09 апреля 2013 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя истории и обществознания  Программа дня

Всего участников: 507

Репортаж

Утром на пороге лицея разговорился с учительницей из Старого Оскола: «Я уже пятый год сюда приезжаю, каждый раз узнаю что-то новое, неожиданное. И так важно – получать информацию из первых рук…» Безусловно, и этот день ее не разочаровал…


ПЧЕЛОВ Евгений Владимирович, к.ист.н., зав. кафедрой вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ
Вспомогательные исторические дисциплины. Зачем они нужны на уроке истории?


КАЦВА Леонид Александрович, учитель гимназии на Юго-Западе № 1543, автор учебников по истории
Современные подходы к преподаванию Отечественной истории


ЛУБКОВ Алексей Владимирович, д.ист.н., проректор МИОО, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Новые ФГОС и современные методики преподавания: факультатив по современной истории России и отечественный кинематограф


САПЛИНА Елена Витальевна, доцент МИОО;
ФАДЕЕВА Диана Александровна, преподаватель МИОО
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и оценка качества обучения во ФГОС нового поколения


САРАЧЕВА Татьяна Григорьевна, директор музея «Покровский собор. Храм Василия Блаженного» (филиал ГИМ)
Как знакомить учащихся с памятниками архитектуры: новые подходы и методики

Семинар «Современные подходы к преподаванию отечественной истории. ИКТ и ФГОС нового поколения» вел известный автор учебников, учитель столичной гимназии №1543 Леонид Кацва. С первых же слов ведущего чувствовалось его неравнодушное отношение к теме:

— Я хочу поделиться с вами своими сомнениями и опасениями. Сомнения вызывают и сами требования ФГОС и выводы, которые делаются на основании содержания новых стандартов методистами и управленцами всех уровней. Судя по содержанию, стандарт — это не минимум, а некий идеал, какой пункт ни возьми. К примеру, обеспечить понимание основных принципов жизни общества. Я уверен, если мы с вами начнем обсуждать основные принципы жизни общества, у нас возникнут противоречивые мнения и завяжется спор, а ученик 9 класса должен их знать… В таком случае стандарт — это некое орудие, который любой проверяющий при желании может легко применить против учителя. А метапредметные результаты? Сейчас ученик должен самостоятельно определять цели и задачи урока. Как реализовать это требования, придя на урок к пятиклассникам?.. Некоторые методисты предлагают каждый урок начинать с постановки проблемы. Я понимаю, что к проблемному подходу можно обращаться на отдельных занятиях, но ставить проблему на каждом уроке в условиях дефицита учебных часов — возможно и нужно ли это? Не говоря уже о том, что постановка проблемы — это всегда сужение угла зрения на события, поскольку мы начинаем мыслить только в русле заданной проблемы.

Выступление Леонида Кацвы сопровождалось аплодисментами и одобряющими возгласами собравшихся учителей.

К андидат исторических наук, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов рассказал о так называемых вспомогательных исторических дисциплинах (ВИДах): палеографии, эпиграфике, метрологии, генеалогии, хронологии, геральдике, ономастике...

А ведь знакомство с этими дисциплинами может открыть поразительные вещи. Скажем, палеографический анализ рукописных текстов показывает, что фонетический строй древнерусского языка в сравнении с современным был гораздо богаче.

Кроме того, данные исторической хронологии, метрологии и других наук являются «становым хребтом» любого исторического знания. Без элементарных представлений по основным ВИДам невозможно корректно и понятно изложить практически ни один раздел школьной истории. Например, оказывается, что 100 лет мусульманского календаря гораздо короче 100-летнего отрезка христианского. Или незнание такого вопроса: когда начинается XVIII век — в 1700 или в 1701 году — привел к существенной ошибке Петра I, когда он издавал свои знаменитые указы о праздновании Нового года в России. Так что владение такими сведениями для учителя истории обязательно, а Е.В. Пчелов предложил в конце своего выступления оказывать методическую помощь с помощью журнала «История».

На второй линейке дня тему обновления исторического образования в связи с  введением новых стандартов развил проректор МИОО, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин этого института Алексей Лубков. Его круглый  стол назывался «Цели и содержание исторического образования в свете новых ФГОС». Алексей Владимирович поставил вопрос: должны ли уроки  истории быть направлены на формирование мировоззрения учеников? И если должны, то каким образом? Как с современными детьми говорить о фундаментальных ценностях и смыслах? Многие методисты решение подобных задач связывают с деятельностным подходом. В отличие от них, Алексей Владимирович убежден, что в рамках деятельностного подхода педагогика не может плодотворно работать с процессами становления внутреннего бытия и духовного пространства человека. Сознание связано не только с его практической деятельностью, не всё можно донести через опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения. Кстати говоря, неслучайно в русской культуре большое значение имеет такой способ взаимодействия с миром, как созерцание. Алексей Лубков обратил внимания на полузабытое воспитательное средство, как визуальные образы. В этом ключе он показал, как может учитель строить свою работу в формате кинофакультатива:

— Язык киноискусства многозначен. Возьмем, например, окончание фильма Андрея Тарковского «Ностальгия». Помните? Идет снег, и на фоне разрушенного католического храма виднеется русская изба. Как интерпретировать эти кадры? Ясно же, понимания могут быть разные. А вот однозначные  схемы тут появиться не могут. Очень важно, чтобы в процесс осмысления истории включались не только рациональное мышление, но также интуиция и эмоции.

В этом отношении большим подспорьем для учителя истории может стать список из 100 фильмов, рекомендованных для изучения в средних школах Министерством образования.

Так уж складывался этот день, что смысловой центр почти всех лекций, семинаров и дискуссий концентрировался в разговорах о непростом. Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Владимир Земляницын (Санкт-Петербург) в своей лекции «Проблема формирования концепт-понятий в курсе всеобщей истории в контексте новых образовательных стандартов для основной и старшей школы» затронул вопросы, по которым и в ученом сообществе не выработано единой позиции. Например, как знакомить учеников с понятием «феодализм»? Сегодня даже в рамках одной линейки учебников разные трактовки для разных эпох и стран. В итоге ученики в растерянности. А можно ли найти такое определение феодализма, которое бы отвечало представлениям современной науки?

— В соответствии с новым стандартом на смену прежней марксистской трактовке истории  пришел историко-цивилизационный подход. А с точки зрения этого подхода наиболее авторитетной на сегодняшний день является концепция феодализма, разработанная основателем французской школы анналов Марком Блоком. Хорошо также показать, чем эта концепция отличается от марксистской. И так многое в терминологии пора почистить. Не будет ли сложно для учителя, привыкшего к старым формулировкам? Все-таки, прежде всего, надо позаботиться о ясности ума детей, изучающих историю.

Ведущая семинара «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и оценка качества обучения во ФГОС нового поколения», кандидат педагогических наук, доцент МИОО Елена Саплина как раз сделала акцент на необходимости соблюдения баланса между сложным и простым:

— К сожалению, мы стали пренебрегать типовыми заданиями. Мы все их знаем, но теперь нам говорят: не надо простых вопросов. А как без этих простых вопросов? Вот я открываю учебник по Средним векам,  и там идут сразу сложнейшие вопросы не на понимание текста, а на его интерпретацию. А мы должны понять сначала: ребенок понял некий текст или не понял. Вопросы  к тексту давать необходимо. Также необходимо уметь выделять в тексте главную мысль, составлять план.

Как же  научить ребенка ориентироваться в тексте? Вот несколько приемов, которыми поделилась ведущая семинара. Можно, например, предложить  сформулировать основную идею текста по заголовку, сравнить информацию в тексте и информацию на карте. Или такое задание: дается ряд утверждений и предлагается, исходя из этих утверждений, найти доводы в защиту собственной мысли, при этом используя только текст учебника.

Директор музея «Покровский собор. Храм Василия Блаженного» (филиал ГИМ) Татьяна Сарачева познакомила участников Дня учителя истории и обществознания с архитектурной педагогикой. Примечательно, что любой другой вид искусства можно изучать по изображениям, репродукциям, а архитектуру, как считает выступающая, нельзя, поскольку главное в ней — феномен пространственности, протяженности. Ощущение такой пространственной протяженности приходит через тактильные усилия. И когда ребенок ходит по Покровскому собору, он не только видит и слышит, но и осязает архитектуру физически.

Именно на этих психолого-педагогических основах строится уникальная работа с детьми, которую ведут экскурсоводы и педагоги этого храма-музея. В числе музейных занятий есть и такое — «Строим Покровский собор вместе». В результате этого 45-минутного занятия дети под руководством взрослых создают своими руками из бумаги и картона 120-сантиметровую модель храма Василия Блаженного. Нечего и говорить, что после таких занятий они уходят обогащенными не только знаниями о церковной архитектуре и об истории России XVI века, но и радостью от встречи с прекрасным.

Доктор исторических наук, профессор Василий Попов сфокусировал внимание педагогов на некоторых вопросах изучения Великой Отечественной войны, тема его выступления так и называлась. К примеру, в разговоре о последствиях Победы — обратить внимание на изменение отношения к СССР со стороны ведущих мировых держав, как их правительств, так и жителей. Скажем, в США  была даже заведена специальная картотека на американцев, сочувствующих Советскому Союзу. При этом важно понимать мобилизационный характер советского строя. Как заметил Василий Петрович, этот строй был эффективен в чрезвычайных обстоятельствах и гораздо менее успешен в обычное мирное время.

В конце Дня прошла лекция члена-корреспондента РАО, заведующей лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, председателя Предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Аллы Лазебниковой «ЕГЭ-2013. Выполнение заданий части С и критерии их оценивания». Это выступление вызвало особенно много вопросов: «В части «С» есть задание, где предлагается выступить с докладом на тему «Федеративное устройство России»  и составить план доклада. Надо ли следовать какому-то алгоритму составления плана, скажем, составлять план по пунктам в определенной последовательности… На сайте ФИПИ существует так называемый открытый сегмент, где выставляются образцы заданий, которые  были использованы на ЕГЭ. Будет ли сохранена эта практика?» — Алле Юрьевне пришлось задержаться после занятия, чтобы ни одного учительского вопроса не осталось без ответа…

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Вспомогательные исторические дисциплины. Зачем они нужны на уроке истории? [2195]

ПЧЕЛОВ Е.В., к.ист.н., зав. кафедрой ВИД Историко-архивного института РГГУ

[Мероприятие 2]

Семинар

Современные подходы к преподаванию отечественной истории. ИКТ и ФГОС нового поколения [2196]

КАЦВА Л.А., учитель гимназии на Юго-Западе № 1543, автор учебников по истории

[Мероприятие 3]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Проблема формирования кон­цепт-понятий в курсе всеобщей истории в контексте новых образовательных стандартов для основной и старшей школы [2199]

ЗЕМЛЯНИЦИН В.А., к.ист.н., доцент кафедры социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена

 40 8%
 428 86%
 28 6%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Круглый стол

Цели и содержание исторического образования в свете новых ФГОС [2200]

ЛУБКОВ А.В., д.ист.н., член-корреспондент РАО, ректор МПГУ

[Мероприятие 5]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Картографический тренинг по истории для подготовки к ЕГЭ [2201]

МОРОЗОВ А.Ю., к.ист.н, Московский государственный областной университет

[Мероприятие 6]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Изучение основных проблем Великой Отечественной войны в основной и старшей школе [2202]

ПОПОВ В.П., д.ист.н., профессор, автор учебников и учебных пособий по истории России

 143 29%
 281 56%
 77 15%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Семинар

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и оценка качества обучения во ФГОС нового поколения [2203]

САПЛИНА Е.В., к.п.н., кафедра социаль­но-гуманитарных дисциплин МИОО;
ФАДЕЕВА Д.А., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГАОУ ВО МИОО, заместитель председателя предметной комиссии по истории г. Москвы

[Мероприятие 8]

Семинар

Как знакомить учащихся с памятниками архитектуры: новые подходы и методики [2204]

САРАЧЕВА Т.Г., директор музея «Покровский собор. Храм Василия Блаженного» (филиал ГИМ)

[Мероприятие 9]

Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ-2013. Выполнение заданий части С и критерии их оценивания [2205]

ЛАЗЕБНИКОВА А.Ю., член-корр. РАО, зав. лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, член Предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию

 145 29%
 63 13%
 284 58%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии