Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

11 апреля 2014 г.

Московский педагогический государственный университет

День учителя литературы  Программа дня

Всего участников: 734

Репортаж


Литература – искусство, кто бы спорил. Но кто бы сумел так  ее преподать? Красиво. Талантливо. Этично. Благородно. Организаторы Дня  раздали учителям кучу авансов на этот счет.

С утра перед словесниками предстал педагог из Челябинского лицея №31, руководитель литературной студии, автор книги «Няня-поэзия». Он сам пишет стихи, прозу, сценарии, музыку, а главное – учит детей писать стихи. Мастер-класс Константина Рубинского «Почему сочиняющий ребёнок замолкает, взрослея» вдохновлял и учил: цели у детей, приходящих на факультатив, могут быть самые разные, и чаще всего это  общение, а не поэзия; они по полгода могут ничего не предлагать или говорить, что пишут, но никому не покажут. Однако у Константина Рубинского масса тем и идей, увлекающих ребят работой над словом. Например, случайное соприкосновение понятий: придумываем эпитеты к слову «река», записываем; придумываем эпитеты к слову «птица», записываем; а теперь меняем одно определяемое слово на другое – возникают необычные (поэтические) сочетания, предстает новый образ. Или задания по поэтическому перевоплощению: «я свитер…я зубная щетка». Более полно методика описана в публикациях журнала «Литература», но в основе – уверенность:

– Каждый ребенок хоть на минуту поэт, и «ма-ма» – наш первый стих. А вот к тому, что стихи – это о нас, и с поэзией ты никогда не будешь чувствовать себя одиноким, – к этому человека надо еще подвести.

Константин Рубинский видит разных детей, они у него тоже «рифмуются» по определенным признакам, и он знает, чем и как поддержать каждого. Он читает детские стихи, смакуя каждый звук, а учителя сидят, мечтательно подперев голову. После лекции альманахи детской поэзии, привезенные педагогом в подарок марафонцам, исчезли в момент.  Был проанонсирован журнал молодой поэзии «Стержень», авторы – 4-21 год. И все-таки: почему перестают писать повзрослевшие подростки? К этому вопросу рассказчик вернулся в конце и даже дал ответы, но это было уже не важно – все поняли, что у ребят в юности была мастерская слова, и какая! А уж на что она сработала в каждом – не наше дело. Но факт: за 19 лет поэтических штудий Константин Рубинский воспитал двух профессиональных поэтов. А что? Поэту мир редко говорит «да»…

Следом шло  другое яркое событие: «Мой Гамлет» В.Высоцкого: как рассказывать детям о культурных эпохах».  Интрига? Еще бы! Но ларчик открывался изящно: в зале показывали фильм. Актриса Людмила Абрамова рассказывает молодым  посетителям   музея В. Высоцкого – http://www.visotsky.ru/ об удивительном феномене: принц датский прижился в русской культуре, как нигде больше. Он нам свой, а средневековая Дания, которая как тюрьма  и  лишь бежать сломя голову, – родная уже который век. Слабый характер? Не может решиться, не в силах выйти из умственного тупика, сам же говорит. Э-нет. Мечта, правда,  благородство,   непреклонность духа – это наша национальная  территория.  Рассказ сопровождал прекрасный видеоряд, мы вспомнили актеров, фильмы, сцены из спектаклей – а Любимов и Высоцкий были в конце.  Так как же нам рассказывать о культурных эпохах детям? Талантливо. Не можем на высоком уровне сами – даем качественную передачу. На Дне литературы проверили: зал захвачен  просмотром целиком, хотя по жанру – как программа «Академия» на Культуре. Стоит ли добавлять, что диски с фильмом раскупили за пять минут.  

А что же ФГОС, ЕГЭ и новые стандарты, спросите вы. Было. Три лекции подряд прочитала Елена Ерохина, доцент филологического факультета МПГУ, автор методик к линии учебников по литературе, входящей в Федеральный перечень, – тоже своего рода марафонец. Сначала «Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках литературы», потом – «Принципы организации учебной деятельности на уроках литературы», уже от «Вентана-Граф»; наконец, от издательства «Интеллект-Центр» лекция «Обучение школьников письменным видам речевой деятельности на уроках литературы: система учебных задач». И хотя на последней линии усталость  лектора давала себя знать, народ как раз к ней и подтянулся – распознали ценность материала и качество изложения, число участников увеличилось вдвое по сравнению с первой встречей.

На этих лекциях магические слова «система учебных задач»,   «сценарии учебных эпизодов», «письменные виды речевой деятельности» расшифровывались доступно и понятно.

– Стандарт помогает нам более ответственно относиться к содержанию урока – отсюда появилось   много разговоров об учебной деятельности – а это совсем не то, что оптимизация. Василий Васильевич Давыдов  двадцать лет назад писал о «другой   организации учебно-воспитательной работы»    ради положительных результатов учения, а  мы к этому только  подбираемся.

Итак, мотивационная метафора задана – все по науке. Далее лектор рассказывает о четырех этапах деятельности. Первый – мотивация, разумеется. Второй – ориентировочный (план, опирающийся на результат). Третий – исполнительский. Четвертый – контроль. Так вот: у нас нет никакой деятельности ребенка, потому что мы во все четыре этапа влезаем сами, с головой. И думаем: как это – доверить ребенку контроль! Лектор привела пример: ученица обратилась к ней с претензией на задание. Странное, говорит, задание: «Сравни свой ответ и примерный; поясни расхождения». Она не понимает, что ответов может быть несколько, это ладно – но она возмущается: «Разве человек может сам себя оценивать?» И если у нас так, то не надо говорить о развитии. Медленно, но верно Елена  Ерохина прочищала в головах учителей дорогу к деятельностному подходу. Например, показывала пирамиду Маслоу, где внизу – базовая потребность в безопасности, а наверху – в творчестве, и говорила:

– Когда мы говорим «а то двойку получишь», «а то ЕГЭ не сдашь», мы указываем на опасность, то есть задействуем низшую потребность. Хорошей  мотивацией угрозу не назовешь, а почему не подняться выше? 

Лариса  Бугрова,  кандидат филологических наук, методист издательства «Дрофа», провела занятие «Организация творческих исследований учащихся при изучении литературных произведений» – добавим: в старших классах.  Тут цель – движение  каждого по своему маршруту. Но не всегда старшеклассник готов выбрать тему  самостоятельно. Для этого существует перечень возможных исследовательских жанров: хронолайнер (составьте линию времени жизни и творчества  автора и  найдите культурные пересечения), авторские ремарки в пьесе, роман и кино, историко-культурный календарь к рассказу, банк интернет-ресурсов по творчеству поэта и так далее. Задача учителя – поддержать то, к чему ученик более склонен, предложить разные формы сбора  материала: карты, карточки,  интеллект-схемы.

Виктор Журавлев рассказал о методических  новинках  в линейке  учебников Веры Коровиной – лекция «Реализация требований ФГОС ООО в УМК издательства «Просвещение» по русскому языку и литературе». Появились рабочие тетради по литературе для 5-6 классов, в производстве для 7-9.  Спрос на тетради большой, несмотря на то что дидактические материалы были в комплекте всегда (книги «Читаем, думаем,  спорим»). Но основным содержанием лекции стал рассказ о  фонохрестоматиях к учебникам. Это и усиливает внимание ученика  к возможностям выразительного чтения, и дает  учителю новые возможности анализа произведений. Например, вести разговор о том,  как исполнение трактует содержание, сравнивать разные исполнения.

И совпало: работе со звучащей классикой много внимания уделила и Татьяна  Рыжкова, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена, учитель  литературы.  Лекция «Методика работы с   электронными образовательными ресурсами к УМК по литературе 5–8 классов под ред.  И.Н.Сухих»   демонстрировала разнообразные возможности работы с изобразительным рядом и с аудиоматериалом. Ресурс интерактивный, и ребенок может сам с ним работать. Главное – есть из чего выбрать послушать, посмотреть, а выбрав, определиться с заданием. Есть очень простые: как звучит (буднично, щемящее, тревожно..) -  список слов, обозначающих эмоции, большой. Или вопрос с открытым ответом: «Почему один романс звучит по-разному у профессионального вокалиста   и актера». Так идет работа с лирическими образами поэзии, так мы развиваем представление о личности, реализующей себя в искусстве.

…И вот кульминация Дня! На марафон приехал писатель и телеведущий Александр Архангельский с лекцией «Современная русская литература – путь к золотой середине».  Вполне сообразуясь с потребностями учителя-словесника (что нам сегодня читать, что давать детям, как интерпретировать современный литературный процесс),  Александр Архангельский сначала провел ревизию  «устройства» советской литературы 70-х, где все писатели знали свое место, были причислены к течениям и направлениям, и в этом – в принадлежности к типу – Довлатов сопоставим с Распутиным при всей идеологической разнице. То есть было ясно, от кого чего ждать.  Тогда как современный писатель не знает ниш и ярлыков, не обязан встраиваться, и это, конечно, благо для литературы, но  трудность для читателя. Дальнейшая лекция – лоция в море новых книг и имен. Да, классификации порой аd hoc, оценки небесспорные – но тем веселее и интереснее было слушать.

Вот так и надо! И Пушкин ведь про то же: «Слово – чистое веселье…»


Текст: Людмила КОЖУРИНА

Фото: Владимир СТРОКОВСКИЙ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Мастер-класс

Почему сочиняющий ребёнок замолкает, взрослея [2542]

РУБИНСКИЙ К.С., поэт, руководитель литературной студии, автор книги «Няня-поэзия»


[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках литературы [2544]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, помощник проректора по учебно-методической работе МПГУ;
СВЕТИЧ Е.Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО»

[Мероприятие 7]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Рабочая программа. Методические рекомендации к составлению рабочих программ [2548]

ТРУНЦЕВА Т.Н., к.п.н., доцент кафедры филологии ГБОО ВПО МО «Академия социального управления»

[Мероприятие 10]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Организация творческих исследований учащихся при изу­чении литературных произведений [2551]

БУГРОВА Л.В., кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; разработчик программ повышения квалификации педагогов по педагогическим технологиям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами различных УМК по русскому языку

 27038%
 9113%
 8312%
 26837%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Принципы организации учебной деятельности на уроках литературы [2545]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, помощник проректора по учебно-методической работе МПГУ

[Мероприятие 5]

«Мой Гамлет» В.Высоцкого: как рассказывать детям о культурных эпохах [2546]

[Мероприятие 6]

Издательство «Легион»

Лекция

От текста к смыслу: тематические тесты по литературе как средство подготовки к сочинению [2547]

СЕНИНА Н.А., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Че­хова (филиал РГЭУ), руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион»;
НАРУШЕВИЧ А.Г., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П.Чехова

[Мероприятие 8]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Реализация требований ФГОС ООО в УМК издательства «Просвещение» по русскому языку и литературе [2549]

ЖУРАВЛЕВ В.П., к.филол.н., заместитель руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение»

 11417%
 26139%
 25237%
 497%
13:45

15:00
[Мероприятие 2]

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Обучение школьников письменным видам речевой деятельности на уроках литературы: система учебных задач [2543]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, помощник проректора по учебно-методической работе МПГУ

[Мероприятие 9]

Лекция

Современная русская литература — путь к золотой середине [2550]

АРХАНГЕЛЬСКИЙ А.Н., писатель, журналист, телеведущий


[Мероприятие 11]

Издательство «Академия»

Лекция

Методика работы с электронными образовательными ресурсами к УМК по литературе 5–8 классов под ред И.Н.Сухих [2552]

РЫЖКОВА Т.В., к.п.н., доцент каф. детской литературы РГПУ им. А.И.Гер­цена, учитель литературы

 20030%
 44466%
 274%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии