25 марта 2013 г.

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 550

День учителя технологии всегда был особенным: он и проводится всегда отдельно, в центре образования №293, с его станками, оборудованием, учебными кабинетами и всем тем, что может понадобиться технологу. А в этом году этот день, вдобавок, открывал наш марафон.

Мартовский снегопад завалил город. Машины буксовали, дворники лежали без сил, люди брели по протоптанным среди сугробов тропинкам – таким узким, что двум не разминуться. Какой Педагогический марафон, какой День учителя технологии? Все дома сидят и носа на улицу не кажут.

А учителя пришли. Было ясно – те, кто преодолел московские заносы и торосы, предметом «технология» живут и дышат.

Официальное открытие Педагогического марафона должно состояться завтра, в День классного руководителя. Но и сегодня главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик начал свое выступление с высокой ноты. Он напомнил всем, что «технология» – это то, что сделало человека человеком, то, что создало нашу цивилизацию. Возможно, в скором будущем, когда мы преодолеем узкие предметные рамки, именно технология станет той матрицей, в которой сойдется, наконец, большинство учебных предметов. И наше новое образование будет выстраиваться в парадигме проектов и метапредметных связей, с одной стороны, отталкиваясь от текущих образовательных потребностей ученика – учиться тому, что сейчас ему необходимо. А с другой стороны будет сообразовываться с запросами жизни, будет практико-ориентированным. Стоит напомнить, что с сентября прошлого года ИД «Первое сентября» начал выпуск электронной версии журнала «Технология» в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века». На журнал подписалось уже тринадцать с половиной тысяч человек. А с августа этого года начнет выходить в свет и бумажная версия.

Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ и ведущий конференции, оптимизм по поводу будущего любимого предмета разделял, но предпочел сосредоточиться на текущих проблемах, каковых, было, конечно, множество. Так, его сильно заботило исчезновение графики и черчения из учебных планов уроков технологии. Однако, у столицы и провинции есть беды и существенно разные. В регионах главные проблемы – материальные, там еще не компенсировали тот провал в обеспечении и оснащении, в который ухнула наша школа в 90-х годах.

По словам Анны Якушиной, заведующей лабораторией развития начального образования МИОО, в столице 60% учителей начальной школы работает по новому ФГОС. Но между тем, цитируя выступавшую перед ней Галину Пичугину, главного редактора журнала «Школа и производство»: «мы двадцать лет преподаем предмет «Технология», а кажется, что до сих пор учим домоводству и труду».

Но если пройтись по мастер-классам (а их было в этом году огромное количество), то в глаза бросалось четкое деление на, условно говоря, «бантики» и «винтики» и их разнообразие. На трех этажах батик сменяет декупаж, квиллинг следует за скрап-букингом, а за ними – бисер, валяние, вышивка и апликация, и даже в глазах немного рябит. Все эти достойные занятия развивают мелкую моторику, фантазию и чувство прекрасного, успокаивают и побуждают к творчеству. Также в этом году заметно подросло количество «не рукодельных» мастер-классов. Это уже и не традиционная ковка-лепка, на которой в центре №293 набили и руку и глаз.

Это и Легомеханика – конструирование роботов из специальных лего-наборов. Как это выглядит, можно увидеть, например, вот здесь. Тема эта набирает популярность в школе все больше. К слову сказать, первое практическое руководство по работе с набором Lego Mindstorms NXT на русском языке разработали как раз специалисты МИОО. В этом учебном курсе рассматривается весь комплекс вопросов, связанный с конструированием и программированием роботов.

Был семинар и по работе в среде Компас 3D – тема эта уже не новая, однако прогресс не стоит на месте, и компания Аскон разрабатывает все новые версии продукта. Для учебных целей – обучению моделированию и конструированию – можно скачать и использовать эту систему бесплатно. А рядом рассказывали о прекрасном и совершенно бесплатном векторном редакторе Inkscape, который пришел на смену сдающему свои позиции Corel Draw. В этом редакторе можно создавать двумерные чертежи и рисунки любой сложности. Большим плюсом является развитое русскоязычное сообщество поклонников Inkscape, которые готовы прийти на помощь в сложных вопросах.

В общем, мужской душе было где разгуляться. Тут и ИКТ, и классическая механика, и электротехника, и физика – и все в рамках одного предмета.

Именно об этом говорила Анна Анатольевна Якушина. Технология – один из основных предметов школе и должна быть интегратором прочих учебных дисциплин. Примеры?

Их множество. Взять хотя бы ИКТ, которому дети учатся в рамках уроков технологии, обгоняя собственно информатику. Осваивают слепой десятипальцевый метод, и получают второй канал работы с текстом – не отменяющий, а дополняющий каллиграфию. А это, в свою очередь, означает, что дети начинают свободно работать с текстом, не боятся его, учатся анализировать содержание, что подталкивает их в изучении русского и литературы. А казалось бы – где литература и где технология?

И так во всем. Аудио– и видеофиксация уроков, привычная ныне каждому ребенку с пеленок. Ведь дети не только практикуются в навыках обращения с компьютером, но и пишут и наговаривают закадровый текст – а значит, учатся выступать и представлять свои проекты. Учатся говорить, а, следовательно, мыслить. Или мультипликация, на которой сходятся интересы ИЗО, черчения, ИКТ и той же литературы.

О подготовке учителей рассказала Юлия Коровина, заведующая методлабораторией технологии МИОО. Пока педагогам предлагаются два курса: курс по переходу на новый ФГОС и повышение ИКТ-компетентности учителей технологии.

С содержанием последнего – можно ознакомиться на сайте Ресурсного центра по переходу на новый ФГОС. Конечно, основная идея курса не просто научить педагогов свободному обращению с компьютерной техникой, а дать им представление о цифровой образовательной среде, где компьютер – лишь часть сложного образовательного комплекса, в центре которого находится ребенок. Надо сказать, задачу специалисты МИОО поставили себе сложную, потому что, – по признанию Юлии Владимировны, – более половины учителей, пришедших на эти курсы, не имели даже электронной почты. Это горе не беда, с этим справились, но цифры показательные.

У МИОО часы давно идут по новому ФГОСу , а вот основная учительская аудитория не спешит их сверять.

Об утрате кажущихся «необязательными», но тем не менее важных предметов, завершая выступления конференции, горячо говорила Галина Анисимова, представитель Ассоциации учителей черчения galina-anisimowa@yandex.ru.

– В МГТУ имени Баумана хватаются за голову, – рассказала она. – Последние годы приходят абитуриенты, которые вообще не умеют чертить. 40% не знают ни одной геометрической фигуры. 70% – не могут построить ни одного, самого простого чертежа. На первом курсе с ними вынуждены проходить программу седьмого-восьмого класса. О каком развитии в России инженерной школы можно говорить?

Понятно, что ни о каком – к этой мысли Галина Анатольевна аудиторию и подводила. По ее мнению, сегодня черчение должно вернуться в школу, но на других началах – как геометрографическое образование. И уроки технологии здесь могут стать мотором обновления, чьи запросы подтолкнут, например, развитие преподавания геометрии, о качестве которого сегодня можно только вздыхать.

– То черчение, которое мы даем, – это уровень начального профобразования, – признала она. – А детям сегодня надо давать основы геометрографического образования, как универсального языка, на котором говорят во всем мире. Слова этого языка – трехмерные объекты, и дети должны научиться оперировать этими «словами», прежде чем мы им дадим решать более сложные задачи. Только научив их мыслить на этом языке, мы сможем поднять планку инженерного образования в России на прежнюю высоту.

…Снег все еще падал – крупный, медленный, а учителя не спешили расходиться из аудиторий центра №293. День учителя технологии заканчивался, но Двенадцатый Московский педагогический марафон учебных предметов только начинается!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

ВремяМероприятие
10:00

Начало работы

10:00 ‒ 15:00

11.00-13.00
Научно-практическая конференция «Пути совершенствования технологического образования школьников в контексте ФГОС»

Актуальные проблемы технологического образования школьников

ХОТУНЦЕВ Ю.Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ


Подготовка учителей технологии к работе по новым стандартам

ПИЧУГИНА Г.В., д.б.н., проф.


Технология в начальной школе в условиях перехода на ФГОС

ЯКУШКИНА А.А., зав. лабораторией развития начального образования МИОО, ст. преподаватель кафедры развития начального образования МИОО


Перестройка предмета «Технология» в средней школе в соответствии с ФГОС

ЯКУШКИН П.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО


Новое методическое обеспечение предметной об­ласти «Технология»

ГЛОЗМАН Е.С., к.п.н., доцент технологии и предпринимательства, автор УМК по технологии для общеобразовательных школ;
ОСТАХОВА О.А., зав. редакцией технологии и черчения;
ФИЛИМОНОВА Е.Н., учитель технологии, к.п.н.


Организация технологической подготовки школьников Орловской области

ОРЛОВА В.И.


Структура деятельности Ассоциации учителей технологии по оптимизации и повышению эффективности технологического образования в Москве

ХРОМОВ А.А., к.п.н., Председатель Ассоциации учителей технологии Москвы


Эффективные формы методического сопровождения технологической подготовки школьников Саратовской области

КРАПИВИНА Н.Ю., методист


Повышение квалификации учителей технологии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования

КОРОВИНА Ю.В., доцент ГАОУ ВО МИОО


Совершенствование технологической подготовки школьников ЮЗАО г. Москвы

ПРОКОПЧУК И.Л., заместитель директора


Новая стратегия геометрографического образования школьников

АНИСИМОВА Г.А.


Арт-менеджмент в Русской Академии Ремесел

МАТВИЕНКО Н.Н.


13.30-15.00
ОИЦ «Академия»
Лекция

Учебно-методическое и информационное обеспечение профориентационной работы в школе

ДЕКАНОВА М.К., к.ист.н., руководитель отдела «Профессиональный выбор и карьера»


10.30-11.15
Мастер-классы

Фруктовый гороскоп

(№34)

САХНО И.В., учитель технологии


Объемные изделия из кожи

(№32)

ТАРАСОВА Е.П., ГОУ ЦО №293


Искусственные цветы из капрона

(№33)

СУСЛОВА Л.Д., учитель техналогии


Конструирование игрушек-дергунчиков и фигурок из прищепок

(№35)

КАПУСТИНА Е.В., учитель технологии


Ретро-игрушки из различных материалов

(№37)

РОМАНКОВА Н.Б.


Презентация рабочего проекта с изготовлением и дегустацией блюда

(№38)

ТЕРЕНЧУК Л.В.


Мезень-взгляд в прошлое (роспись по дереву)

(№41)

КУЧЕРЯВЕНКО В.Ф., учитель технологии


Построение чертежей и моделирование простейших геометрических объектов в текстовом редакторе Word в 5–7 классах

(№42)

КУДРЯШОВ И.М., учитель технологии


Конструирование изделий из древесины с использованием заготовок цилиндрической формы

(№43)

БАННИКОВ Ю.Ю., учитель


11.15-12.00

Работа с бисером

(№34)

АНТОНОВА Н.Н.


Украшения из фетра

(№32)

ДОЛГОПЯТОВА А.А.


Изделия из газет

(№33)

ПОЗДНЯКОВА Л.А.


Ретро-игрушки

(№35)

КУТНОВА И.Г., учитель ИЗО и технологии;
НИКОЛАЕВА В.В.


Валяние игрушек

(№37)

ВЕРЕСОВА С.А., учитель технологии


Веселые поделки

(№43)

ЗАРЕЦКАЯ Т.С.


Конструирование NXT-робота

(№42)

РАЗУМОВ Ю.И., методист


Опыт реализации образовательной программы по предмету «Технология» в условиях перехода на ФГОС ООО

(№44)

КИМ Т.Ф.


12.00-12.45

Изучение объектов материальной культуры на уроках технологии

(№15)

ЛАТКОВ В.В., ГОУ ЦО №293


Вязание крючком – декоратив­ные предметы интерьера и украшения

(№33)

ЛОКТИОНОВА Л.И., учитель технологии


Этнокультурный русский компонент в технологическом образовании

(№34)

ФИЛИМОНОВА Е.Н., учитель технологии, к.п.н.


Декор предметов из бумажной бечевки

(№37)

ТИМОФЕЕВА А.В.


Батик. Свободная роспись

(№41)

БОРЦАЙКИНА Е.Г., учитель технологии, МХК


Компьютерная поддержка курса технологии: конструирование и моделирование

(№42)

МОЧАЛОВ Г.А.


Творческие проекты и развивающие игры на уроках технологии

(№43)

КУЗЬМИН А.А., ГОУ ЦО №1499


Современные требования к урокам технологии при реализации ФГОС в 5-х классах

(№45)

ГОРШУНОВА М.А., учитель технологии


Разработка эскизов платья по мотивам архитектурных сооружений

(№44)

ГАВРИК Л.В., методист;
КОМАРОВ А.А., ГОУ СОШ №1973 ЗАО


12.45-13.30

Легомеханика

(№39)

БРОНШТЕЙН Б.З., учитель технологии;
МИРОНОВСКИЙ Р.Л.


Вышитая графика

(№32)

ЖУК Е.С., учитель технологии


Изготовление цветов из древесной стружки

(№33)

ГУДКОВ Е.В., учитель технологии


Православные традиции в художественной культуре и архитектуре XV века

(№34)

ЕФРЕМОВ В.К.


Изготовление миниатюры в японской технике «Кинусайга»

(№35)

ПЕТРОВА А.С.


Декорирование изделий в технике изонить

(№37)

ПОЛЯКОВА О.Н.


Создание проектов по робототехнике в курсе технологии

(№42)

КИМ Т.Ф.


13.30-14.15

Изготовление кукол

БАЛАКИНА С.В., учитель технологии


Хордовая вышивка

ТИХОНОВА Т.А.


Вышивка лентами

ХАРИТОНОВА С.В.


Вышивка и аппликация лентами

(№43)

ХИМИЧ И.В.


Проектирование изделий в системе Компас 3D на уроках технологии

(№42)

ПРОКОПЕЦ А.Ю., ГОУ ЦО №293


Разработка проектов с элементами художественной ковки

(Кузница)

ПУДОВКИН Д.А., ГОУ ЦО №293


Декоративное панно из керамики с использованием фактурных технологий

(Мастерская керамики)

ОРЛОВА М.Е., ГОУ ЦО №293


Художественная обработка древесины

(Столярная мастерская)

ГЛОЗМАН Е.С., к.п.н., доцент технологии и предпринимательства, автор УМК по технологии для общеобразовательных школ;
КОРНЕЕВ А.А.;
ШАШКОВ Н.И., учитель технологии;
РЕЗАНОВ Л.В.;
ЛЕПНЕВ Е.А., учитель технологии;
СЕМКА А.В.;
ФЕДОРОВА Э.А.;
БУЛАНОВА М.А.


14.15-15.00

Система учебных проектов по технологии с использованием конструктора 4-координатных станков с ЧПУ (Юнимат)

(№42)

ГРИЦЕНКО О.И.


Хлудовская керамическая иг­рушка

(Мастерская керамики)

ТИХОНОВА А.С.


Применение модульных деревообрабатывающих станков на уроках технологии

(Слесарная мастерская)

ВАСИЛЕНКОВ А.С., ГОУ ЦО №293


15:15

Закрытие дня