27 марта 2013 г.

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 131

Этот день вместил в себя два тематических дня – учителя ОБЖ и школьного психолога.

Казалось бы, что может быть более несхожим – огонь и лед, вода и камень сошлись в одном здании. Но на самом деле, и те, и другие заняты по сути одним делом – безопасностью человека. Одни – внутренней, душевной, другие – внешней, телесной.


Первая линейка лекций была посвящена презентациям учебно-методических комплектов издательств. Они спешили откликнуться на  вызовы времени и подогнать свои учебники под требования нового ФГОС.

Лекторы издательства «Дрофа»  (http://www.drofa.ru/cat/cat26.htm)  убеждены, что хотя стандарт и задает планку на достижение личностных и метапредметных результатов, по сути,  в преподавании ОБЖ мало что изменилось  –  от учеников требуется все то же: овладеть знаниями и уметь применять их на практике. Надо отметить, что  в УМК «Дрофы», чем ближе к старшей школе, тем больше творческих заданий и заданий с повышенным уровнем  сложности.

– Каждый УМК сопровождается бесплатным электронным приложением, доступ к нему  свободен, – заметил один из авторов издательства Сергей Миронов. – Его можно скачать после  регистрации на сайте издательства «Дрофа».

В том же ключе построили свое выступление и авторы учебников по ОБЖ издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/) – без сюрпризов и новинок, все те же проверенные УМК, только с учетом нового ФГОС.

А вот издательство «Русское слово» (http://www.russkoe-slovo.ru/) разработало линейку своих учебников по ОБЖ  с нуля. Интересно, что работал над этим УМК новый коллектив авторов научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (http://www.vniigochs.ru).

Примечательно, что у МСЧсовцев подход был другим – не забывая про «классические темы» ОБЖ, вроде военной подготовки или действий в случае радиационного заражения, авторы внесли и новые темы, которых нет в аналогах других издательств.

– Мы изначально разрабатывали этот УМК под требования  ФГОС, – объяснила Марина Муркова, начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС. – И акцент в наших учебниках смещен на изучение причин и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера,   экологической безопасности,  суицида,  игромании, пьянства, криминальных ситуаций и ситуаций национальной вражды.

Это и понятно – сказывается специфика ведомства. Вокруг лекции развернулась небольшая дискуссия о целях и задачах курса ОБЖ:

Родители  не знают нашего предмета и пренебрегают им…

Просто у нас менталитет такой – это может случиться с кем угодно, кроме меня…

Да что родители, часто сама администрация «задвигает» ОБЖ на второй план…

Ситуацию можно переломить только в семье…

Да нет, что вы, здесь нужны усилия государства…

Дискуссия продолжилась на выступлении Владимира Шолоха,  главного редактора журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» (http://www.school-obz.org).

К слову сказать, Владимир Петрович, человек старой закалки, разделял другой взгляд на

содержание любимого предмета, нежели авторы «Русского слова», и  переживал, что в преподавании ОБЖ элемент гражданской обороны уходит на второй план.

– Можно ли воспитать патриота в отдельно взятой школе? – задался он вопросом. – Если вокруг царит совершенно иная атмосфера? Дети не могут назвать даже имен пионеров-героев. Они сегодня живут и дышат другим…

– Можно,  – поразмыслив, ответила аудитория, – но при наличии интереса и  среды. Однако  в масштабах страны нужна государственная поддержка.

Тут же нашлись рабочие примеры, когда неравнодушный учитель смог увлечь детей с помощью моделирования. Казалось бы, кропотливый труд, требующий усидчивости, а педагог смог зацепить детский интерес и потянулась ниточка, и нанизалась на нее и история, и гражданская оборона, а там и до осознанной гордости за свою родину недалеко.

В общем, проблем у предмета много, признавали преподаватели, но не торопились опускать руки.

Да и зачем их опускать? Ведь  перспектива у предмета есть, и никто отменять ОБЖ не собирается. Наоборот, по словам Тамары Батаевой,  члена Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ, не за горами ЕГЭ по «Основам безопасности жизнедеятельности». А значит, статус предмета повысится, и возрастет значение  самой олимпиады. Уже сегодня довольно много специальностей в вузах,  которые принимают олимпиадников по ОБЖ.

– Пусть ваши дети будут настойчивы, – призвала Тамара Батаева. – Если в региональных вузах наших призеров берут с радостью, то в Москве надо о себе заявлять.

Впрочем, что есть участие в олимпиаде, как не достаточно громкое заявление о себе? Казалось бы… Но выяснилось, что дети не всегда четко осознают, на что они «подписываются», решаясь участвовать в олимпиадах по ОБЖ.

Если подготовиться к теории можно с помощью УМК, учителя и интернет-ресурсов, таких, как http://www.rosolymp.ru/, http://www.spas-extreme.ru/, http://window.edu.ru, (кстати, с августа в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» Издательский дом «Первое сентября» также начнет выпускать журнал по  ОБЖ), то с практикой может помочь только заинтересованный учитель. 

– Наш предмет сложен своей социализированностью, и тем, что в нем требуется не только теория, – пояснила Тамара Алексеевна. – Если теорию усидчивые дети могут  довольно быстро освоить, то успешно сдать практическую часть не так-то просто. Там много подводных камней.

– Часто такой блестящий "теоретик" доходит до этапа, когда надо на тренажере остановить артериальное кровотечение или точно бросить спасательный круг, или успешно отстреляться,  и понимает, что просто не туда попал, - заметил  Алексей Черкунов, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ.  – Поэтому я прошу вас – настраивайте детей, готовьте их к серьезной работе. 

Завершали День учителя ОБЖ педагоги с оружием в руках. А если быть точным, с моделями интерактивного электронного тира, которые представило  ООО «ЛТ РУБИН» (http://msk.rubin-tir.ru/).

Разработка пользовалась  успехом. Образ коммерческого директора Ланы Добровской, хрупкой блондинки наперевес с автоматом Калашникова, а, точнее,  с габаритным имитатором АК, сражал суровых преподавателей наповал.

А дайте я жахну...

А сколько у вас одновременно стрелков может тренироваться?

А дальность какая?

Лана Владимировна отвечала точно и быстро, как поражала мишени в тире: стрелков четыре, имитация дальности до 100 метров, результаты стрельб можно сохранить в базе данных или распечатать… 

Школьные психологи, с блокнотами и пакетами с  учебниками, проходя по коридору слегка вздрагивали,  заслышав выстрелы. Они с недоумением заглядывали в зал, и облегченно вдыхали – это преподаватели ОБЖ навскидку, одна за другой поражали мишени. От груди, от бедра, влет…

И, кажется, были очень довольны.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

09:30 ‒ 10:15

Открытие дня

О формировании культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков в рамках предмета ОБЖ
ЛАТЧУК В.Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»

10:30

Окончание регистрации

10:30 ‒ 11:45

Издательство «Просвещение»

ФГОС второго поколения. Учебно-методические комплекты издательства «Просвещение»

БОРСАКОВ В.И., методист по ОБЖ Южного окружного управления образования г. Москвы


Издательство «Дрофа»

Лекция

Учебно-методические комплексы нового поколения по ОБЖ издательства «Дрофа» и их возможности для обучения и развития современных школьников

МИРОНОВ С.К., ведущий редактор, автор УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности. 10–11 классы»


Издательство «Русское слово»

Лекция

Реализация требований ФГОС по ОБЖ в линии учебников издательства «Русское слово»

МУРКОВА М.В., начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н., автор учебников по ОБЖ


 5145%
 5650%
 65%
11:45 ‒ 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 ‒ 13:30

Методика использования нового пособия «Минутки безопасности на каждый день» и «Профилактические беседы по ПДД»

РАДКЕВИЧ Л.А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1943 СЗОУО


Тренинг по использованию индивидуальных средств защиты

ЕРШОВА Н.М., заместитель председателя Высшего Совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»


Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» – площадка для обмена опытом профессиональных достижений, обсуждения проблем, перспектив предмета

ШОЛОХ В.П., главный редактор журнала «Основы безопасности жизнедеятельности»


Важность для преподава­телей-организаторов ОБЖ целенаправленного мониторинга публикаций основ безопасности жизнедеятельности по программе ОБЖ в специализированных изданиях

РЕМИЗОВ А.А., зам. главного редактора журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»


Презентация деятельности кафедры безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО МГПУ

МАПЕЛЬМАН В.М., доктор философских наук, профессор МГПУ, участник рабочей группы по разработке Концепции


Методика подготовки к теоретическому и практическому турам Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ победителей и призеров муниципального, регионального этапов

ЧЕРКУНОВ А.В., зам. председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ», методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;
БАТЯЕВА Т.А., член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ


 5046%
 98%
 4946%
13:45 ‒ 15:00

Мастер-класс

Обучение навыкам оказания первой помощи на месте происшествия

БУБНОВА Н.В., зам. директора Национального центра обучения навыкам оказания первой помощи при несчастном случае и теракте;
МАХОТИНА М.С., руководитель СП «Центр допризывной подготовки школьников» ГБОУ ЦО № 1454


Мастер-класс

Инновационные технологии в обучении стрельбе. Методика использования интерактивного электронного тира

ДОМБРОВСКАЯ Л.В., коммерческий директор ООО «ЛТ РУБИН»


 10085%
 1815%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии