16 апреля 2014 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьной администрации  Программа дня

Всего участников: 341

Репортаж


День школьной администрации начался с разговора о переменах – тех, что уже происходят в школе, и тех, что грядут.

Директор Центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, главный редактор журнала «Управление школой» Ефим Рачевский прочитал лекцию «Кадровая стратегия современной школы».

«Коллеги, – обратился он к залу, – сегодня мы единственная европейская страна, где дети учатся шесть дней, где каникулы длятся три месяца и где старшеклассники изучают 19 (!) предметов. Но все меняется, и у нас тоже.

Еще 15 лет назад, когда в школу приходил учитель устраиваться на работу и приносил с собой пухлую трудовую книжку, о нем говорили «летун». А сейчас, если претенденту за 40, и у него в трудовой книжке только одна запись, директор начинает сомневаться: а есть ли у этого педагога амбиции, стремление к профессиональному росту?

Когда-то была проблема с заполнением штата в образовательном учреждении, сегодня такой проблемы нет. Есть проблема качества учителей. У меня в школе две свободных вакансии – учителя истории и физики. На первую – 29 претендентов, на вторую – 11. Причем это педагоги не только из Москвы, а из самых разных мест: Иркутска, Улан-Удэ и даже Киргизии».

Означает ли это, что вопрос привлечения и удержания лучших педагогов для директоров не стоит? Нет, конечно. Высокопрофессиональные педагоги тоже выбирают школы, и этот выбор, как отметил Рачевский, определяет не только уровень зарплаты. По наблюдениям Ефима Лазаревича, для современных учителей важно, насколько ученики мотивированы на образование, интересно ли им в школе, какие у них выстраиваются взаимоотношения с учителями, с администрацией.

«Ко мне в школу пришел учитель истории, замечательный педагог, лауреат многих конкурсов и очень обаятельный человек, – привел пример Ефим Рачевский. – Он думал о переходе к нам, но никак не мог принять решение. Дело в том, что этот учитель жил на другом конце города, добираться до школы не меньше часа. А что его убедило? Он увидел, что дети ведут себя в школе свободно, могут запросто подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос, обсудить, например, почему задерживается выход школьного альманаха».

Все эти изменения влияют на кадровую политику школы. А влияют ли они на главную цель российского образования? И в чем эта цель состоит сегодня? Свое видение изложил руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина в лекции «Педагогический коллектив – это совокупность или система?».

«Для себя я сформулировал миссию образования так: формирование отношения человека к миру и к себе в этом мире, – начал Исаак Иосифович. – А ключевая характеристика этого отношения состоит в том, какую позицию занимает человек. Одни люди занимают позицию «мне кто-то что-то должен». А другие считают, что мир, приняв их, уже полностью с ними рассчитался, и теперь задача человека думать, чем он может быть полезен миру и людям. Сформировать подобное отношение не может совокупность учителей. Это может сделать только педагогический коллектив, в котором, говоря на языке математики, пересечение ценностей отдельных членов учительского сообщества не образует пустого множества.

Вопрос из зала: «Если так важно формирование отношения к миру, почему при составлении рейтингов школ учитывают только учебные результаты и игнорируют воспитательные?»

«Разработка критериев воспитательной работы идет давно, но до сих адекватные критерии не удалось создать, – ответил И.И. Калина. – Все, что предлагается, оказывается неточным, слишком субъективным либо легко поддающимся фальсификации. Введение подобных критериев привело бы только к росту ненужной отчетности и, скорее бы, навредило, чем помогло бы развитию воспитательных практик… Именно по причине важности задачи формирования отношения человека к миру надо быть очень осторожным с введением измерительных процедур в этой сфере. Но работа над этим продолжается. И если кому-то удастся создать диагностический инструментарий, сравнимый по достоверности с оценочными методиками, которые применяются при оценке учебных результатов, это будет очень ценный вклад».

Практическая часть дня была активной. Мастер-класс доктора психологических наук, директора Университетской школы МГПУ Сергея Степанова и психолога, заместителя директора Университетской школы МГПУ Евгения Кремера «Сценарирование сотворческого педагогического совета: зачем и как?» прошел в формате совместного составления сценария педсовета по проблематике, выбранной самими участниками. Волнующую проблему нашли быстро: трения в отношениях учителей, родителей и учеников.

Для подготовки сценария ведущие предложили воспользоваться культурным аналогом. То есть взять любой культурный феномен, например, сказку, миф, ситуацию из художественной литературы или произведения искусства, где на уровне образов и развития сюжета просматривалась бы аналогия с проблемой. Педагоги вспомнили многое, остановились на сказке «Репка»: там никак не удавалось добыть «результат». В образах собаки и кошки усмотрели антагонизм между учителями и родителями; в образе мышки многим виделся ученик, которого порой воспринимают как маленького, хотя от него зависит успех всего дела.

Культурный аналог помог раскрепостить мышление участников, и дальше на всех этапах сценанирования педсовета учителя активно включались в разработку, предлагая свои варианты ходов и решений. Например, после выделения ключевых проблем в отношениях родителей и учителей кто-то предложил родительские проблемы «отдать» на обсуждение учителям, а учительские – родителям. Для этапа обсуждения был предложен «метод автобусной остановки», когда участники педсовета, разделившись на группы, передвигаются по станциям, обсуждая разные проблемы, а затем делятся идеями.

«Такая методика, – отметил Евгений Кремер, – помогает ощутить ценность каждого педагога, родителя и ученика. Все объединены общим замыслом, который создается совместными усилиями».

С новинками издательств участников марафона знакомили редакторы и методисты издательств. Так, заместитель генерального директора издательства «Легион» Сергей Махненко на лекции «Организация мониторинга учебных достижений обучающихся в системе внутришкольного контроля» говорил: «Мы рассматриваем мониторинг не как административную надстройку, которая должна помочь оценить работу педагогов и принять какие-то меры, а как часть органического образовательного процесса. Помимо диагностической функции мониторинг несет в себе обучающую и развивающую. Это достигается как за счет особых заданий, так и за счет особой организации работы. В частности, у нас есть так называемая форма отсроченного контроля, когда уровень освоения знания проверяются спустя определенное время после проверочной работы. И оказывается, что написанная на «отлично» контрольная отнюдь не гарантирует прочного усвоения учебного материала, поскольку ученики зачастую настроены на временное усвоение. Увидев это, учитель начинает лучше осознавать значимость настроя и психологических установок детей в отношении школьного обучения».

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Кадровая стратегия современной школы [2687]

РАЧЕВСКИЙ Е.Л., главный редактор журнала «Управление школой»

[Мероприятие 6]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках начальной, основной и средней школы [2556]

СВЕТИЧ Е.Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО»

[Мероприятие 5]

Фирма «1C»

Лекция

Планирование и оперативное управление организацией учебного процесса в «1С: Общеобразовательное учреждение» [2578]

ЯНИКОВА З.М., руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования, фирма «1С»

[Мероприятие 10]

Компания «Аверс»

Лекция

Применение ресурсов ИС «АВЕРС: Электронный Клас­сный Журнал» в рамках выполнения современных требований использования информационных систем ведения элек­тронных журналов успе­ваемости обучающихся и элек­тронных дневников [2695]

ПОКРОВСКАЯ А.В., ГБОУ СОШ № 1001 г. Москва

 250 77%
 20 6%
 38 12%
 18 5%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 2]

Лекция

Новые смыслы педагогического образования. Ответ на вызовы и потребности работодателя [2688]

СЕМЕНОВ А.Л., академик РАН и РАО

[Мероприятие 3]

Компания «Новый диск»

Лекция

Цифровая учебная платформа: организация и ресурсное обеспечение информационно-образовательной среды школы [2576]

ИВАНОВ С.Г., руководитель интернет-проектов департамента образования компании «Новый Диск»

[Мероприятие 7]

Издательство «Легион»

Лекция

Организация мониторинга учебных достижений обучающихся в системе внутришкольного контроля [2575]

МАХНЕНКО С.Г., зам. генерального директора издательства «Легион» по перспективным разработкам

[Мероприятие 11]

Мастер-класс

Сценарирование сотворческого педагогического совета: зачем и как? [2697]

СТЕПАНОВ С.Ю., д.психол.н., директор Университетской школы МГПУ;
КРЕМЕР Е.З., психолог, зам. директора Университетской школы МГПУ

 154 48%
 16 5%
 97 30%
 55 17%
13:45

15:00
[Мероприятие 4]

Лекция

Педагогический коллектив – это совокупность или система? [2689]

КАЛИНА И.И., д.п.н, заслуженный учитель РФ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы;
СОЛОВЕЙЧИК А.С., главный редактор Издательского дома «Первое сентября», вице-президент ОИГ «Дрофа—Вентана»

[Мероприятие 8]

ООО «ТД «Школьник»

Лекция

Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов с помощью современного инновационного оборудования на всех ступенях школьного обучения [2577]

ЕФИМОВА Т.Ю., руководитель информационно-методического направления ООО «ТД «Школьник»

[Мероприятие 12]

Лекция

УМК издательства «Просвещение» в федеральных перечнях учебников на 2014/2015 учебный год. Содержание, особенности, новинки [2720]

КОТЛЯР О.Г., первый заместитель главного редактора издательства «Просвещение»

 282 86%
 28 9%
 18 5%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии