Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

16 апреля 2014 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьной администрации  Программа дня

Всего участников: 341

Репортаж


День школьной администрации начался с разговора о переменах – тех, что уже происходят в школе, и тех, что грядут.

Директор Центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, главный редактор журнала «Управление школой» Ефим Рачевский прочитал лекцию «Кадровая стратегия современной школы».

«Коллеги, – обратился он к залу, – сегодня мы единственная европейская страна, где дети учатся шесть дней, где каникулы длятся три месяца и где старшеклассники изучают 19 (!) предметов. Но все меняется, и у нас тоже.

Еще 15 лет назад, когда в школу приходил учитель устраиваться на работу и приносил с собой пухлую трудовую книжку, о нем говорили «летун». А сейчас, если претенденту за 40, и у него в трудовой книжке только одна запись, директор начинает сомневаться: а есть ли у этого педагога амбиции, стремление к профессиональному росту?

Когда-то была проблема с заполнением штата в образовательном учреждении, сегодня такой проблемы нет. Есть проблема качества учителей. У меня в школе две свободных вакансии – учителя истории и физики. На первую – 29 претендентов, на вторую – 11. Причем это педагоги не только из Москвы, а из самых разных мест: Иркутска, Улан-Удэ и даже Киргизии».

Означает ли это, что вопрос привлечения и удержания лучших педагогов для директоров не стоит? Нет, конечно. Высокопрофессиональные педагоги тоже выбирают школы, и этот выбор, как отметил Рачевский, определяет не только уровень зарплаты. По наблюдениям Ефима Лазаревича, для современных учителей важно, насколько ученики мотивированы на образование, интересно ли им в школе, какие у них выстраиваются взаимоотношения с учителями, с администрацией.

«Ко мне в школу пришел учитель истории, замечательный педагог, лауреат многих конкурсов и очень обаятельный человек, – привел пример Ефим Рачевский. – Он думал о переходе к нам, но никак не мог принять решение. Дело в том, что этот учитель жил на другом конце города, добираться до школы не меньше часа. А что его убедило? Он увидел, что дети ведут себя в школе свободно, могут запросто подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос, обсудить, например, почему задерживается выход школьного альманаха».

Все эти изменения влияют на кадровую политику школы. А влияют ли они на главную цель российского образования? И в чем эта цель состоит сегодня? Свое видение изложил руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина в лекции «Педагогический коллектив – это совокупность или система?».

«Для себя я сформулировал миссию образования так: формирование отношения человека к миру и к себе в этом мире, – начал Исаак Иосифович. – А ключевая характеристика этого отношения состоит в том, какую позицию занимает человек. Одни люди занимают позицию «мне кто-то что-то должен». А другие считают, что мир, приняв их, уже полностью с ними рассчитался, и теперь задача человека думать, чем он может быть полезен миру и людям. Сформировать подобное отношение не может совокупность учителей. Это может сделать только педагогический коллектив, в котором, говоря на языке математики, пересечение ценностей отдельных членов учительского сообщества не образует пустого множества.

Вопрос из зала: «Если так важно формирование отношения к миру, почему при составлении рейтингов школ учитывают только учебные результаты и игнорируют воспитательные?»

«Разработка критериев воспитательной работы идет давно, но до сих адекватные критерии не удалось создать, – ответил И.И. Калина. – Все, что предлагается, оказывается неточным, слишком субъективным либо легко поддающимся фальсификации. Введение подобных критериев привело бы только к росту ненужной отчетности и, скорее бы, навредило, чем помогло бы развитию воспитательных практик… Именно по причине важности задачи формирования отношения человека к миру надо быть очень осторожным с введением измерительных процедур в этой сфере. Но работа над этим продолжается. И если кому-то удастся создать диагностический инструментарий, сравнимый по достоверности с оценочными методиками, которые применяются при оценке учебных результатов, это будет очень ценный вклад».

Практическая часть дня была активной. Мастер-класс доктора психологических наук, директора Университетской школы МГПУ Сергея Степанова и психолога, заместителя директора Университетской школы МГПУ Евгения Кремера «Сценарирование сотворческого педагогического совета: зачем и как?» прошел в формате совместного составления сценария педсовета по проблематике, выбранной самими участниками. Волнующую проблему нашли быстро: трения в отношениях учителей, родителей и учеников.

Для подготовки сценария ведущие предложили воспользоваться культурным аналогом. То есть взять любой культурный феномен, например, сказку, миф, ситуацию из художественной литературы или произведения искусства, где на уровне образов и развития сюжета просматривалась бы аналогия с проблемой. Педагоги вспомнили многое, остановились на сказке «Репка»: там никак не удавалось добыть «результат». В образах собаки и кошки усмотрели антагонизм между учителями и родителями; в образе мышки многим виделся ученик, которого порой воспринимают как маленького, хотя от него зависит успех всего дела.

Культурный аналог помог раскрепостить мышление участников, и дальше на всех этапах сценанирования педсовета учителя активно включались в разработку, предлагая свои варианты ходов и решений. Например, после выделения ключевых проблем в отношениях родителей и учителей кто-то предложил родительские проблемы «отдать» на обсуждение учителям, а учительские – родителям. Для этапа обсуждения был предложен «метод автобусной остановки», когда участники педсовета, разделившись на группы, передвигаются по станциям, обсуждая разные проблемы, а затем делятся идеями.

«Такая методика, – отметил Евгений Кремер, – помогает ощутить ценность каждого педагога, родителя и ученика. Все объединены общим замыслом, который создается совместными усилиями».

С новинками издательств участников марафона знакомили редакторы и методисты издательств. Так, заместитель генерального директора издательства «Легион» Сергей Махненко на лекции «Организация мониторинга учебных достижений обучающихся в системе внутришкольного контроля» говорил: «Мы рассматриваем мониторинг не как административную надстройку, которая должна помочь оценить работу педагогов и принять какие-то меры, а как часть органического образовательного процесса. Помимо диагностической функции мониторинг несет в себе обучающую и развивающую. Это достигается как за счет особых заданий, так и за счет особой организации работы. В частности, у нас есть так называемая форма отсроченного контроля, когда уровень освоения знания проверяются спустя определенное время после проверочной работы. И оказывается, что написанная на «отлично» контрольная отнюдь не гарантирует прочного усвоения учебного материала, поскольку ученики зачастую настроены на временное усвоение. Увидев это, учитель начинает лучше осознавать значимость настроя и психологических установок детей в отношении школьного обучения».

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
13:45

15:00
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии