Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2014 г.

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 2143

Репортаж

Желающие попасть на мероприятия этого дня выстраивались в очередь за два квартала от МПГУ – ничего себе! Вот, оказывается, какие знания у наших педагогов в дефиците!


На лекции «Инновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ (аутизм, ДЦП, дизартрия)» Снежаны Танцюры, кандидата педагогических наук, учителя-логопеда высшей категории и главного редактора журнала «Логопед», люди стояли вдоль стен, у входа, устраивались перед экраном прямо на полу.

– Нам может не нравиться, что в обычный класс попадают дети с ОВЗ, но изменить мы ничего не можем. Все, что мы можем сделать, – это принять ребенка всем сердцем и пойти к нему навстречу. Будем смотреть правде в глаза: аутисты поначалу не нравятся педагогам и логопедам. Несмотря на высокий потенциал, они не могут раскрыть себя в рамках привычного учебного процесса. Чтобы мотивировать ребенка и сформировать у него адекватное поведение, применяется комбинированная методика – и очные, и дистанционные занятия.

Снежана Юрьевна показывает видеоролик. По одну сторону экрана веселится ребенок: убегает, прибегает, занимается своими делами. Рядом, готовая в случае чего вмешаться, сидит его мама. По другую сторону экрана – учительница, которая очень громко, на повышенных тонах, пытается обратить на себя внимание ученика:

– В какую игрушку больше всего девочка любила играть? Скажи: в какую? Давай я тебе напишу, а ты вставь буквы!

Но вот учительница что-то пишет на компьютере, ребенок подходит к клавиатуре и тоже щелкает клавишами... и диалог устанавливается! Как тут без железной выдержки? Другой ролик, демонстрирующий на этот раз проверку ребенка на чувствительность и логопедический массаж: четырехлетняя девочка три раза не может с закрытыми глазами уследить, когда колючая щетка коснется ее локтя. Хитрит, подглядывает. В зале умиленный смех.

– Видите, и специального массажа дети боятся гораздо меньше, чем некоторые думают! Возможно, профилактические занятия в раннем возрасте могли бы решить все проблемы.

– Не выключайте, пожалуйста. – педагоги с восторгом смотрят на трудного ребенка, а это уже немало.

Методическую копилку педагога изрядно пополнила логопед, кандидат педагогических наук Татьяна Ланина на мастер-классе «Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста». На собственном артикуляционном аппарате показывала, как развивать дошкольника через игру, через забаву. Все это длилось полтора часа.

– Отводим ребенка в ванную и предлагаем поиграть с водой. Пусть набирает в рот воды, нажимает себе на щеки и пускает фонтанчики…

А на лекции Екатерины Сусловой, логопеда и руководителя портала «Мерсибо» под названием «Дети и компьютерная среда» были предложены целая коллекция новых интерактивных игр, библиотека разнообразных звуков для каждого логопедическая случая, а также рекомендации для тех, кто сам собирается разработать для себя интерактивные пособия.

Действующий инструктор по детскому фитнесу, преподаватель физической культуры в московском педагогическом колледже № 5 Елена Пенчева на занятии «Йога на уроках в школе: модно или полезно?» рассказала о йоге на уроках. Выяснив, что из всего зала лишь четверо понимают, что такое йога, она провела небольшой ликбез. Сочетание физических, психических и духовных практик, поиск внутренней гармонии… Педагоги насторожились: не слишком ли сложно?

– Для детей рекомендуется курс адаптированной хатха-йоги, – успокоила собравшихся Пенчева. – Она проще, и дети легко ее усваивают.

Тем не менее до практической части многие педагоги не досидели. А те, кто похрабрее, через несколько минут под руководством инструктора начали принимать различные позы. Выяснилось, что так и учиться можно. – Ну-ка, кто подсчитает число треугольников, которые образовывает ваше тело при этой позе? Сколько острых углов, сколько прямых? Как перейти от асимметричной фигуры к симметричной? – не уставала спрашивать Елена. Она давала возможность почувствовать, как собственное тело становится конструктором. Если махи и растяжки не имеют для ребенка никакого значения, поза «собаки, воющей на луну» точно заинтересует.

Но настоящий ажиотаж вызвал мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников» Ларисы Прохоровой, инструктора по физкультуре в детском саду № 14 «Ладушки» города Конаково Тверской области.

– Наша задача – научить детей слушать музыку, – объясняет Лариса Александровна. – В средней группе они просто ходят по кругу под музыку, или ползают, или бегут. Со временем мы снабжаем их большим запасом танцевальных движений, но это происходит даже не за один год, а через огромное число повторений, изо дня в день, по чуть-чуть. В танцевальной гимнастике нельзя требовать быстрого результата, как и нельзя выработать четкую методику, подходящую для всех. Под руководством инструктора педагоги с удовольствием топали, хлопали, делали змейку и веселились от души.

– Приятно прихватить с собой пару новых движений, – призналась одна смешливая учительница, – для детей, и для себя!

Тему продолжила доктор биологических наук, профессор МИОО Наталья Панкова на обучающем семинаре «Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды»: – Факторов риска для здоровья ребенка масса, начиная от общей экологической обстановки и не вовремя начавшейся весны и заканчивая политическими особенностями страны, в которой мы живем. В школе свои факторы риска, и в особенности – гиподинамия. А ведь даже бактерии и вирусы нуждаются в энергии, воде и возможности передвигаться!

Ту же мысль проводила и Ольга Шклярова, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ. Ее лекция «Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО» имела большой успех. – Сбережение здоровья ребенка – не альтернатива имеющейся системе, а ее неотъемлемая часть. Стрессовая педагогическая тактика противоречит новому стандарту, от нее пора отвыкать. Пока вы не создадите нужную, спокойную, комфортную среду, нельзя говорить о какой-либо культуре здорового образа жизни. Программа ФГОС по сбережению здоровья ребенка – примерная, конкретику продумывает каждый педагог и директор школы на основе проблемно-ориентированного анализа своей ситуации. Но одно остается верным: школа должна быть зоной минимального стресса и максимального экологического комфорта. Дизайн и психологическая атмосфера в классе не регламентируются СанПиНами, но имеют не меньшее значение. Школа должна быть красивой! – призывала Ольга Анатольевна.

Опыт практиков – традиционно любимый жанр марафонских дней. Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Диана Роснач рассказала о своем опыте работы обучения детей с нарушениями слуха в массовой школе. И вот уже слабослышащие выпускники школы № 937 сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы – ну чем не чудо?

– Медицинская техника у нас все лучше, а звучат дети все хуже, – рассказывает Диана Юрьевна. – Все-таки не в технике дело, а в том, что мы ничего не требуем ни от себя, ни от слабослышащих детей. Тут речь должна быть самоцелью. Если мы ждем от ребенка, чтобы он зазвучал, то он зазвучит.

В этом, по словам эксперта, и заключается тонкость работы дефектолога и судропедагога: не идти легким путем языка жестов, а объяснить ребенку, что со слышащими он может и должен именно говорить. А как иначе дать ему всю полноту дальнейшей жизни?

– Бывает, что ребенку говорить, строго говоря, нечем. Зубов нет, нёбо рассечено, а все равно ему лучше стараться, а не учиться по усеченной программе. Бывает, что к нам приходят дети без единого звука и все-таки начинают общаться. Кстати, со здоровыми детьми у них прекрасно складываются отношения. Никогда еще я не слышала упрека: ты глухой. Все детские разборки у нас в школе происходят на равных.

И вот любопытное замечание: индивидуальная работа со слабослышащими не приносит успеха. Диалоги за столом неэффективны, нужна реальная ситуация общения.

Методист МГППУ, кандидат педагогических наук Артур Хаустов провел обучающий семинар «Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра». Семинар настолько захватил участников, что лектора долго не могли отпустить после окончания семинара. К молодому специалисту выстроилась целая очередь:

– Помогите, у меня такой случай… А что если не получается?.. Как лучше устроить процесс для такого ученика? – вопросы сыпались как из рога изобилия.

Член совета директоров Российской ассоциации дислексии Наталья Свободина в лекции «Нужен ли логопед сегодняшнему образованию?» поставила вопрос ребром:

– Известны случаи: директор школы, посидев на уроке логопеда, решает, что все учителя так могут, и сокращает ставку. Администрация школы вопрошает: что вы там делаете, за что вам столько платят? В детском саду логопед отказывается корректировать речь ребенка: они только выявляют… Не так давно мы провели опрос среди логопедов по всей России и выяснили, что случаи нарушения речи наших детей растут, как раковая опухоль. Из двадцати шести регионов нам сообщили, что в первые классы приходят до 90% детей с нарушениями. В среднем по стране – около сорока процентов первоклассников оказываются в группе риска. С нарушениями письма и речи около половины всех наших второклассников. А дисграфия и дислексия в России до сих пор исправляются на полулегальных началах… Только логопед в поликлинике может констатировать нарушение… Основная причина нынешних речевых отклонений – дизартрия (ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. – А.Ч.). Дети вообще мало говорят. Выросло целое поколение дизартриков, окончивших школу. Это кого-то волнует?

И уже под занавес дня, на семинаре руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ Елены Самсоновой «Инклюзивное образование в современных условиях» зазвучали самые острые, болезненные проблемы. Эксперту не дали дочитать лекцию – сразу посыпались вопросы:

– Что делать, если образовательный холдинг при объединении включил в себя коррекционную школу и вам ничего не остается, как работать на новых условиях? В новом законе об образовании нет понятия «школа восьмого вида», а дети с умственной отсталостью есть…

– Ставки дефектолога в школе нет, логопеда вот-вот сократят, как работать?

– Половину детей из коррекционной школы просто невозможно включить в общеобразовательный процесс!

– А родители? Они не хотят признавать, что у детей какая-то проблема, не слушают учителя!

– Спокойно, – удерживает публику Елена Валентиновна. – Есть постановление, согласно которому, несмотря на все подвижки в инклюзивном образовании, коррекционные школы не должны исчезать. И пусть мы замечаем, что таинственным образом школы восьмого вида исчезают с карты России, рано или поздно за это придется отвечать директорам образовательных организаций. Есть плюс в том, что в холдинг попала коррекционная школа, – это значит, что ее программа появится на сайте холдинга и принимать особых детей в обычные классы не придется. Трудности будут у тех, кто, объединившись, не поддерживает специальную программу.

…А в финал отчета хочется поставить доклад профессора факультета психологии МГУ Николая Пряжникова «Профессиональное выгорание в психолого-педагогической работе: причины, последствия и профилактика». Известно же: непросто и самому педагогу оставаться здоровым в современной школе.

– Интуитивно все люди чувствуют, что их эксплуатируют. Бывает моральная, эмоциональная, финансовая эксплуатация – а учителям знакома и временная, когда их вовлекают в гонку вечных исполнителей, не дают минуты, чтобы опомниться и почувствовать себя полноценным профессионалом. Надо сказать, вечный исполнитель деградирует как личность. И другие психологические наблюдения: соблазн унизить другого, показать свое превосходство, создать коалицию против – это все сигналы неблагополучия. А позиция «ничего, еще придет и мое время» закрепляет эксплуатируемого в его незавидном положении.

– Даже хорошему директору трудно устоять от соблазна придержать премию. Или нелепости расписания… Многое делается для того, чтобы не дать учителю осознать свой успех. …

Целый день педагоги странствовали из зала в зал, стремясь объять необъятное, понять, услышать, записать. Но и целого дня было мало.

Александра ЧКАНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Доклад с элементами дискусии

Профессиональное выгорание в психолого-педаго­гической работе: причины, последствия и профилактика

ПРЯЖНИКОВ Н. С., профессор факультета психологии МГУ


Издательство «ТЦ Сфера»

Лекция

Иновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ» (аутизм, ДЦП, дизартрия)

ТАНЦЮРА С. Ю., к.п.н., доцент, учитель-логопед высшей категории, главный редактор журнала «Логопед»


Лекция

Нужен ли логопед сегодняшнему образованию?

СВОБОДИНА Н. Г., логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии


Обучающий семинар

Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра

ХАУСТОВ А. В., к.п.н., методист МГППУ


Семинар

Йога на уроках в школе: модно или полезно?

ПЕНЧЕВА Е. В., преподаватель физической культуры ГБПОУ Колледж физической культуры и спорта «Спарта», Москва


 36217%
 116353%
 34916%
 1678%
 1316%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО

ШКЛЯРОВА О. А., к.п.н., доцент, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ


Семинар

Коррекционная направленность работы с детьми с нарушениями слуха в массовой школе

РОСНАЧ Д. Ю., научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО


Обучающий семинар

Эффективное общение педагогов с родителями в инклюзивном образовании

ШВЕЦ И. С., педагог-психолог ГБОУ ВПО МГППУ


Обучающий семинар

Танцевально-ритмическая гимнастика – как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников

ПРОХОРОВА Л. А., инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.


Мастер-класс

Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста

ЛАНИНА Т. Н., к.п.н., учитель-логопед


 41220%
 914%
 47523%
 1417%
 96346%
13:45 – 15:00

Портал «Мерсибо»

Лекция

1. Дети и компьютерная среда. 2. Мерсибо – новые уникальные возможности для специалиста. 3. Современные методы ведения документации онлайн. Кабинет логопеда – в компьютере. 4. Новые интерактивные игры – помощь логопеду, стимул для ребенка. 5. Самостоятельное изготовление интерактивных пособий – удобно, быстро, эффективно.

СУСЛОВА Е. А., ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, учитель-логопед высшей категории, автор методики и многих интерактивных игр Мерсибо, автор статей по логопедии и коррекционной педагогики


Обучающий семинар

Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды

ПАНКОВА Н. Б., д.биол.н., профессор ГАОУ ВПО МИОО, член Экспертного совета по вопросам здоровья обучающихся при Комитете по образованию Госдумы ФС РФ


Издательство «Просвещение»

Лекция

Современные тенденции в специальном дошкольном образовании. Научный подход к интеграции детей с ОВЗ

СТРЕБЕЛЕВА Е. А., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО; Лауреат премии Президента РФ в области диагностики умственного развития детей раннего возраста (эксперт)


Семинар

Инклюзивное образование в современных условиях

САМСОНОВА Е. В., к.психол.н., руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ


Лекция

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья учащихся, занимающихся физической культурой и спортом

ВОДЯНИЦКАЯ О. И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы


 83841%
 35217%
 57428%
 1799%
 1135%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии