Рейтинг@Mail.ru

29 марта 2014 г.

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Всего участников: 805

Репортаж


Второй день, посвященный начальной школе, продолжил развивать направления, обозначенные накануне. Как учить по-новому? Как формировать универсальные учебные действия? Что такое метапредметные результаты, и уже уточните, как их будут проверять!

Об особенностях контроля говорила Марина Кузнецова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела начального образования ИСМО РАО на  лекции «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе». Поскольку результаты обучения стали более сложными и дифференцированными, измерять их придется более тонкими и точными инструментами. В частности, пятибалльная отметка не отражает динамики ребенка. Для корректного анализа традиционные методы мало подходят. Даже результаты двух стандартных диктантов нельзя считать объективным показателем, поскольку в них будет разное количество слов, разные орфограммы.

Для того чтобы адекватно оценивать результаты работы, необходим прежде всего стартовый замер. Ведь если нет объективных данных, попытки учителя объяснить, что в соседнем классе был отбор и нельзя судить об успехах детей в абсолютных показателях, воспринимаются как оправдания слабой работы.

Количество контрольных тоже вызывает вопросы. «Увы, школьная жизнь перегружена контрольно-оценочными процедурами, но ожидать что положение изменится, я бы не советовала», – сказала ведущая. Но участие в международных исследованиях надо воспринимать положительно. Это участие добровольное, в отличие от многочисленных мониторингов, которые любой уровень управления образованием имеет право провести в любой момент. Международные исследования помимо диагностики дают представление о том, как мировое сообщество оценивает умения детей, педагоги имеют возможность познакомиться с инструментарием.  Список диагностических инструментов открыт для обсуждения. Педагоги ищут и опробуют пути диагностики метапредметных результатов, способов действия, применения знаний, индивидуального прогресса – для этого даются одни и те же задания на разных этапах обучения. Все, кто хотел бы присоединиться к обсуждению контрольно-оценочных процедур, могут зайти на сайт центра оценки качества образования: http://www.centeroko.ru/.

Проблемы диагностики обсуждались и на лекции «Внутриклассное оценивание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС», которую читали Эльвира Березина, методист консультативно-методической службы ФНМЦ им. Л.В.Занкова.

В каком случае учитель может сказать, что он работает на конечный результат? Если  постоянно задает себе вопрос: что именно я буду делать, по операциям. Отслеживать успешность помогает контроль промежуточных итогов. Очень существенно, что вся внутренняя оценка находится в ведении школы. А внутриклассное оценивание центрировано на ученике. Учитель делает все, чтобы ребенок понимал смысл оценивания. Оно проводится в разных формах, вплоть до анонимной. Оценка предназначена для того, чтобы отвечать на вопрос ученика: насколько я достиг результата. Оценка – это инструмент, сверяясь с которым, учитель корректирует учебный процесс. Он может на промежуточных этапах не отчитываться даже перед завучем.

Учитель, выстраивая взаимодействие с классом, должен действовать по определенному алгоритму. Во-первых, формализовать учебные цели, это сложнее всего. Представлять, какие умения и знания  появятся у школьника после урока. Сказать ему: ты научишься... ты узнаешь... Во-вторых, подобрать систему тестов, чтобы ученик мог самого себя протестировать. Здесь важны дробность целей, поэтапное измерение результатов. В-третьих, выбрать оценочные техники. Скорректировать свою работу: если нет результата, методы недостаточно хороши.

Большое внимание уделяется составлению заданий таким образом, чтобы ребенок задумался: знаю ли я? Любое задание он выполняет для чего-то, и он понимает для чего.

Примеры самых разных интерактивных, игровых, творческих заданий были продемонстрированы на лекции «Педагогический калейдоскоп: формирование метапредметных знаний у младших школьников через исследовательскую деятельность». Калейдоскоп – потому что с участниками Марафона делилась опытом группа учителей из Старого Оскола, которых представляла Ирина Корчагина, заслуженный учитель РФ, методист СОГИУУ. Этим творческим коллективом была продемонстрирована богатая палитра методических средств. Инна Латорцева рассказала о том, как сделать компьютер частью развивающей среды. Ею накоплен опыт использования интерактивных игр-тренажеров. Участники имели возможность проверить на одном из них свое умение определять склонение существительных. Елена Филенко говорила о разнообразных формах работы, которые способствуют выращиванию надпредметных умений, продемонстрировала широкий спектр заданий с самыми разными сигналами для самопроверки. Алла Бычинская предложила вниманию коллег «лингвистические почемучки», проблемные вопросы, которые позволяют ребенку переосмыслить старые знания, загадки. Работая с ними, ребенок учится делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Наталья Сухих представила проектную форму работы. Ее ребята исследовали, можно ли приготовить зубную пасту в домашних условиях. После такого методического фейерверка Валентина Распопова предложила коллегам, сидящим в зале, присоединиться к физкультминутке, которую придумали ее ученики. Отдохнув и размявшись, участники Марафона  выслушали выступление Дианы Ивановой о возможностях работы с тестовыми заданиями: «Тест – часть исследовательских технологий, это задание дает возможность выбора». В качестве примеров были приведены тесты в картинках, некоторые из которых рисовали сами дети. Собственноручный рисунок, конечно же сделает тренировку правописания веселее, а проверку нестрашной.

В том, что ученики начальной школы больше всего любят рисовать, никто не сомневается. Поэтому так охотно шли педагоги на лекцию «Роль учителя ИЗО в условиях реализации ФГОС: коллективные работы и организация праздников в начальной школе», где Татьяна Сапожникова, научный сотрудник Центра непрерывного художественного образования Б.М. Неменского, учитель изобразительного искусства, и Ольга Скуратова, кандидат педагогических наук, учитель ИЗО Университетской школы МГПУ, щедро делились с коллегами идеями и приемами работы.

Уроки изобразительного искусства не меньше других занятий могут работать на достижение метапредметных результатов. Например, перед предстоящим праздником дети по отдельности рисуют бабочек, которые потом «слетятся» на большой лист. С каждой такой коллективной работой дети постепенно учатся договариваться, учитывать интересы друг друга. Так же, соединяя отдельные работы, можно быстро склеивать длинные красочные полотна. «Весна» или «Город», размещенные на стенах или выставленные «гармошкой» на подоконнике, могут стать украшением класса к празднику. А вот идея для праздника прощания с начальной школой: каждый рисует себя, вырезает, приклеивает на общий лист и «наряжает» в костюм, скроенный из красочных журнальных страниц. Для прощания с букварем можно нарисовать и оживить буквы русского алфавита: раскрасить, пририсовать им глаза, ручки-ножки, шляпы, прически. Или преобразовать в домики. Это не трудно, весело, дает простор для фантазии и педагогического взаимодействия. Татьяна Сапожникова, демонстрируя большую красочную надпись «Прощай, азбука», пояснила, что «П» делал самый слабый ребенок, который даже не сразу понял суть задания, но в результате все получилось, и его буква стала первой.

Удовольствие от творчества испытали и участники, пришедшие на лекцию. Из листов цветной бумаги они, следуя инструкциям ведущих, смастерили за несколько минут экзотические цветы. «Скомкайте, расправьте, еще раз и еще, сделайте квадрат. Получилось?» В ответ зал радостно заплескал красными и оранжевыми лоскутками. «На этом можно было бы и закончить, не продолжать дальше, праздник уже получился», – прокомментировала Татьяна Борисовна.

Конечно, поделки были закончены, это и стало эмоциональным завершением второго дня.

Елена КУЦЕНКО


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Педагогический калейдоскоп: формирование метапредметных знаний у младших школьников через исследовательскую деятельность

КОРЧАГИНА И. В., засл. учитель РФ, методист МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ» и др.


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок в начальной школе. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках

ИВАНОВА И. В., учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»;
СВЕТИЧ Е. Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

КУЗНЕЦОВА М. И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО


ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

Использование программы Flash в учебном процессе и внеурочной работе

ВОВК Е. Т., зам. директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова


Круглый стол

Ведущий: КОНДАКОВ Г. В., Яндекс, МФТИ

Электронный учебник по математике для начальной школы. Делаем вместе

КОНОВАЛОВА А. В., РГГУ


 37748%
 16020%
 19024%
 608%
 0≤ 1%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Внутриклассное оценивание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС

БЕРЕЗИНА Э. В., методист консультативно-методической службы ФНМЦ им. Л.В.Занкова;
ЯКОВЛЕВА С. Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова


Компания «Новый диск»

Лекция

Проектная деятельность в начальной школе. Реализация требований ФГОС и создание портфолио проектов учащимися и педагогами

ШУВАЛОВА У. А., методист отдела дошкольного и начального образования департамента образования компании «Новый Диск»


Издательство «Дрофа»

Мастер-класс

Приемы работы с бумагой. Создание объемного панно «Пейзаж»

МАЛЫШЕВА Н. А., автор УМК «Технология. 1–4 кл.», преподаватель технологии ГОУ № 1626 (г. Мос­ква)


Издательство «Мнемозина»

Лекция

Содержание и методика преподавания математики в начальных классах по учебникам для начальной школы системы «Открываю мир» (завершенная предметная линия для 1–11-х классов под ред. А.Г.Мордковича)

АЛЕКСАНДРОВА Л. А., учитель математики ГБОО Лицей № 1561, методист по математике Ресурсного методического центра, отличник народного просвещения, член коллектива авторов УМК по алгебре А.Г.Мордковича, автор учебников по математике для начальной школы под редакцией А.Г.Мордковича


 18725%
 33444%
 20627%
 324%
13:45 – 15:00

Лекция

Роль учителя ИЗО в условиях реализации ФГОС: коллективные работы и организация праздников в начальной школе

САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Издательство «Экзамен»

Лекция

Итоговая аттестация выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС по предмету окружающий мир

БЕЛОЗЕРОВА Е. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, гимназия № 491 «Марьино» г. Москвы, отличник народного просвещения, победитель Приоритетного национального проекта «Образование» по г. Москве 2012 года


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Методика работы с новыми диагностическими пособиями по литературному чтению

МАТВЕЕВА Е. И., к.п.н., доцент кафедры начального образования Московского института открытого образования, автор УМК «Литературное чтение. 1–4 классы»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Методические возможности завершённой предметной линии учебников «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в реализации требований ФГОС НОО

КАНАКИНА В. П., к.п.н., доцент, автор курса «Русский язык» УМК «Школа России»


 17323%
 9913%
 28839%
 18825%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии