25 марта 2015 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьного психолога и коррекционной педагогики  Программа дня

Всего участников: 988

Репортаж


О.В. ХУХЛАЕВА
Эмоционально-символические методы в работе школьного психолога


Как всегда, этот День марафона был многолюдным, насыщенным и разнообразным.

Одна из тем дня – как организовать психологическое сопровождение введения ФГОС.

Лекция «Возможности психолога в формировании УУД», которую прочитала Татьяна Меркулова, психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», была о том, как специалисты центра учат педагогов выстраивать обучение в ключе системно-деятельностного подхода и достигать заложенных в новых стандартах метапредметных результатов.

– Одно из главных препятствий здесь – привычные способы работы, старый опыт, который не дает учителям увидеть новое, – отметила Татьяна Викторовна. – Например, результаты работы по ФГОС с позиции ученика можно представить следующим образом: «Я умею и знаю, как составлять целое из частей, давать определение понятиям, относить объекты к понятиям, сравнивать объекты, систематизировать информацию…». А если перевести это с языка ребенка на взрослый, то за этим стоят универсальные учебные действия: анализ, сравнение… Когда учителя слышат эти знакомые слова, у них возникает ощущение «я все это хорошо знаю», тогда как на самом деле учитель отождествляет универсальные учебные действия с логическими операциями. Но это разные вещи… Универсальное учебное действие всегда происходит в поле цели. Я сравниваю не просто потому, что учитель дал мне задние сравнить, а чтобы достичь какой-то цели, например, сделать выбор между разными объектами. А если это логическая операция, наличие цели принципиального значения не имеет.

Лекция «Психологическое обеспечение рабочих (учебных) программ в условиях ФГОС: 12 шагов» Аллы Думчевой, доцента кафедры психологии СПбАППо (Санкт-Петербург) и Ольги Голуновой, педагога-психолога высшей категории ГБОУ № 628 «Александринская гимназия» Санкт-Петербурга привлекла слушателей своей технологичностью и тщательной проработкой всех шагов практической реализации. За единицу анализа они взяли класс. Такой подход хорошо укладывается в модели учительского мышления.

– Молодцы питерцы! Чувствуется психологическая школа! – психологи еще долго обсуждали лекцию.

На третьей линейке дня с Аллой Думчевой и Ольгой Голуновой можно было встретиться еще раз. Их выступление было посвящено психологическому сопровождению школьников группы риска в условиях ФГОС. Докладчики коснулись всех аспектов этой непростой задачи, дали конкретные рекомендации, подкрепив их примерами из собственного опыта:

– Важно обращать внимание учителей на то, что универсальные учебные действия в своем формировании проходят ряд этапов. Например, учительница второго класса жалуется: «Вася несамостоятельный, у него бардак на парте, то он сделал не так, это он не сделал». Если выразить эту жалобу на языке стандарта, получается, что у Васи не сформированы регулятивные учебные действия. А они должны быть у него сформированы к этому моменту? И если должны, то на каком уровне? Согласно нормам возрастной психологии, Вася должен делать то, что он не делает, на уровне образца. А по образцу Вася все делает, и делает хорошо, То есть это не с ребенком что-то не так, это мы предъявляем к нему завышенные требования.

Надо сказать, во всех докладах и диалогах этого дня явственно ощущалась их практическая направленность. Большинство выступлений были нацелены на представление возможностей конкретных психологических средств и инструментов.

Так, консультант группы компаний «Персонал Софт» Павел Киселев вместе с ведущим методистом фирмы «1С» Евгенией Кусакиной рассказали о программе комплексной диагностики личностного развития ребенка. В частности, речь шла о диагностике ценностных ориентаций и диагностике готовности к выбору профессии.

А педагог-психолог школы № 4 города Мытищи Антонина Иванова представила авторскую разработку – «Журнала учета содержания и времени работы педагога-психолога», он поможет провести анализ собственной деятельности.

Старший научный сотрудник Центра практической психологии Галина Резапкина представила оригинальную диагностическую методику «Характер и профессия» и рассказала о том, как учитывать акцентуации характера в профориентационной работе. 

Удивительно тонкое и вдохновенное занятие провела профессор МГППУ Ольга Хухлаева! Она поделилась замечательными историями, показывающими, как практическая психология обнаруживает себя в самых обыденных ситуациях:

– Как-то в Казахстане мы начали очередное занятие, и обнаружилось, что тряпичного материала не хватает. Я предложила сдавать групповую куклу. Разделиться на группы с похожими желаниями по поводу позитивных изменений, которые хотим привнести в жизнь, и сделаем куклу-символ. Я не могла даже предположить, какой прилив энергии вызовет эта работа. В нее вовлеклись все: и учителя, и директора, и вдруг в какой-то момент все, не сговариваясь, запели. Разве не чудо – когда внутри людей буквально на твоих глазах растут светлые, радостные чувства?

…Кстати, и на марафоне в этот день произошло подобное чудо. Педагоги детского авторского центра «Островок» города Видное Алеся Лопатина и Мария Скребцова разыграли волшебные истории за ширмой кукольного театра. Зрители сразу включались в действо и начали помогать (репликами из зала) несчастной и очень из-за этого вредной Бабе-Яге постигать суть нормальной жизни…

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Возможности психолога в формировании УУД [2727]

МЕРКУЛОВА Т.В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», автор программы педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4-х классов «Учимся учиться и действовать», автор дистанционного курса по развитию УУД в начальной школе

[Мероприятие 2]

Фирма «1C»

Комплексная диагностика личностного развития ребенка как основа формирования индивидуальных траекторий обучения [2728]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»

[Мероприятие 3]

Издательство «Генезис»

Лекция

Как школьному психологу организовать учет и анализ результатов своей работы и составить грамотный отчет [2729]

ИВАНОВА А.А., педагог-психолог школы № 4 г. Мытищи МО, автор «Журнала учета содержания и времени работы педагога-психолога»

 291 30%
 518 53%
 160 17%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Лекция

Психологическое обеспечение рабочих (учебных) программ в условиях ФГОС: 12 шагов [2730]

ДУМЧЕВА А.Г., к.п.н., доцент кафедры психологии СПбАППо, Санкт-Петербург;
ГОЛУНОВА О.Г., педагог-психолог высшей категории ГБОУ № 628 «Александринская гимназия» Санкт-Петербурга

[Мероприятие 5]

Центр «Школа мудрости»

Лекция

Творческое образование и воспитание средствами кукольного театра [2731]

ЛОПАТИНА А., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов;
СКРЕБЦОВА М., педагог, автор проектов «Учимся с радостью» и «Добрые сказки», автор более сотни книг для детей, подростков, родителей и педагогов

[Мероприятие 10]

Лекция

Эмоционально-символичес­кие методы в работе школьного психолога [2939]

ХУХЛАЕВА О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии

 190 20%
 115 12%
 636 68%
13:45

15:00
[Мероприятие 6]

Лекция

Характер и выбор профессии [2732]

РЕЗАПКИНА Г.В., старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, старший научный сотрудник ФИРО

[Мероприятие 11]

Лекция

Психологическое сопровождение учащихся группы риска в условиях ФГОС [2940]

ДУМЧЕВА А.Г., к.п.н., доцент кафедры психологии СПбАППо, Санкт-Петербург

 344 37%
 593 63%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии