Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

26 марта 2014 г.

Московский педагогический государственный университет

День школьного психолога  Программа дня

Всего участников: 930

Репортаж

День школьного психолога начался с разговора на тему, которая волнует каждого родителя, педагога и психолога, – непослушные дети. Кто не слышал от родителей фразу: «Мой ребенок неуправляемый»? Как быть психологу в этой ситуации?


ТВ Школьный психолог
Мастер-класс
Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы
ЧИБИСОВА Марина Юрьевна, к.психол.н., доцент ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор журнала «Школьный психолог»


Издательство «Генезис»
Лекция
Метафорические карты в работе практического психолога
МУХАМАТУЛИНА Екатерина Александровна, к.психол.н., зав. кафедрой психологии воспитания МИОО, автор книги «Метафорические карты. Руководство для практического психолога» и карточных колод «Пути-дороги. Метафора жизненного пути», «Дерево как образ человека» и др. (Генезис, 2014)


Проблемный семинар
Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД
КУЗНЕЦОВА Анастасия Андреевна, педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»


Мастер-класс
Взаимодействие психолога с заместителем директора по воспитательной работе: инновационные приемы и технологии
ХУХЛАЕВА Ольга Владимировна, к.психол.н., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», руководитель психологической службы школы «Президент»;
СИЗОВА Елена Александровна, зам. директора по воспитательной работе школы «Президент»


Мастер-класс
Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка
ОБУХОВ Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Ведущая мастер-класса   «Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы» Марина Чибисова, кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор журнала «Школьный психолог», предложила для начала подумать над другим вопросом: а должен ли ребенок быть послушным? Поможет ему послушание в жизни быть успешным и счастливым? А что поможет?

Зал отреагировал моментально:

– Упрямство… уверенность…инициативность.

– Как видите, послушания в этом перечне нет, – резюмировала Марина Юрьевна. – В то же время мы понимаем: психологически здоровый, адекватный,  адаптированный к социуму человек умеет следовать определенным правилам. И значит, вопрос не в том, чтобы воспитать послушание, а в том, насколько ребенок понимает, где он свободен поступать так, как ему хочется, а где границы этой свободы. И тогда задача психолога – помочь родителям создать для своего ребенка такую поддерживающую среду, чтобы он учился видеть пространство собственной свободы  и уважать свободу других. Вот если таким образом – через вопрос «зачем» – смотреть на проблемы ребенка, работа с родителями становится более понятной.  

Одновременно во втором зале шел мастер-класс кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Марины Битяновой  «Психологическая помощь педагогическому коллективу на этапе слияния образовательных учреждений». Очевидно, что при слиянии разных школ встает задача соединения двух коллективов в один, в идеале – о формировании сообщества педагогов на основании общих ценностей и смыслов. В психологии  разработаны различные игровые и тренинговые методики, но начинать надо, как утверждает Марина Ростиславовна, не с них. Тренинги  эффективны в тех группах, где уже созрел запрос на обучение определенным навыкам, скажем, навыкам работе в команде. А пока такого запроса нет (на начальном этапе слияния) необходима другая работа, связанная с проговариванием ценностей, рефлексией, осмыслением нового опыта. В частности, стоит поговорить о том, почему сплочение педагогического коллектива строится именно на определенных ценностных основаниях и о том, как это важно для каждого учителя, для детей. Известно, что в школах, где работают  сплоченные педагогические  коллективы, дети, как правило, присваивают ценности учителей.  Особое значение имеет рефлексия ценностных конфликтов, скажем, конфликта нескольких ребят с учителем-предметником. Когда  взрослые обсуждают такого рода конфликты, а потом кто-то из  педагогов приходит в класс и говорит: «Вы знаете, это было очень непростое для меня решение, но я поддержала вас» – ребята получают уникальный жизненный опыт.

Тему сплочения продолжил  Олег Хухлаев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».  Он провел мастер класс   «Обучение во взаимодействии: психолого-педагогическая технология сплочения школьного класса». На мастер-классе О. Хухлаев   познакомил коллег с технологией «Мозаичный класс», которая позволяет  сделать атмосферу в классе более гармоничной. Эта технология была разработана  в рамках подхода «обучение через сотрудничество» в начале 70-х годов  профессором университета штата Техас Э. Аронсоном и базируется на двух главных принципах. Первый принцип прост:  вместе мы знаем больше, чем знает каждый из нас. А второй принцип звучит так: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих целей. Ведущий акцентировал внимание на том, что подобные идеи высказывались и отечественными педагогами, в частности Павлом Блонским, но не были технологизированы и не получили широкого распространения в школьной практике.

Конечно, без разговора о введении ФГООС в этот день не обошлось. На  проблемном семинаре «Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД», который провела педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Анастасия Кузнецова, в аудитории не было незанятых мест. Анастасия Андреевна познакомила участников с базовыми принципами работы психолога по сопровождению этих программ и показала возможности реализации этих принципов на конкретных примерах.

Большой интерес гостей марафона также вызвал мастер-класс кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Алексея Обухова «Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка». Алексей Сергеевич продемонстрировал фильм: уникальные документальные кадры, демонстрирующие стратегии современных детей в ситуации неопределенности (при встрече с незнакомыми, новыми вещами).   Оказалось, дети различаются по своей чувствительности к новому. Есть ребята с высокой чувствительностью к новизне, а есть те, кому она не присуща, однако они способны идти вслед за проявившимся у сверстников интересом, поддерживать и  развивать начатую другими детьми исследовательскую деятельность. Это различие  не учитывается в школьных практиках, и как раз о способах поддержки исследовательской активности шла речь на мастер-классе.

…И в целом: в этот день было сказано и показано столько интересного!  Например,  технология метафорических карт, которые помогают усилить эффективность многих психологических методов. Ее представила кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии воспитания МИОО Екатерина Мухаматулина на лекции «Метафорические карты в работе практического психолога». А психолог-консультант, методист научно-производственной фирмы «Амалтея»Евгений Завьялов выступил с сообщением «Технология функционального биоуправления на основе аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью (БОС) в психолого-педагогической практике образовательного учреждения». Комплексы с БОС позволяют учить детей и взрослых самостоятельно регулировать психофизиологическое состояние организма, в том числе, дыхание, температуру тела, мышечный тонус. Этот навык помогает справляться с самыми различными проблемами, например, с речевыми нарушениями, психоэмоциональными расстройствами, со стрессовыми ситуациями.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Мастер-класс

Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы [2390]

ЧИБИСОВА М.Ю., к.психол.н, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Психологическая помощь педагогическому коллективу на этапе слияния образовательных уч­реждений [2391]

БИТЯНОВА М.Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
БЕГЛОВА Т.В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

[Мероприятие 3]

Издательство «Генезис»

Лекция

Метафорические карты в работе практического психолога [2392]

МУХАМАТУЛИНА Е.А., к.психол.н., зав. кафедрой психологии воспитания МИОО, автор книги «Метафорические карты. Руководство для практического психолога» и карточных колод «Пути-дороги. Метафора жизненного пути», «Дерево как образ человека» и др. (Генезис, 2014)

 57963%
 10011%
 24126%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Взаимодействие психолога с заместителем директора по воспитательной работе: инновационные приемы и технологии [2393]

ХУХЛАЕВА О.В., д.п.н., к.психол.н., рофессор МГППУ, практикующий психолог, автор множества книг по детской психологии;
СИЗОВА Е.А., зам. директора по воспитательной работе школы «Президент»

[Мероприятие 5]

Проблемный семинар

Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД [2394]

КУЗНЕЦОВА А.А., педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

[Мероприятие 6]

Фирма «1C»

Лекция

Мониторинг социально-психологи­ческой дезадаптации подростков с использованием региональных норм [2395]

КУСАКИНА Е.В., методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие», фирма «1С»

 40646%
 35340%
 12514%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Мастер-класс

Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка [2396]

ОБУХОВ А.С., к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Обучение во взаимодействии: психолого-педагогическая тех­нология сплочения школьного класса [2397]

ХУХЛАЕВ О.Е., к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

[Мероприятие 9]

Фирма «Амалтея»

Лекция

Технология функционального био­управления на основе ап­парат­но-про­грам­мных комплек­сов с био­логи­ческой обратной связью (БОС) в пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­ческой практике образовательного учреждения. Новейшие разработки НПФ «Амалтея» [2398]

ЗАВЬЯЛОВ Е.А., психолог-консультант, методист научно-производственной фирмы «Амалтея», специалист в области функционального био­управления

 35541%
 44652%
 567%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии