коллегам методист ГБОУ СОШ № 2000 Москвы Лариса Муратова на мастер-классе «Здоровый учитель – здоровые дети». Она дала практические рекомендации по правильному дыханию, представила систему упражнений для восстановления тонуса учителя. Их привлекательность в простоте: поддержать свою физическую форму можно даже в классе, когда дети заняты работой, а учитель отошел в конец класса. Это движения с маленькой амплитудой, но большой нагрузкой. Ни специального оборудования, ни большого пространства не нужно. Участники занятия, сидевшие в аудитории довольно тесно, встали и опробовали их на себе. Кроме этого, ведущая предложила еще и комплекс для дома, когда можно лечь на пол: упражнения на скручивание, перевернутые позы, выход из упражнений.

Разумное отношение к своему здоровью закладывается с самых малых лет, с детского сада. Как делать это правильно, рассказывал Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО на лекции «Здоровье и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС д/с». Он напомнил о том, что не стоит увлекаться модными течениями вроде экзотических дыхательных гимнастик. Лучше следовать природе ребенка и использовать естественные формы детских занятий. Мы ведь активно и правильно начинаем дышать во время бега, например, или когда поем.

Однако, как ни важна физическая составляющая, не надо забывать и о душевном состоянии. Эту тему развивала кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор МГППУ, руководитель психологической службы АНО школа «Президент» Ольга Хухлаева на семинаре «Психологическое здоровье школьников и некоторые способы профилактики его нарушений». Она напомнила присутствующим о соматической природе многих заболеваний.

Нарушить психологическое здоровье могут несколько факторов. Это отсутствие чувства безопасности, которое проявляется в защитной агрессии или страхах. Чувство несвободы, неуверенности в себе порождает капризы, упорное «Не буду!», социальные страхи – «я хочу быть идеальной», в этом случае ребенок выбирает болезнь как оправдание не идеальности. Одиночество ребенка заставляет его делать все, что раздражает взрослого, чтобы получить замечание, суррогат внимания. Неполноценность – «я ничего не значу» – выплескивается в компенсаторной агрессивности или в позиции «маленького и слабого», когда можно не стремиться к достижениям.

Для профилактики этих нарушений мы можем с помощью творческих занятий, сочинения сказок, рукоделия актуализировать правое полушарие, которое повышает адаптивные способности организма. Очень важно научить ребенка устанавливать теплые межличностные отношения. И создавать направленность на позитивное будущее. Для работы по всем этим направлениям ведущая продемонстрировала много упражнений, которые годятся и для малышей, и для взрослых. А аудитория с удовольствием их выполняла.

Многие участники пришли, чтобы поближе познакомиться с организацией инклюзивного образования. Здесь важно все. О формальном следовании закону говорила кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Кутепова на семинаре «Особенности организации инклюзивного процесса в условиях ФГОС для детей с ОВЗ». Она рассказывала о том, как закон об образовании регламентирует взаимоотношения ПМПК, школы, родителей.

Как можно получить коррекционную помощь? Можно ли опротестовать решение комиссии и как это сделать? Имеет ли право образовательная организация ссылаться на недостаток средств? Обсуждение этих вопросов из зала было очень эмоциональным.

О практике подобной работы на лекции «Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования. Различные образовательные модели (д/с и школы)» рассказывал Игорь Шпицберг, руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам профессиональной помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ. Он поделился опытом работы одного из лучших реабилитационных центров в Европе. Сегодня никто точно не знает, что такое аутизм, от него нет лекарства. Но проблема захлестывает весь мир. Если в 1990 году расстройством аутистического спектра страдал каждый 600-й ребенок, то в 2014 – каждый 68-й. И для работы с подобными детьми нужны высококвалифицированные специалисты, чтобы в работе обращали внимание на сильные стороны ребенка, а не на недостатки. Настоящая инклюзия предполагает, что под каждого ребенка с особыми образовательными потребностями будет создана индивидуальная программа. Развивать способности детей, интегрировать в школьную среду учителю помогает тьютор, который обеспечивает участие в жизни класса ребенка, живущего по своим правилам, не умеющего взаимодействовать с другими людьми.

Впрочем, трудности в обучении испытывают и другие дети, входящие в иные группы риска. Любой учитель знает, как непросто бороться с многочисленными ошибками в письменных работах. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ Татьяна Ахутина на лекции «Нейропсихологический подход к анализу дисграфий: диагностика и коррекция» нарисовала пространную картину детских трудностей письма. Чтобы выявить проблему, нужно определить ее первопричину, первичный дефект. Ведущая познакомила аудиторию с основными видами дисграфии: регуляторная, акустико-артикуляционная, зрительно-пространственная. И подробно остановилась на механизмах, порождающих каждую. На примере детских текстов проанализировала ошибки, с какими механизмами может быть связана каждая: полевое поведение, инертное повторение, недостаток оперативной памяти...

Эта информация, как и многие другие открытия, сделанные в этот день, помогут педагогам отыскать ключ к преодолению детских ошибок, трудностей, проблем.

Елена КУЦЕНКО


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Эффективные средства повышения двигательной активности детей с ОВЗ [2733]

КУЛЬКОВА И.В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой МГПУ

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Соматогнозис. Методы и способы коррекции [2734]

ЛАНИНА Т.Н., к.п.н., учитель-логопед

[Мероприятие 4]

Лекция

Аттестация школьников с ОВЗ по физкультуре с учетом новых требований в образовании (ФГОС) [2736]

ВОДЯНИЦКАЯ О.И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы

[Мероприятие 15]

Семинар

Психологическое здоровье школьников и некоторые способы профилактики его нарушений [2941]

ХУХЛАЕВА О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии

[Мероприятие 16]

Лекция

Инклюзивное образование в школе. Теория и реальность [3026]

КАРПЕНКОВА И.В., к.социолог.н., психолог, специалист АНО «Наш Солнечный Мир»

 27515%
 111659%
 533%
 28715%
 1578%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 5]

Семинар

Охрана здоровья учащихся по ФГОС [2737]

ПАНКОВА Н.Б., д.биол.н., профессор ГАОУ ВПО МИОО, член Экспертного совета по вопросам здоровья обучающихся при Комитете по образованию Госдумы ФС РФ

[Мероприятие 6]

Лекция

Дети с расстройством аутистического спектра в системе образования. Различные образовательные модели (д/с и школы) [2738]

ШПИЦБЕРГ И.Л., руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам проф. помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ

[Мероприятие 7]

Мастер-класс

Дизорфография. Методические приемы коррекции [2739]

АЗОВА О.И., к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

[Мероприятие 8]

Семинар

Особенности организации инклюзивного процесса в условиях ФГОС для детей с ОВЗ (Федеральный стандарт принят 15.01.2015 года) [2740]

КУТЕПОВА Е.Н., к.п.н., доцент, зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ

[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Здоровый учитель – здоровые дети [2741]

МУРАТОВА Л.В., методист ГБОУ СОШ № 2000, г. Москва

 915%
 54629%
 86245%
 30516%
 935%
13:45

15:00
[Мероприятие 10]

Лекция

Здоровье и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС д/с [2742]

ЕГОРОВ Б.Б., к.п.н., ведущий научный сотр. Института психолого-педагогических проблем детства РАО

[Мероприятие 11]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Мониторинг психофизиологического состояния у детей предшкольного возраста как основа разработки программ коррекционной работы, учитывающей особые образовательные потребности обучающихся в начальной школе [2743]

ЕКЖАНОВА Е.А., д.п.н., профессор, директор ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы

[Мероприятие 12]

Лекция

Нейропсихологический подход к анализу дисграфий: диагностика и коррекция [2744]

АХУТИНА Т.В., д.психол.н., профессор, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ

[Мероприятие 13]

Семинар

Инклюзивное пространство в процессе слияния ОО разного уровня с учетом ФГОС [2745]

РОМАНОВА Е.М., педагог ГБОУ СОШ № 518 г. Москвы, международный эксперт по инклюзивному образованию

[Мероприятие 14]

Центр «Школа мудрости»

Лекция

Влияние лечебно-оздоровительной нагрузки по системе йоги на функциональное состояние организма преподавателей и школьников [2746]

РАГОЗИН Б., зав. кафедрой аюрведы РУДН, практикующий врач аюрведы, автор нескольких книг и научных трудов

 1267%
 40721%
 93850%
 29415%
 1247%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии