05 апреля 2013 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя информатики  Программа дня

Всего участников: 451

Репортаж

Почти на всех мероприятиях Дня учителя информатики обсуждались вопросы, связанные с введением нового федерального стандарта и теми изменениями, которые он повлек за собой в преподавании информатики.

Конечно, новый ФГОС вызвал тектонические подвижки в каждом из предметов школьного цикла. Но и каждый предмет – особенный, со своей историей развития, структурой, традиционными омутами, подводными камнями и течениями.


СЕМЕНОВ Алексей Львович, ректор МИОО, академик РАН и РАО
Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС


КУШНИРЕНКО Анатолий Георгиевич, автор учебников по информатике, заведующий отделом учебной информатики HИИСИ РАН


ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич, д.т.н., соавтор первого учебника по информатики для старшей школы по новым ФГОС, учитель информатики ГБОУ школы № 163 Санкт-Петербурга
Практикумы с автоматической проверкой решений в среде КуМир

Например, в случае с информатикой реформа содержания предмета в значительной мере возвращает к корням – к тем основам, которые закладывались еще при академике Андрее Петровиче Ершове в 80-х годах.

Причем логика развития преподавания такова, что к одинаковым выводам приходят специалисты в разных уголках планеты.

Примерно об этом  рассказывал ректор МИОО, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов, на лекции «Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС», которая открывала этот день.

– Сначала, в 80-х, мы преподавали базовые основы информатики, –  обратился Алексей Львович к дням минувшим. – Алгоритмы и принципы, которые можно было приложить к любому языку программирования. Учитель занимал позицию транслятора знания. Затем стали появляться компьютеры и встала проблема массового повышения ИКТ-грамотности – как для детей, так и для взрослых. Компьютерный парк все разрастался и разрастался и вместе с ним увеличивался блок ИКТ. Дошло дело до того, что мы начали вести разговоры, что от нас ничего больше и не требуется, как только готовить грамотных пользователей. И главная проблема – это быстрое моральное устаревание компьютерной техники и программного обеспечения.

Однако общество развивается быстрее школы, и учителям приходится подстраивать под его реалии. Сегодня практически все дети приходят в первый класс, уже свободно обращаясь с компьютером, пишут программы уже в первом классе, а к старшей школе уже  могут заткнуть за пояс почти любого педагога по части владения ИКТ-навыками.

– Очевидно, что эта  область умений уже перешла из специальной  в общие учебные навыки, которыми дети овладевают комплексно, как дома, так и в школе на разных уроках, – продолжил Алексей Семенов. – Поэтому не надо тратить время на их изучение. Следует сосредоточиться как раз на тех предметных умениях, которые характерны как раз для информатики, а вовсе не на том, как правильно форматировать текст в ворде или пользоваться фотошопом.

И ЕГЭ по информатике, уверил ректор МИОО, будет все больше  становиться «задачным», приближаясь к единому экзамену по естественно-научным дисциплинам. Недаром  же новый ФГОС по сути объединил информатику и математику.

– А в дальнейшем мы будем включать и структуры данных, и работу в алгоритмических средах, – пообещал он.

Но как же быть с аттестацией по довольно обширному блоку  ИКТ компетенций. Кто и как  будет проверять их освоение?

Аттестацию по блоку ИКТ следует вообще отдать сторонним структурам или вообще вывести на уровень школы  – пусть сами педагоги придумывают тесты, – был уверен Алексей Семенов.

А информатику как отдельную область знания, следует осваивать через решение задач, в среде языка с пошаговым выполнением и функциями отладки программ и визуализацией результатов, завершил он лекцию.  

Однако из зала стали задавать вопросы. Как конкретные, так и общие.

Будет ли ЕГЭ 22013 или 2014 в компьютерном варианте, как обещают разработчики уже не первый год? 

Ответ: пока не будет, хотя авторы ЕГЭ над этим продолжают работать.

Каковы все-таки нормы работы с компьютером в начальной школе?

– Таковых норм, установленных на федеральном уровне, сейчас не существует – взорвал небольшую «бомбу» Алексей Львович.

Аудитория заволновалась, но продолжила спрашивать.

– Как решать вопрос с блокировкой сайтов с вредной информацией? Прокуратора своими рейдами по школам вынуждает использовать белые списки с проверенными, «дистиллированными» ресурсами.

– Если у прокуратуры есть претензии, пусть обращается к учредителю, – четко отреагировал Алексей Львович. – А школа сама решает, каким образом осуществлять фильтрацию – с помощью списков ли. Или систем контент-фильтров.

Статистика самого Дня учителя информатики подтверждала правоту ректора МИОО. Так, больше всего, за исключением лекции самого ректора МИОО, людей собирали как раз практико-ориентированные занятия этого дня. Те  самые «задачные» основы информатики...

Так, практически был забит зал, где выступал с семинаром «Практикумы с автоматической проверкой в среде КуМир» Константин Поляков, учитель информатики ГБОУ школы № 163 из  Санкт-Петербурга, доктор наук, автор нового учебника для школы.  (Кстати, аудитория там по размерам не уступала актовому залу!). Учителя информатики знают Константина Юрьевича прежде всего по сайту http://kpolyakov.narod.ru/. Там он с 2009 года выкладывает свои тесты, презентации,  разработки по подготовке к ЕГЭ, которые подготовил для своих учеников, и материалы эти пользуются бешеной популярностью – потому что разработаны они практикующим учителям на основе своего опыта, да к тому бесплатно.

Долго не могли разойтись педагоги и с семинара «Преподавание алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и язык Питон», который проводила Елена Андреева, заведующая кафедрой информатики СУНЦ МГУ, член жюри Всероссийской олимпиады по информатике.

И, по сути соглашаясь с тезисом Алексея Семенова о повсеместном проникновении информатики в начальную школу, учителя шли на семинар  «Азбука Роботландии: информатика для началки должна быть фундаментальной», который проводили Александр Дуванов, руководитель Роботландского университета (http://www.botik.ru/~robot/ru/ ), старший научный сотрудник НОУ ДО «Роботландия+», и Нина Шумилина, доцент Тверского государственного университета и учитель информатики.

А подытожил этот день Анатолий Кушниренко (http://www.niisi.ru/agk.htm), одна из легенд мира информатики, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН, автор многих учебных пособий по информатике и разработчик обучающей системы программирования КуМир в своем коротком интервью Артему Соловейчику. Анатолий Григорьевич выступал от имени аудитории, а не лекторов, но по факту, сформулировал опережающее понимание развития информатики, как учебной дисциплины.

– Это предмет, который меняет мир, – сказал он. – Академик Ершов еще в 78-м году предсказал, что к 2000-му году на руках у каждого из жителей Земли будет по несколько микропроцессоров. Тогда это казалось бредом. А сейчас?

По мысли Анатолия Кушниренко, именно информатика способна создать человеческий ресурс для рывка вперед, в котором нуждается наша страна. Сегодня идет гонка вычислительных мощностей и державы, которые первыми создадут эка- и зетафлопсные вычислительные системы, будут лидерами второй половины 21 века. 

– ИКТ, наряду с чтением и письмом,  уже входит в тот «пучок грамотности», который является базовым для каждого образованного человека, – заметил он. – Поэтому сегодня надо вернуться к фундаментальным основам информатики, к ее естественно-научным корням, которые позволят нам двигаться вперед, а не быть просто потребителями и пользователями кем-то созданных программ и техники.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС [2157]

СЕМЕНОВ А.Л., ректор МПГУ, академик РАН и РАО, доктор физико-математических наук

[Мероприятие 2]

Семинар

Преподавание алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и язык Питон [2158]

АНДРЕЕВА Е.В., к.ф.-м.н., зав. кафедрой информатики СУНЦ МГУ, член жюри Всероссийской олимпиады по информатике, член Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по информатике

[Мероприятие 3]

ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

Использование программы Flash в учебном процессе и внеурочной работе [2159]

ВОВК Е.Т., зам. директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

 29667%
 5713%
 8920%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Круглый стол

Новый стандарт и проблемы использования информационных технологий в преподавании информатики [2160]

БУРМАКИНА В.Ф., к.п.н., зав. методической лабораторией информатики МИОО

[Мероприятие 5]

Семинар

Практикумы с автоматической проверкой в среде КуМир [2161]

ПОЛЯКОВ К.Ю., д.т.н., учитель информатики ГБОУ школы № 163, Санкт-Петербург

[Мероприятие 6]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Принцип матрешки, или Дорога к идеальному электронному учебнику [2162]

ЕЛИЗАРОВ А.А., руководитель отдела медиаресурсов, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
АФАНАСЬЕВ А.А., руководитель отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»

 21249%
 17740%
 4711%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Мастер-класс

Азбука Роботландии: информатика для началки должна быть фундаментальной [2163]

ДУВАНОВ А.А., руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник НОУ ДО «Роботландия+», г. Переславль-Залес­ский;
ШУМИЛИНА Н.Д., к.п.н., доцент Тверского государственного университета, учитель информатики

[Мероприятие 8]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Впервые в Федеральном перечне: линейка учебников по информатике с 5-го по 9-й классы (ФГОС) УМК БИНОМ [2164]

БОСОВА Л.Л., д.п.н., автор учебников по информатике (5–9 кл.) издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

[Мероприятие 9]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Системно-деятельностный подход и достижение планируемых результатов при обучении информатике в начальной и основной школах [2337]

БУРМИСТРОВА Т.А., заведующая редакцией математики и информатики издательства «Просвещение»

 5713%
 28567%
 8520%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии