27 марта 2013 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 131

Репортаж

Этот день вместил в себя два тематических дня – учителя ОБЖ и школьного психолога.

Казалось бы, что может быть более несхожим – огонь и лед, вода и камень сошлись в одном здании. Но на самом деле, и те, и другие заняты по сути одним делом – безопасностью человека. Одни – внутренней, душевной, другие – внешней, телесной.


Первая линейка лекций была посвящена презентациям учебно-методических комплектов издательств. Они спешили откликнуться на  вызовы времени и подогнать свои учебники под требования нового ФГОС.

Лекторы издательства «Дрофа»  (http://www.drofa.ru/cat/cat26.htm)  убеждены, что хотя стандарт и задает планку на достижение личностных и метапредметных результатов, по сути,  в преподавании ОБЖ мало что изменилось  –  от учеников требуется все то же: овладеть знаниями и уметь применять их на практике. Надо отметить, что  в УМК «Дрофы», чем ближе к старшей школе, тем больше творческих заданий и заданий с повышенным уровнем  сложности.

– Каждый УМК сопровождается бесплатным электронным приложением, доступ к нему  свободен, – заметил один из авторов издательства Сергей Миронов. – Его можно скачать после  регистрации на сайте издательства «Дрофа».

В том же ключе построили свое выступление и авторы учебников по ОБЖ издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/) – без сюрпризов и новинок, все те же проверенные УМК, только с учетом нового ФГОС.

А вот издательство «Русское слово» (http://www.russkoe-slovo.ru/) разработало линейку своих учебников по ОБЖ  с нуля. Интересно, что работал над этим УМК новый коллектив авторов научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (http://www.vniigochs.ru).

Примечательно, что у МСЧсовцев подход был другим – не забывая про «классические темы» ОБЖ, вроде военной подготовки или действий в случае радиационного заражения, авторы внесли и новые темы, которых нет в аналогах других издательств.

– Мы изначально разрабатывали этот УМК под требования  ФГОС, – объяснила Марина Муркова, начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС. – И акцент в наших учебниках смещен на изучение причин и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера,   экологической безопасности,  суицида,  игромании, пьянства, криминальных ситуаций и ситуаций национальной вражды.

Это и понятно – сказывается специфика ведомства. Вокруг лекции развернулась небольшая дискуссия о целях и задачах курса ОБЖ:

Родители  не знают нашего предмета и пренебрегают им…

Просто у нас менталитет такой – это может случиться с кем угодно, кроме меня…

Да что родители, часто сама администрация «задвигает» ОБЖ на второй план…

Ситуацию можно переломить только в семье…

Да нет, что вы, здесь нужны усилия государства…

Дискуссия продолжилась на выступлении Владимира Шолоха,  главного редактора журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» (http://www.school-obz.org).

К слову сказать, Владимир Петрович, человек старой закалки, разделял другой взгляд на

содержание любимого предмета, нежели авторы «Русского слова», и  переживал, что в преподавании ОБЖ элемент гражданской обороны уходит на второй план.

– Можно ли воспитать патриота в отдельно взятой школе? – задался он вопросом. – Если вокруг царит совершенно иная атмосфера? Дети не могут назвать даже имен пионеров-героев. Они сегодня живут и дышат другим…

– Можно,  – поразмыслив, ответила аудитория, – но при наличии интереса и  среды. Однако  в масштабах страны нужна государственная поддержка.

Тут же нашлись рабочие примеры, когда неравнодушный учитель смог увлечь детей с помощью моделирования. Казалось бы, кропотливый труд, требующий усидчивости, а педагог смог зацепить детский интерес и потянулась ниточка, и нанизалась на нее и история, и гражданская оборона, а там и до осознанной гордости за свою родину недалеко.

В общем, проблем у предмета много, признавали преподаватели, но не торопились опускать руки.

Да и зачем их опускать? Ведь  перспектива у предмета есть, и никто отменять ОБЖ не собирается. Наоборот, по словам Тамары Батаевой,  члена Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ, не за горами ЕГЭ по «Основам безопасности жизнедеятельности». А значит, статус предмета повысится, и возрастет значение  самой олимпиады. Уже сегодня довольно много специальностей в вузах,  которые принимают олимпиадников по ОБЖ.

– Пусть ваши дети будут настойчивы, – призвала Тамара Батаева. – Если в региональных вузах наших призеров берут с радостью, то в Москве надо о себе заявлять.

Впрочем, что есть участие в олимпиаде, как не достаточно громкое заявление о себе? Казалось бы… Но выяснилось, что дети не всегда четко осознают, на что они «подписываются», решаясь участвовать в олимпиадах по ОБЖ.

Если подготовиться к теории можно с помощью УМК, учителя и интернет-ресурсов, таких, как http://www.rosolymp.ru/, http://www.spas-extreme.ru/, http://window.edu.ru, (кстати, с августа в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» Издательский дом «Первое сентября» также начнет выпускать журнал по  ОБЖ), то с практикой может помочь только заинтересованный учитель. 

– Наш предмет сложен своей социализированностью, и тем, что в нем требуется не только теория, – пояснила Тамара Алексеевна. – Если теорию усидчивые дети могут  довольно быстро освоить, то успешно сдать практическую часть не так-то просто. Там много подводных камней.

– Часто такой блестящий "теоретик" доходит до этапа, когда надо на тренажере остановить артериальное кровотечение или точно бросить спасательный круг, или успешно отстреляться,  и понимает, что просто не туда попал, - заметил  Алексей Черкунов, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ.  – Поэтому я прошу вас – настраивайте детей, готовьте их к серьезной работе. 

Завершали День учителя ОБЖ педагоги с оружием в руках. А если быть точным, с моделями интерактивного электронного тира, которые представило  ООО «ЛТ РУБИН» (http://msk.rubin-tir.ru/).

Разработка пользовалась  успехом. Образ коммерческого директора Ланы Добровской, хрупкой блондинки наперевес с автоматом Калашникова, а, точнее,  с габаритным имитатором АК, сражал суровых преподавателей наповал.

А дайте я жахну...

А сколько у вас одновременно стрелков может тренироваться?

А дальность какая?

Лана Владимировна отвечала точно и быстро, как поражала мишени в тире: стрелков четыре, имитация дальности до 100 метров, результаты стрельб можно сохранить в базе данных или распечатать… 

Школьные психологи, с блокнотами и пакетами с  учебниками, проходя по коридору слегка вздрагивали,  заслышав выстрелы. Они с недоумением заглядывали в зал, и облегченно вдыхали – это преподаватели ОБЖ навскидку, одна за другой поражали мишени. От груди, от бедра, влет…

И, кажется, были очень довольны.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

О формировании культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков в рамках предмета ОБЖ
ЛАТЧУК В.Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 9]

Издательство «Просвещение»

ФГОС второго поколения. Учебно-методические комплекты издательства «Просвещение» [2367]

БОРСАКОВ В.И., методист по ОБЖ Южного окружного управления образования г. Москвы

[Мероприятие 10]

Издательство «Дрофа»

Лекция

Учебно-методические комплексы нового поколения по ОБЖ издательства «Дрофа» и их возможности для обучения и развития современных школьников [2325]

МИРОНОВ С.К., ведущий редактор, автор УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности. 10–11 классы»

[Мероприятие 11]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Реализация требований ФГОС по ОБЖ в линии учебников издательства «Русское слово» [2326]

МУРКОВА М.В., начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н., автор учебников по ОБЖ

 51 45%
 56 50%
 6 5%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 12]

Методика использования нового пособия «Минутки безопасности на каждый день» и «Профилактические беседы по ПДД» [2327]

РАДКЕВИЧ Л.А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1943 СЗОУО

Тренинг по использованию индивидуальных средств защиты [2369]

ЕРШОВА Н.М., зам. председателя Высшего совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»

[Мероприятие 13]

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» – площадка для обмена опытом профессиональных достижений, обсуждения проблем, перспектив предмета [2328]

ШОЛОХ В.П., главный редактор журнала «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важность для преподава­телей-организаторов ОБЖ целенаправленного мониторинга публикаций основ безопасности жизнедеятельности по программе ОБЖ в специализированных изданиях [2370]

РЕМИЗОВ А.А., зам. главного редактора журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»

[Мероприятие 14]

Презентация деятельности кафедры безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО МГПУ [2329]

МАПЕЛЬМАН В.М., профессор МГПУ

Методика подготовки к теоретическому и практическому турам Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ победителей и призеров муниципального, регионального этапов [2368]

ЧЕРКУНОВ А.В., зам. председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ», методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;
БАТЯЕВА Т.А., член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ

 50 46%
 9 8%
 49 46%
13:45

15:00
[Мероприятие 15]

Мастер-класс

Обучение навыкам оказания первой помощи на месте происшествия [2371]

БУБНОВА Н.В., зам. директора Национального центра обучения навыкам оказания первой помощи при несчастном случае и теракте;
МАХОТИНА М.С., руководитель СП «Центр допризывной подготовки школьников» ГБОУ ЦО № 1454

[Мероприятие 16]

Мастер-класс

Инновационные технологии в обучении стрельбе. Методика использования интерактивного электронного тира [2372]

ДОМБРОВСКАЯ Л.В., коммерческий директор ООО «ЛТ РУБИН»

 100 85%
 18 15%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии