Рейтинг@Mail.ru

12 апреля 2014 г.

День учителя русского языка  Программа дня

Всего участников: 1234

Репортаж

По традиции, ключевое событие Дня учителя русского языка – обсуждение ежегодных изменений в формате заданий и условиях проведения итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). В прессе вечно крутится огромное количество разнообразных и тревожных слухов, что порядком нервирует и педагогов, и учеников.


Так что прямо с утра Ирина Цыбулько, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИПИ, на лекции «Особенности Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2014 году» со всей ответственностью заявила: «Не переживайте! Никаких революций не будет».

Аудитория недоверчиво переспрашивала: и про тесты (часть А), и про тексты (часть С), и про новые правила проверки. И каждый раз Ирина Петровна сурово допытывалась: «Ну кто вам это сказал? Назовите мне имя и фамилию!» И снова и снова напоминала: «Вся достоверная информация на нашем сайте: http://www.fipi.ru/. Если в чем-то сомневаетесь, пишите нам. Мы обязательно ответим».

Впрочем, некоторые изменения все же случились. Но – к лучшему. Прежде всего, создан открытый банк заданий ГИА (на сайте ФИПИ). Понятно, к чему готовиться, необходимый материал под рукой. В банке заданий ЕГЭ появился орфоэпический словник (слова, в которых требуется правильно поставить ударения) и словарь паронимов. Только из этого списка материалы вошли в КИМы. Никаких сюрпризов. Однако текстов для части С на сайте нет – лишь образцы. Более того, тексты в этом году ожидаются совершенно новые, чтобы преподаватели не старались натаскать учеников, а на самом деле учили ребят выделять проблему, аргументировать высказанное мнение. По-прежнему подростки смогут порассуждать о вечных проблемах, а не только о литературоведческих тонкостях и важности чтения художественной литературы, как пугают региональные методисты.

Вообще от регионов зависит немало. В частности, место проведения экзамена для девятиклассников. Обязательного требования сдавать ГИА в чужой школе не существует. Этот вопрос можно решить «в своем кругу». Многое делается для того, чтобы выпускники меньше нервничали по пустякам. В частности, по поводу формы записи. Компьютер прочитает словосочетание, выписанное и в начальной форме, и в косвенном падеже (часть В), не заметит лишнего пробела.

Экспертов старательно готовят к тому, чтобы они любые сомнения решали «в пользу ученика». Если в сочинении есть хоть намек на формулировку проблемы, в любой части текста, проверяющий обязательно это заметит.

Но жизнь наша изменчива, и требования к школе, к уровню подготовки выпускников тоже меняются. Логично ожидать в будущем изменений формата итоговой аттестации. Вот-вот появится экзаменационное сочинение («Дети заранее стонут», – вздыхает учительница в зале). Появятся уроки словесности вместо отдельных: «русский язык» и «литература». Это непременно повлияет на ЕГЭ. Как? Пока трудно сказать. В любом случае, педагоги смогут принять участие в обсуждении всех инноваций и будут располагать полной информацией заблаговременно.

Пока в одном зале шла речь о перспективах и глобальных проблемах итоговой аттестации, в другом кропотливо собирали коллекцию типичных ошибок в сочинениях и рецепты борьбы с ними.

В ходе лекции «Алгоритм написания ЕГЭ (части С) по русскому языку, анализ типичных ошибок и примеры образцов работ учащихся» Светлана Драбкина, методист кафедры филологического образования МИОО, учитель русского языка и литературы высшей категории ЦО № 2030, напоминала, что выпускники имеют право не соглашаться с автором экзаменационного текста, только делать это необходимо аргументированно. Предлагала не заставлять всех учеников приводить сплошь «литературные аргументы» для подкрепления своей позиции. Пусть доводы будут «из жизненного опыта» – лишь бы сочинение в целом получилось живое, авторское, органичное для данного ребенка. Вообще – не нужно слишком усердствовать. Если подросток не уверен в жанре предложенного на экзамене фрагмента, можно обойтись без сложной терминологии. Длинную фразу о проблематике текста лучше превратить в ряд вопросительных предложений.

Было бы неправильно свести все разговоры на Марафоне исключительно к ЕГЭ. Ведь есть же и другая жизнь, повседневная работа с детьми в классе. В ходе лекции «Формулировка заданий по русскому языку как средство развития универсальных учебных действий» Роман Дощинский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, показывал на конкретных примерах, как можно переформулировать вполне традиционные предметные задания так, чтобы они отвечали заявленному в стандартах компетентностному подходу. Прежде всего, ученик должен понимать, зачем ему ломать голову над тем или иным вопросом. Кроме того, ему должно быть интересно этим заниматься. Не просто «напиши, составь, замени…», а «представь себя на месте редактора журнала или радиоведущего» – психологически точная мотивировка деятельности. Также неплохо бы сразу сказать, сколько времени отводится на выполнение задания и каковы будут критерии оценки, на какие образцы можно ориентироваться.

Андрей Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, на семинаре «Организация проектной деятельности школьников при изучении русского языка: способ достижений метапредметных результатов обучения» продемонстрировал, каких замечательных результатов достигают ученики, если преподаватели помогают ребенку сформулировать интригующую и посильную тему, предлагают разнообразные формы воплощения идеи (презентации, видеоклипы и фильмы, сайты), позволяют обращаться к современной культуре, актуальным молодежным тенденциям. Зал «принял на ура» проект старшеклассницы – видеоклип, соединивший хрестоматийное тютчевское «О, как убийственно мы любим…» и мистические кадры из популярного сериала «Сумерки». В конце концов, любовь остается все той же, во все времена и в любых декорациях.

Вообще, практический опыт, примеры детских работ вызывали в аудитории самые бурные и восторженные реакции. Не случайно перед началом Круглого стола «Как учить сочинению? Какое сочинение нам нужно?» Надежда Шапиро, заведующая кафедрой словесности ГОУ ЦО № 57, вспомнила героя платоновского «Котлована», который обожал циркуляры, сочинявшиеся властями почти ежедневно. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей». Так вот, это не про учителей. Им хочется, забыв про формальности, говорить о деле, об учениках.

Зал долго не отпускал Ирину Добрынину, руководителя кафедры филологии новосибирской гимназии «Центр Горностай». Она рассказывала, как увлечь пятиклассников описанием картин, пейзажей, мелких деталей (уроки развития речи – по программе). Кажется, невозможно! А если предложить не тусклые репродукции в учебнике, а смешные, динамичные мультфильмы? Коротенькие, на пару минут (чтобы за урок успеть посмотреть несколько раз, обсудить), и без слов (чтобы у ребенка был стимул самому что-то сказать, написать и чтобы не ограничиваться исключительно отечественной анимацией).

В качестве примера Ирина Владимировна показала французскую видеоверсию размышления на тему «Почему панда черно-белая?» («Tiji. Le monde» – http://www.youtube.com/watch?v=txx8ABdHOeI/). Во-первых, от экрана невозможно было оторваться, во-вторых, даже взрослым немедленно захотелось поделиться впечатлениями, еще раз вспомнить смешные подробности, попытаться понять, почему появляются в кадре те или иные герои, краски. Подобрать синонимы, эпитеты, сравнения…

Мультфильм про поросенка – любителя печенья («Ormie – the Pig» – http://www.youtube.com/watch?v=EUm-vAOmV1o) поможет мгновенно выучить все, что нужно, про глаголы, даже в таких сложных материях разобраться, как вид и переходность. А заодно «впустить» в класс так необходимый детям юмор, увы, редко встречающийся на страницах учебников и методичек.

Мультфильм Андрея Петрова «Еще раз» (http://www.youtube.com/watch?v=flCpfrQojg8) – для ребят постарше. Повод поговорить о прошлом, о детстве бабушек и дедушек, о приметах времени, которые, вероятно, по-разному воспринимаются героем и зрителем. Тут вам и повествование, и рассуждение.

Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514, определяет, насколько школьники привыкли сочинять собственные тексты и полюбили это непростое дело, по тому спрашивают ли они «а сколько страниц или строчек нужно написать». Если не спрашивают, значит, процесс идет в нужном направлении. Как добиться этого? Неплохо бы учителю самому попробовать себя в роли автора. Испытать страх перед чистым листом, помучиться над словом, с болью в сердце вычеркнуть лишнее. Тогда и детские проблемы он увидит другими глазами. Сколько всего можно придумать, особенно, если прислушаться к тому, что подсказывает хорошее стихотворение, рассказ.

И странное дело, аудитория смотрела мультики, слушала одно за другим детские сочинения (стилизации чеховской «Моя она», к примеру), и никто не ворчал: «Где же взять время? Когда же программу проходить?». Скорее, сами выступающие вспоминали о дамокловом мече всевозможных программ и контрольных. Но как-то вскользь, без надрыва.

Потому что циркуляры и чиновничьи нововведения появляются и исчезают, а замечательные книги, удивительные дети, ремесло учителя-словесника, которым ты любишь и умеешь заниматься, остаются.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Особенности Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2014 году

ЦЫБУЛЬКО И. П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку


Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Пособие-практикум С.В.Драб­­киной и Д.И.Суб­ботина: алгоритм написания ЕГЭ (части С) по русскому языку, анализ типичных ошибок и примеры образцов работ учащихся

ДРАБКИНА С. В., ведущий эксперт ГАОУ ДПО «Московский Центр развития кадрового потенциала образования», учитель высшей квалификационной категории ГОУ СОШ № 2030, лауреат Гранта г. Москвы в сфере образования в 2011 году, ответственный секретарь предметной комиссии по литературе г. Москвы


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках литературы

ЕРОХИНА Е. Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, заместитель проректора по учебно-методической работе МПГУ;
СВЕТИЧ Е. Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО


Издательство «Просвещение»

Лекция

Стратегические направления обучения русскому языку: УМК Л.М.Рыбченковой, О.М.Алек­сандровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевича

НАРУШЕВИЧ А. Г., к. филол. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку;
АЛЕКСАНДРОВА О. М., к.п.н., доцент, заведующая отделом филологического образования ИСМО РАО


 86971%
 24220%
 706%
 443%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Семинар

Организация проектной деятельности школьников при изу­чении русского языка: способ достижений метапредметных результатов обучения

НАРУШЕВИЧ А. Г., к. филол. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку


Издательство «Экзамен»

Лекция

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов при работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

ЕГОРАЕВА Г. Т., руководитель департамента методологии АНО «НЦИО», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Формулировка заданий по русскому языку как средство развития универсальных учеб­ных действий

ДОЩИНСКИЙ Р. А., к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО, председатель РОО НАС


Издательство «Национальное образование»

Методика обучения русскому языку в контексте федеральных государственных образовательных стандартов

ЦЫБУЛЬКО И. П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку;
ГЕРО И. К., к.пед.н., ведущий методист издательства «Национальное образование»», учитель высшей категории, почётный работник общего образования РФ, победитель Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), победитель конкурса «Грант Правительства Москвы в сфере образования»


 46239%
 47139%
 716%
 19216%
13:45 – 15:00

Круглый стол

Как учить сочинению? Какое сочинение нам нужно?

ШАПИРО Н. А., учитель высшей категории ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык»


Издательство «Легион»

Лекция

С2 ГИА: учимся комментировать и аргументировать

СЕНИНА Н. А., к.фил.н., профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова, начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион»


Издательство «ВАКО»

Лекция

Система непрерывной актуализации знаний при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

КАЗБЕК-КАЗИЕВА М. М., учитель ЧУОО «Европейская гимназия»


 63554%
 54746%
 0≤ 1%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии