27 марта 2014 г.

Московский педагогический государственный университет

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 2143

Репортаж

Желающие попасть на мероприятия этого дня выстраивались в очередь за два квартала от МПГУ – ничего себе! Вот, оказывается, какие знания у наших педагогов в дефиците!


На лекции «Инновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ (аутизм, ДЦП, дизартрия)» Снежаны Танцюры, кандидата педагогических наук, учителя-логопеда высшей категории и главного редактора журнала «Логопед», люди стояли вдоль стен, у входа, устраивались перед экраном прямо на полу.

– Нам может не нравиться, что в обычный класс попадают дети с ОВЗ, но изменить мы ничего не можем. Все, что мы можем сделать, – это принять ребенка всем сердцем и пойти к нему навстречу. Будем смотреть правде в глаза: аутисты поначалу не нравятся педагогам и логопедам. Несмотря на высокий потенциал, они не могут раскрыть себя в рамках привычного учебного процесса. Чтобы мотивировать ребенка и сформировать у него адекватное поведение, применяется комбинированная методика – и очные, и дистанционные занятия.

Снежана Юрьевна показывает видеоролик. По одну сторону экрана веселится ребенок: убегает, прибегает, занимается своими делами. Рядом, готовая в случае чего вмешаться, сидит его мама. По другую сторону экрана – учительница, которая очень громко, на повышенных тонах, пытается обратить на себя внимание ученика:

– В какую игрушку больше всего девочка любила играть? Скажи: в какую? Давай я тебе напишу, а ты вставь буквы!

Но вот учительница что-то пишет на компьютере, ребенок подходит к клавиатуре и тоже щелкает клавишами... и диалог устанавливается! Как тут без железной выдержки? Другой ролик, демонстрирующий на этот раз проверку ребенка на чувствительность и логопедический массаж: четырехлетняя девочка три раза не может с закрытыми глазами уследить, когда колючая щетка коснется ее локтя. Хитрит, подглядывает. В зале умиленный смех.

– Видите, и специального массажа дети боятся гораздо меньше, чем некоторые думают! Возможно, профилактические занятия в раннем возрасте могли бы решить все проблемы.

– Не выключайте, пожалуйста. – педагоги с восторгом смотрят на трудного ребенка, а это уже немало.

Методическую копилку педагога изрядно пополнила логопед, кандидат педагогических наук Татьяна Ланина на мастер-классе «Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста». На собственном артикуляционном аппарате показывала, как развивать дошкольника через игру, через забаву. Все это длилось полтора часа.

– Отводим ребенка в ванную и предлагаем поиграть с водой. Пусть набирает в рот воды, нажимает себе на щеки и пускает фонтанчики…

А на лекции Екатерины Сусловой, логопеда и руководителя портала «Мерсибо» под названием «Дети и компьютерная среда» были предложены целая коллекция новых интерактивных игр, библиотека разнообразных звуков для каждого логопедическая случая, а также рекомендации для тех, кто сам собирается разработать для себя интерактивные пособия.

Действующий инструктор по детскому фитнесу, преподаватель физической культуры в московском педагогическом колледже № 5 Елена Пенчева на занятии «Йога на уроках в школе: модно или полезно?» рассказала о йоге на уроках. Выяснив, что из всего зала лишь четверо понимают, что такое йога, она провела небольшой ликбез. Сочетание физических, психических и духовных практик, поиск внутренней гармонии… Педагоги насторожились: не слишком ли сложно?

– Для детей рекомендуется курс адаптированной хатха-йоги, – успокоила собравшихся Пенчева. – Она проще, и дети легко ее усваивают.

Тем не менее до практической части многие педагоги не досидели. А те, кто похрабрее, через несколько минут под руководством инструктора начали принимать различные позы. Выяснилось, что так и учиться можно. – Ну-ка, кто подсчитает число треугольников, которые образовывает ваше тело при этой позе? Сколько острых углов, сколько прямых? Как перейти от асимметричной фигуры к симметричной? – не уставала спрашивать Елена. Она давала возможность почувствовать, как собственное тело становится конструктором. Если махи и растяжки не имеют для ребенка никакого значения, поза «собаки, воющей на луну» точно заинтересует.

Но настоящий ажиотаж вызвал мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников» Ларисы Прохоровой, инструктора по физкультуре в детском саду № 14 «Ладушки» города Конаково Тверской области.

– Наша задача – научить детей слушать музыку, – объясняет Лариса Александровна. – В средней группе они просто ходят по кругу под музыку, или ползают, или бегут. Со временем мы снабжаем их большим запасом танцевальных движений, но это происходит даже не за один год, а через огромное число повторений, изо дня в день, по чуть-чуть. В танцевальной гимнастике нельзя требовать быстрого результата, как и нельзя выработать четкую методику, подходящую для всех. Под руководством инструктора педагоги с удовольствием топали, хлопали, делали змейку и веселились от души.

– Приятно прихватить с собой пару новых движений, – призналась одна смешливая учительница, – для детей, и для себя!

Тему продолжила доктор биологических наук, профессор МИОО Наталья Панкова на обучающем семинаре «Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды»: – Факторов риска для здоровья ребенка масса, начиная от общей экологической обстановки и не вовремя начавшейся весны и заканчивая политическими особенностями страны, в которой мы живем. В школе свои факторы риска, и в особенности – гиподинамия. А ведь даже бактерии и вирусы нуждаются в энергии, воде и возможности передвигаться!

Ту же мысль проводила и Ольга Шклярова, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ. Ее лекция «Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО» имела большой успех. – Сбережение здоровья ребенка – не альтернатива имеющейся системе, а ее неотъемлемая часть. Стрессовая педагогическая тактика противоречит новому стандарту, от нее пора отвыкать. Пока вы не создадите нужную, спокойную, комфортную среду, нельзя говорить о какой-либо культуре здорового образа жизни. Программа ФГОС по сбережению здоровья ребенка – примерная, конкретику продумывает каждый педагог и директор школы на основе проблемно-ориентированного анализа своей ситуации. Но одно остается верным: школа должна быть зоной минимального стресса и максимального экологического комфорта. Дизайн и психологическая атмосфера в классе не регламентируются СанПиНами, но имеют не меньшее значение. Школа должна быть красивой! – призывала Ольга Анатольевна.

Опыт практиков – традиционно любимый жанр марафонских дней. Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Диана Роснач рассказала о своем опыте работы обучения детей с нарушениями слуха в массовой школе. И вот уже слабослышащие выпускники школы № 937 сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы – ну чем не чудо?

– Медицинская техника у нас все лучше, а звучат дети все хуже, – рассказывает Диана Юрьевна. – Все-таки не в технике дело, а в том, что мы ничего не требуем ни от себя, ни от слабослышащих детей. Тут речь должна быть самоцелью. Если мы ждем от ребенка, чтобы он зазвучал, то он зазвучит.

В этом, по словам эксперта, и заключается тонкость работы дефектолога и судропедагога: не идти легким путем языка жестов, а объяснить ребенку, что со слышащими он может и должен именно говорить. А как иначе дать ему всю полноту дальнейшей жизни?

– Бывает, что ребенку говорить, строго говоря, нечем. Зубов нет, нёбо рассечено, а все равно ему лучше стараться, а не учиться по усеченной программе. Бывает, что к нам приходят дети без единого звука и все-таки начинают общаться. Кстати, со здоровыми детьми у них прекрасно складываются отношения. Никогда еще я не слышала упрека: ты глухой. Все детские разборки у нас в школе происходят на равных.

И вот любопытное замечание: индивидуальная работа со слабослышащими не приносит успеха. Диалоги за столом неэффективны, нужна реальная ситуация общения.

Методист МГППУ, кандидат педагогических наук Артур Хаустов провел обучающий семинар «Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра». Семинар настолько захватил участников, что лектора долго не могли отпустить после окончания семинара. К молодому специалисту выстроилась целая очередь:

– Помогите, у меня такой случай… А что если не получается?.. Как лучше устроить процесс для такого ученика? – вопросы сыпались как из рога изобилия.

Член совета директоров Российской ассоциации дислексии Наталья Свободина в лекции «Нужен ли логопед сегодняшнему образованию?» поставила вопрос ребром:

– Известны случаи: директор школы, посидев на уроке логопеда, решает, что все учителя так могут, и сокращает ставку. Администрация школы вопрошает: что вы там делаете, за что вам столько платят? В детском саду логопед отказывается корректировать речь ребенка: они только выявляют… Не так давно мы провели опрос среди логопедов по всей России и выяснили, что случаи нарушения речи наших детей растут, как раковая опухоль. Из двадцати шести регионов нам сообщили, что в первые классы приходят до 90% детей с нарушениями. В среднем по стране – около сорока процентов первоклассников оказываются в группе риска. С нарушениями письма и речи около половины всех наших второклассников. А дисграфия и дислексия в России до сих пор исправляются на полулегальных началах… Только логопед в поликлинике может констатировать нарушение… Основная причина нынешних речевых отклонений – дизартрия (ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. – А.Ч.). Дети вообще мало говорят. Выросло целое поколение дизартриков, окончивших школу. Это кого-то волнует?

И уже под занавес дня, на семинаре руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ Елены Самсоновой «Инклюзивное образование в современных условиях» зазвучали самые острые, болезненные проблемы. Эксперту не дали дочитать лекцию – сразу посыпались вопросы:

– Что делать, если образовательный холдинг при объединении включил в себя коррекционную школу и вам ничего не остается, как работать на новых условиях? В новом законе об образовании нет понятия «школа восьмого вида», а дети с умственной отсталостью есть…

– Ставки дефектолога в школе нет, логопеда вот-вот сократят, как работать?

– Половину детей из коррекционной школы просто невозможно включить в общеобразовательный процесс!

– А родители? Они не хотят признавать, что у детей какая-то проблема, не слушают учителя!

– Спокойно, – удерживает публику Елена Валентиновна. – Есть постановление, согласно которому, несмотря на все подвижки в инклюзивном образовании, коррекционные школы не должны исчезать. И пусть мы замечаем, что таинственным образом школы восьмого вида исчезают с карты России, рано или поздно за это придется отвечать директорам образовательных организаций. Есть плюс в том, что в холдинг попала коррекционная школа, – это значит, что ее программа появится на сайте холдинга и принимать особых детей в обычные классы не придется. Трудности будут у тех, кто, объединившись, не поддерживает специальную программу.

…А в финал отчета хочется поставить доклад профессора факультета психологии МГУ Николая Пряжникова «Профессиональное выгорание в психолого-педагогической работе: причины, последствия и профилактика». Известно же: непросто и самому педагогу оставаться здоровым в современной школе.

– Интуитивно все люди чувствуют, что их эксплуатируют. Бывает моральная, эмоциональная, финансовая эксплуатация – а учителям знакома и временная, когда их вовлекают в гонку вечных исполнителей, не дают минуты, чтобы опомниться и почувствовать себя полноценным профессионалом. Надо сказать, вечный исполнитель деградирует как личность. И другие психологические наблюдения: соблазн унизить другого, показать свое превосходство, создать коалицию против – это все сигналы неблагополучия. А позиция «ничего, еще придет и мое время» закрепляет эксплуатируемого в его незавидном положении.

– Даже хорошему директору трудно устоять от соблазна придержать премию. Или нелепости расписания… Многое делается для того, чтобы не дать учителю осознать свой успех. …

Целый день педагоги странствовали из зала в зал, стремясь объять необъятное, понять, услышать, записать. Но и целого дня было мало.

Александра ЧКАНИКОВА


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Доклад с элементами дискусии

Профессиональное выгорание в психолого-педаго­гической работе: причины, последствия и профилактика [2430]

ПРЯЖНИКОВ Н.С., профессор факультета психологии МГУ

[Мероприятие 2]

Издательство «ТЦ Сфера»

Лекция

Иновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ» (аутизм, ДЦП, дизартрия) [2431]

ТАНЦЮРА С.Ю., к.п.н., доцент, учитель-логопед высшей категории, главный редактор журнала «Логопед»

[Мероприятие 3]

Лекция

Нужен ли логопед сегодняшнему образованию? [2432]

СВОБОДИНА Н.Г., логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии

[Мероприятие 4]

Обучающий семинар

Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра [2433]

ХАУСТОВ А.В., к.п.н., методист МГППУ

[Мероприятие 5]

Семинар

Йога на уроках в школе: модно или полезно? [2434]

ПЕНЧЕВА Е.В., преподаватель физической культуры, ГБОУ СПО педагогический колледж № 5, Москва

 362 17%
 1163 53%
 349 16%
 167 8%
 131 6%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Лекция

Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО [2435]

ШКЛЯРОВА О.А., к.п.н., доцент, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ

[Мероприятие 7]

Семинар

Коррекционная направленность работы с детьми с нарушениями слуха в массовой школе [2436]

РОСНАЧ Д.Ю., научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО

[Мероприятие 9]

Обучающий семинар

Эффективное общение педагогов с родителями в инклюзивном образовании [2438]

ШВЕЦ И.С., педагог-психолог ГБОУ ВПО МГППУ

[Мероприятие 10]

Обучающий семинар

Танцевально-ритмическая гимнастика – как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников [2439]

ПРОХОРОВА Л.А., инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.

[Мероприятие 13]

Мастер-класс

Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста [2442]

ЛАНИНА Т.Н., к.п.н., учитель-логопед

 412 20%
 91 4%
 475 23%
 141 7%
 963 46%
13:45

15:00
[Мероприятие 8]

Портал «Мерсибо»

Лекция

1. Дети и компьютерная среда. 2. Мерсибо – новые уникальные возможности для специалиста. 3. Современные методы ведения документации онлайн. Кабинет логопеда – в компьютере. 4. Новые интерактивные игры – помощь логопеду, стимул для ребенка. 5. Самостоятельное изготовление интерактивных пособий – удобно, быстро, эффективно. [2437]

СУСЛОВА Е.А., ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, учитель-логопед высшей категории, автор методики и многих интерактивных игр Мерсибо, автор статей по логопедии и коррекционной педагогики

[Мероприятие 11]

Обучающий семинар

Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды [2440]

ПАНКОВА Н.Б., д.биол.н., профессор ГАОУ ВПО МИОО, член Экспертного совета по вопросам здоровья обучающихся при Комитете по образованию Госдумы ФС РФ

[Мероприятие 12]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Современные тенденции в специальном дошкольном образовании. Научный подход к интеграции детей с ОВЗ [2441]

СТРЕБЕЛЕВА Е.А., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

[Мероприятие 14]

Семинар

Инклюзивное образование в современных условиях [2443]

САМСОНОВА Е.В., к.психол.н., руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ

[Мероприятие 15]

Лекция

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья учащихся, занимающихся физической культурой и спортом [2444]

ВОДЯНИЦКАЯ О.И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы

 838 41%
 352 17%
 574 28%
 179 9%
 113 5%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии