24 марта 2014 г.

ГБОУ Школа №293, г. Москва

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 568

Репортаж

День технологии по сути предшествует самому открытию Педагогического марафона. Удивительно, но это отражает особое положение предмета технологии в школе. Не в первый раз проводится этот День в Центре образования № 293, и уже можно проследить в динамике перемены в подходах к преподаванию предмета. Тем и хорош Педагогический марафон, что показывает весь спектр нашего образования, как калейдоскоп – каждый день новая дисциплина, новый узор, а в итоге – целостная картина. Где еще такое увидишь? Итак, технология – день первый!


Четыре этажа мастерских и еще актовый зал, как успеть побывать везде? Приходится сновать как игла в вышивке, туда-сюда, вверх-вниз. К слову о вышивке – ее традиционно много. Мастерские пэтчворка, фелтинга, артишока, керамики всегда собирали множество участников. И сейчас – аудитории полны. А вот в коридорах – тишина, жизнь, кажется, сосредотачивается в уголках, где шум, гам, разговоры. Лоток журнала «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/), наверное, никогда не останется без внимания. Вот и сейчас – журналы расходятся, работники редакции берут контакты, приглашают присылать работы. Но профессор Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ, (http://tehnologiya4.ucoz.ru/index/khotuncev_ju_l/0-73), справедливо замечает, что сейчас торжество теории, время проектов, а вот изготовление, ручной труд исчезает. Как исчезают и предметные часы: если в стандарте 2004 года в 5-7-х классах – было два часа в неделю, в 8-м – один, то в новом стандарте два часа остается только в 5-6-х классах, в 7-8-х – уже по одному. Кажется, что пространство технологии съеживается в школах страны. Но не везде. Так, в Белгородской области – 2-3 часа в неделю с 5 по 11 классы, то же – в Тюменской и Омской областях. Губернаторам этих регионов технология нужна. Но три области – не вся Россия.

Лучше всего это понимаешь, когда проходишь по «мужским» мастер-классам. Хоть и напоминал Павел Якушкин, заведующий кафедрой технологии МИОО (http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=46), что нынешний профессиональный стандарт отрицает гендерный подход и выводит профессию учителя технологии на новый уровень, но действительность пока это не подтверждает. В «мужских» мастер-классах, за редким исключением, участников не много, хотя направления заявлены интересные: «Электротехника», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Информационные технологии»... В чем дело? Куда подевались классические «трудовики», у которых в руках горит любое дело? Одно из исключений – мастер-класс «Использование элементов робототехники на уроках технологии», который вел Игорь Кудряшов, учитель технологии (http://igor-truduvik.ru/). У него кипит работа, у него действительно роботы – сначала бумажные, со второго класса, потом деревянные, потом в металле. Главный посыл, главный методический его прием – это создание проекта с нуля, с азов, с природных начал. Это педагогическая позиция, выросшая из многолетней практики, из не очень легкого бытования технологии в нашей школе. Найдется мудрый директор, выделит финансирование на расходные материалы – краски, инструменты, фанеру, электронные компоненты – цветет технология, выдают ребята такие проекты, что на всероссийском уровне показать не стыдно.

Не найдется такого директора – ничего, трудовик что-нибудь придумает. И опять же возьмут его ребята призовые места с помощью проектов собранных на коленке из таких исходных образцов, что и сказать неловко.

– Надо возвращать черчение, – настойчиво говорит Игорь Кудряшов, – Учить рисунку, построению развертки, умению читать чертежи, задавать основы технологического мышления. Я не люблю ЛЕГО, этот конструктор тормозит мышление. Он учит составлять из модулей, он создает работников конвейера.

Я смотрю на Кудряшова, и с его словами сопрягаются слова Александра Глозмана, директора Центра образования № 293, который на конференции этажом выше говорит:

– Ключевой момент в образовании – фигура учителя, работающего в школе. У него может не быть учебников, мастерской, компьютера, но если есть учитель, значит есть образование. Вот о чем говорит профессиональный стандарт.

Они говорят обо одном и том же, о столкновении двух парадигм: Робинзона Крузо, – человека, который нес в себе всю европейскую цивилизацию и мог выстроить свой мир с нуля – и человека постиндустриального мира, который ловко умеет из маленьких модулей создать конструкции любой сложности. Но сложности уже предзаданной, в которой нет рождения нового. Увы, но логика развития преподавания технологии движется, кажется, по второму пути. Ценность авторского, уникального труда, ценность собственного личного образовательного открытия уходит из массовой школы, в том числе и с такими преподавателями, как Николай Шашков (http://www.proshkolu.ru/user/shashkov1097/), проводивший мастер-класс «Проектная деятельность на уроках технологии в 5-7-х классах». После сорока лет работы ему придется расстаться с детьми, потому что в следующем учебном году новый директор школы часов на технологию не предусмотрел. В его классе будет раздевалка, станки спишут, работы выкинут – те, что он не успел раздать детям, Николай Иванович их всегда раздает.

– Это же важно, – объясняет он. – Ученик делал работу своими руками, с начала до конца. Понимаете, важно выработать умение начать и закончить, а не останавливаться на стадии красивого проекта на бумаге, как стали сейчас делать.

Нет смысла перечислять его регалии и заслуги детей, один уникальный прибор, с помощью которого можно вырезать, выжигая, из фанеры профиль любой сложности, чего стоит. Я смотрел чертеж – честно, уникальный, и в то же время простой до изумления. Собирается при наличии компонентов за полчаса. Может, эта простота и смущает? Все эти хлебницы, разделочные доски, разборные табуретки (тоже, кстати, удобная штука), флюгеры – это все прошлый век, уходящая натура? Вещный мир груб и неприветлив, то ли дело компьютерные модели, гладкие на загляденье?

Но не пропадет учитель Шашков – слишком многое он умеет, чтобы пропасть. Важнее, что виртуальное вытесняет реальное в наших школах, а ведь это совсем не мейнстрим в мире образования – вспомнить хотя ГивераТулли с его Ремесленной школой (http://www.ted.com/talks/gever_tulley_s_tinkering_school_in_action). Дети строгают, пилят, паяют, варят, поджигают и даже взрывают – и при этом безмерно счастливы, потому что такая модель завязана на базовые инстинкты постижения – руками, своим делом, благодаря чему образ действия, навыки обращения с инструментом оседают в сознании. Создавать новое, преобразовывая материю, с этого начинался и всегда начинается человек.

...Я ухожу с Дня Технологии со смешанными чувствами. Очевидно, что меняется сама логика преподавания этого предмета в школе, нащупывается его новое место не просто в сетке учебных дисциплин, а вообще в новой образовательной парадигме. Процесс болезненный и трудный, на этом пути можно сделать немало ошибок, исправлять которые потом куда дороже. Уже на выходе отчего-то заглядываю в мастерскую керамики – никого нет, занятия по дымковской игрушке и керамическим колокольчикам уже закончились. С полок улыбаются расписные свистульки, на стенах хохочут, подбоченившись, глиняные бабы да мужики, сверкая глазурными боками. Тихо спит в уголке Змей-Горыныч в масштабе 1:1000. И еле слышно, как вращается гончарный круг...

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

Время Мероприятие
10:00

Начало работы

10:00

15:00
[Мероприятие 1]

10.00-11.15
Издательство «ВАКО»
Лекция

Формирование метапредметных результатов технологического образования в проектной деятельности [2609]

ЛОГВИНОВА О.Н., начальник отдела оценки качества профессионального и дополнительного образования Центра качества образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук

Научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников: проблемы и перспективы развития» [2610]

11.15-12.45

Анализ современного состояния предметной области «Технология» [2611]

ХОТУНЦЕВ Ю.Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ

Актуальные проблемы технологического образования школьников [2612]

ЯКУШКИН П.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО

Профессиональный стандарт учителя – инструмент формирования новой педагогической культуры [2613]

ГЛОЗМАН А.Е., к.п.н.

Подготовка учителей технологии к работе по новым стандартам [2614]

ПИЧУГИНА Г.В., д.п.н., профессор

Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий [2615]

МАХОТИН Д.А., к.п.н., доцент Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ

Методическое обеспечение предметной области «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» [2616]

ГЛОЗМАН Е.С., доцент, канд. пед. наук, заслуженный учитель России

Методическое и информационное обеспечение предметной области «Технология» [2617]

САРЖЕ А.В.

Учебно-методическое обеспечение профессиональной ориентации школьников [2618]

ДЕКАНОВА М.К., к.ист.н., руководитель отдела «Профессиональный выбор и карьера»

Повышение квалификации учителя технологии в системе дополнительного профессионального образования [2619]

НАГЕЛЬ О.И.

Требования к профессиональной подготовке учителя технологии в условиях ФГОС [2620]

КОРОВИНА Ю.В., доцент ГАОУ ВО МИОО

Деятельность Ассоциации учителей технологии Москвы по повышению эффективности технологического образования школьников и профессиональному развитию учителей [2621]

ХРОМОВ А.А., к.п.н., Председатель Ассоциации учителей технологии Москвы

12.45-14.00
ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Лекция

Концептуальные особенности и реализация курса технологии в учебниках ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» [2622]

ОСТАХОВА О.А.

[Мероприятие 2]

Мастер-классы по направлению «Технология. Культура дома»

10.00-10.45

Изготовление изделий из природного материала и натуральной кожи [2623]

(кабинет №33)

МУЛЕВАНОВА Т.Н.

Вышивка лентами. Творчество без границ [2624]

(кабинет №34)

ПОМАЗОВА О.В.;
ХЛЕБНИКОВА Н.А.

Вуалетки из регилина [2625]

(кабинет №32)

ДОЛГОПЯТОВА А.А.

10.45-11.30

Изготовление салфеток [2626]

(кабинет №35)

ИВАНОВА Л.А.

Конструирование поясного изделия в 5–8-х классах [2627]

(кабинет №37)

ШУРЫГИНА Л.Г., учитель технологии

Изготовление керамического панно (коллективная работа) [2628]

(мастерская керамики)

ОРЛОВА М.Е., ГОУ ЦО №293

11.30-12.15

Художественная обработка материалов в технике фелтинг [2629]

(кабинет №33)

ПАВЛОВСКАЯ В.В.

Художественная обработка материала: декоративные цветы (вязание крючком) [2630]

(кабинет №34)

ХИМИЧ И.В.

Дымковская игрушка [2631]

(мастерская керамики)

ТИХОНОВА А.С.

12.15-13.00

Использование современных технологий при выполнении печворка [2632]

(кабинет №35)

РОДИОНОВА Н.В.

Изготовление и декорирование керамических колокольчиков [2633]

(мастерская керамики)

СКВОРЦОВА С.И.

Айрис-фолдинг [2634]

(кабинет №37)

ГРИПАС А.В.

13.00-13.45

Артишок [2635]

(кабинет №33)

АНТОНЕНКО Н.В., учитель технологии

Вышивка шелковыми ленточками [2636]

(кабинет №34)

НАЙДЕНОВА А.В.

Техника ТЕРРА-картины из песка [2637]

(мастерская керамики)

ТХАЙШАОВА С.В., учитель ИЗО

13.45-14.30

Методика работы школьного клуба «Лотошинская слобода» [2638]

(кабинет №34)

ПОПУНОВ О.З., учитель технологии

Конструирование изделий из кожи [2639]

(кабинет №33)

ТАРАСОВА Е.П., ГОУ ЦО №293

[Мероприятие 3]

Мастер-классы по направлению «Технология. Техническое творчество»

10.00-10.45

Художественная обработка материалов на уроках технологии и в дополнительном образовании [2642]

ГЛОЗМАН Е.С., доцент, канд. пед. наук, заслуженный учитель России

Работа с проволокой [2643]

(слесарная мастерская)

ТРОФИМОВ В.Н., учитель технологии

Художественная обработка древесины [2644]

(столярная мастерская)

КРАВЧЕНКО В.С.

10.45-11.30

Конструирование объектов труда из вторичных отходов [2645]

(слесарная мастерская)

КУЧЕРЯВЕНКО В.Ф., заслуженный учитель РФ

Разработка инструментов для резьбы по дереву и для токарного творчества [2646]

(столярная мастерская)

СЕМКЕ А.В.

11.30-12.15

Творческие проекты на уроках технологии в 5–7-х классах [2647]

(слесарная мастерская)

КУЗЬМИН А.А., ГОУ ЦО №1499

Трансформер из бумаги и древесных материалов [2648]

(столярная мастерская)

ФЕДОРОВА Э.А.

Урок-презентация: охрана окружающей среды [2649]

(кабинет №43)

АНТОНЮК А.А.

12.15-13.00

Художественная обработка металлов [2650]

(слесарная мастерская)

СУШКОВ А.М., ГОУ ЦО №1099

Инкрустация соломкой изделий из древесины [2651]

(столярная мастерская)

СКАЧКОВА Е.И., учитель технологии

Проектная деятельность на уроках технологии в 5–7-х классах [2652]

(кабинет №44)

ШАШКОВ Н.И., учитель технологии

13.00-13.45

Разработка творческих проектов с элементами художественной ковки [2653]

(слесарная мастерская)

ПУДОВКИН Д.А., ГОУ ЦО №293

Применение модульных станков на уроках технологии и в системе дополнительного образования [2654]

(столярная мастерская)

ВАСИЛЕНКОВ А.С., ГОУ ЦО №293

Строймастер. Поделки своими руками [2655]

(кабинет №15)

УПОЛОВНИКОВ В.Ю.

Межпредметные связи на уроках технологии и в системе дополнительного образования [2656]

(кабинет №43)

ЛАТКОВ В.В., ГОУ ЦО №293

13.45-14.30

Презентация урока: развитие критического мышления на уроках технологии в рамках перехода на ФГОС [2657]

(кабинет №44)

КОМАРОВ А.А., ГОУ СОШ №1973 ЗАО

Прикладные вопросы железнодорожного и судомоделизма [2658]

(кабинет №45)

ТЕРЕНТЬЕВ А.Р., учитель технологии;
ТЕРЕНТЬЕВ С.А.

Модульные станки UNIMAT [2659]

(кабинет №15)

ГРИЦЕНКО О.И.

[Мероприятие 4]

Мастер-классы по направлениям «Электротехника», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Информационные технологии»

10.00-10.45

Использование элементов робототехники на уроках технологии [2660]

(кабинет №42)

КУДРЯШОВ И.М., учитель технологии

10.45-11.30

Компьютерные анимации на уроках технологии [2661]

(кабинет №42)

МОЧАЛОВ Г.А., к.п.н.

10.30-12.15

Основы электротехники [2662]

(кабинет №41)

ДЯТЛОВ А.А.

Влияние 3D-прототипирования и моделирования на повышение возможностей проектной и творческой деятельности школьников [2663]

(кабинет №28)

БРОНШТЕЙН Б.З., учитель технологии;
ПАВЛОВ И.В.

12.15-13.00

Манипуляторы (робототехника) [2664]

(кабинет №39)

КОЧЕРОВА Т.В.

Первые шаги в программировании [2665]

БОГАЧЕВА О.С.

Использование 3D-видео в образовательном процессе школы [2666]

(кабинет №28)

БРОНШТЕЙН Б.З., учитель технологии;
ПАВЛОВ И.В.

13.00-13.45

Изучение механики с использованием конструкторов Lego [2667]

(кабинет №39)

МУСТАФИН С.В., учитель информатики

Flash animation [2668]

(кабинет №41)

БОГАЧЕВА О.С.

Компьютерная поддержка проектной деятельности учащихся с использованием «Компас 3D» [2669]

(кабинет №42)

ПРОКОПЕЦ А.Ю., ГОУ ЦО №293

Робототехника. Шагающий механизм [2670]

(кабинет №39)

КАДЫКОВА Н.В.

Аэрокосмическое направление. Творческое моделирование крыла [2671]

(кабинет №41)

ЖИЛЯЕВ С.И.

15:15

Закрытие дня