25 марта 2013 г.

ГБОУ Школа №293, г. Москва

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 550

Репортаж

День учителя технологии всегда был особенным: он и проводится всегда отдельно, в центре образования №293, с его станками, оборудованием, учебными кабинетами и всем тем, что может понадобиться технологу. А в этом году этот день, вдобавок, открывал наш марафон.

Мартовский снегопад завалил город. Машины буксовали, дворники лежали без сил, люди брели по протоптанным среди сугробов тропинкам – таким узким, что двум не разминуться. Какой Педагогический марафон, какой День учителя технологии? Все дома сидят и носа на улицу не кажут.

А учителя пришли. Было ясно – те, кто преодолел московские заносы и торосы, предметом «технология» живут и дышат.

Официальное открытие Педагогического марафона должно состояться завтра, в День классного руководителя. Но и сегодня главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик начал свое выступление с высокой ноты. Он напомнил всем, что «технология» – это то, что сделало человека человеком, то, что создало нашу цивилизацию. Возможно, в скором будущем, когда мы преодолеем узкие предметные рамки, именно технология станет той матрицей, в которой сойдется, наконец, большинство учебных предметов. И наше новое образование будет выстраиваться в парадигме проектов и метапредметных связей, с одной стороны, отталкиваясь от текущих образовательных потребностей ученика – учиться тому, что сейчас ему необходимо. А с другой стороны будет сообразовываться с запросами жизни, будет практико-ориентированным. Стоит напомнить, что с сентября прошлого года ИД «Первое сентября» начал выпуск электронной версии журнала «Технология» в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века». На журнал подписалось уже тринадцать с половиной тысяч человек. А с августа этого года начнет выходить в свет и бумажная версия.

Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ и ведущий конференции, оптимизм по поводу будущего любимого предмета разделял, но предпочел сосредоточиться на текущих проблемах, каковых, было, конечно, множество. Так, его сильно заботило исчезновение графики и черчения из учебных планов уроков технологии. Однако, у столицы и провинции есть беды и существенно разные. В регионах главные проблемы – материальные, там еще не компенсировали тот провал в обеспечении и оснащении, в который ухнула наша школа в 90-х годах.

По словам Анны Якушиной, заведующей лабораторией развития начального образования МИОО, в столице 60% учителей начальной школы работает по новому ФГОС. Но между тем, цитируя выступавшую перед ней Галину Пичугину, главного редактора журнала «Школа и производство»: «мы двадцать лет преподаем предмет «Технология», а кажется, что до сих пор учим домоводству и труду».

Но если пройтись по мастер-классам (а их было в этом году огромное количество), то в глаза бросалось четкое деление на, условно говоря, «бантики» и «винтики» и их разнообразие. На трех этажах батик сменяет декупаж, квиллинг следует за скрап-букингом, а за ними – бисер, валяние, вышивка и апликация, и даже в глазах немного рябит. Все эти достойные занятия развивают мелкую моторику, фантазию и чувство прекрасного, успокаивают и побуждают к творчеству. Также в этом году заметно подросло количество «не рукодельных» мастер-классов. Это уже и не традиционная ковка-лепка, на которой в центре №293 набили и руку и глаз.

Это и Легомеханика – конструирование роботов из специальных лего-наборов. Как это выглядит, можно увидеть, например, вот здесь. Тема эта набирает популярность в школе все больше. К слову сказать, первое практическое руководство по работе с набором Lego Mindstorms NXT на русском языке разработали как раз специалисты МИОО. В этом учебном курсе рассматривается весь комплекс вопросов, связанный с конструированием и программированием роботов.

Был семинар и по работе в среде Компас 3D – тема эта уже не новая, однако прогресс не стоит на месте, и компания Аскон разрабатывает все новые версии продукта. Для учебных целей – обучению моделированию и конструированию – можно скачать и использовать эту систему бесплатно. А рядом рассказывали о прекрасном и совершенно бесплатном векторном редакторе Inkscape, который пришел на смену сдающему свои позиции Corel Draw. В этом редакторе можно создавать двумерные чертежи и рисунки любой сложности. Большим плюсом является развитое русскоязычное сообщество поклонников Inkscape, которые готовы прийти на помощь в сложных вопросах.

В общем, мужской душе было где разгуляться. Тут и ИКТ, и классическая механика, и электротехника, и физика – и все в рамках одного предмета.

Именно об этом говорила Анна Анатольевна Якушина. Технология – один из основных предметов школе и должна быть интегратором прочих учебных дисциплин. Примеры?

Их множество. Взять хотя бы ИКТ, которому дети учатся в рамках уроков технологии, обгоняя собственно информатику. Осваивают слепой десятипальцевый метод, и получают второй канал работы с текстом – не отменяющий, а дополняющий каллиграфию. А это, в свою очередь, означает, что дети начинают свободно работать с текстом, не боятся его, учатся анализировать содержание, что подталкивает их в изучении русского и литературы. А казалось бы – где литература и где технология?

И так во всем. Аудио– и видеофиксация уроков, привычная ныне каждому ребенку с пеленок. Ведь дети не только практикуются в навыках обращения с компьютером, но и пишут и наговаривают закадровый текст – а значит, учатся выступать и представлять свои проекты. Учатся говорить, а, следовательно, мыслить. Или мультипликация, на которой сходятся интересы ИЗО, черчения, ИКТ и той же литературы.

О подготовке учителей рассказала Юлия Коровина, заведующая методлабораторией технологии МИОО. Пока педагогам предлагаются два курса: курс по переходу на новый ФГОС и повышение ИКТ-компетентности учителей технологии.

С содержанием последнего – можно ознакомиться на сайте Ресурсного центра по переходу на новый ФГОС. Конечно, основная идея курса не просто научить педагогов свободному обращению с компьютерной техникой, а дать им представление о цифровой образовательной среде, где компьютер – лишь часть сложного образовательного комплекса, в центре которого находится ребенок. Надо сказать, задачу специалисты МИОО поставили себе сложную, потому что, – по признанию Юлии Владимировны, – более половины учителей, пришедших на эти курсы, не имели даже электронной почты. Это горе не беда, с этим справились, но цифры показательные.

У МИОО часы давно идут по новому ФГОСу , а вот основная учительская аудитория не спешит их сверять.

Об утрате кажущихся «необязательными», но тем не менее важных предметов, завершая выступления конференции, горячо говорила Галина Анисимова, представитель Ассоциации учителей черчения galina-anisimowa@yandex.ru.

– В МГТУ имени Баумана хватаются за голову, – рассказала она. – Последние годы приходят абитуриенты, которые вообще не умеют чертить. 40% не знают ни одной геометрической фигуры. 70% – не могут построить ни одного, самого простого чертежа. На первом курсе с ними вынуждены проходить программу седьмого-восьмого класса. О каком развитии в России инженерной школы можно говорить?

Понятно, что ни о каком – к этой мысли Галина Анатольевна аудиторию и подводила. По ее мнению, сегодня черчение должно вернуться в школу, но на других началах – как геометрографическое образование. И уроки технологии здесь могут стать мотором обновления, чьи запросы подтолкнут, например, развитие преподавания геометрии, о качестве которого сегодня можно только вздыхать.

– То черчение, которое мы даем, – это уровень начального профобразования, – признала она. – А детям сегодня надо давать основы геометрографического образования, как универсального языка, на котором говорят во всем мире. Слова этого языка – трехмерные объекты, и дети должны научиться оперировать этими «словами», прежде чем мы им дадим решать более сложные задачи. Только научив их мыслить на этом языке, мы сможем поднять планку инженерного образования в России на прежнюю высоту.

…Снег все еще падал – крупный, медленный, а учителя не спешили расходиться из аудиторий центра №293. День учителя технологии заканчивался, но Двенадцатый Московский педагогический марафон учебных предметов только начинается!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

Время Мероприятие
10:00

Начало работы

10:00

15:00
[Мероприятие 1]

11.00-13.00
Научно-практическая конференция «Пути совершенствования технологического образования школьников в контексте ФГОС»

Актуальные проблемы технологического образования школьников [2267]

ХОТУНЦЕВ Ю.Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ

Подготовка учителей технологии к работе по новым стандартам [2268]

ПИЧУГИНА Г.В., д.п.н., профессор

Технология в начальной школе в условиях перехода на ФГОС [2269]

ЯКУШКИНА А.А., зав. лабораторией развития начального образования МИОО, ст. преподаватель кафедры развития начального образования МИОО

Перестройка предмета «Технология» в средней школе в соответствии с ФГОС [2270]

ЯКУШКИН П.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО

Новое методическое обеспечение предметной об­ласти «Технология» [2271]

ГЛОЗМАН Е.С., доцент, канд. пед. наук, заслуженный учитель России;
ОСТАХОВА О.А.;
ФИЛИМОНОВА Е.Н., учитель технологии, к.п.н.

Организация технологической подготовки школьников Орловской области [2272]

ОРЛОВА В.И.

Структура деятельности Ассоциации учителей технологии по оптимизации и повышению эффективности технологического образования в Москве [2273]

ХРОМОВ А.А., к.п.н., Председатель Ассоциации учителей технологии Москвы

Эффективные формы методического сопровождения технологической подготовки школьников Саратовской области [2274]

КРАПИВИНА Н.Ю., методист

Повышение квалификации учителей технологии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования [2275]

КОРОВИНА Ю.В., доцент ГАОУ ВО МИОО

Совершенствование технологической подготовки школьников ЮЗАО г. Москвы [2276]

ПРОКОПЧУК И.Л., заместитель директора

Новая стратегия геометрографического образования школьников [2277]

АНИСИМОВА Г.А.

Арт-менеджмент в Русской Академии Ремесел [2278]

МАТВИЕНКО Н.Н.

13.30-15.00
ОИЦ «Академия»
Лекция

Учебно-методическое и информационное обеспечение профориентационной работы в школе [2279]

ДЕКАНОВА М.К., к.ист.н., руководитель отдела «Профессиональный выбор и карьера»

[Мероприятие 2]

10.30-11.15
Мастер-классы

Фруктовый гороскоп [2280]

(№34)

САХНО И.В., учитель технологии

Объемные изделия из кожи [2281]

(№32)

ТАРАСОВА Е.П., ГОУ ЦО №293

Искусственные цветы из капрона [2282]

(№33)

СУСЛОВА Л.Д., учитель техналогии

Конструирование игрушек-дергунчиков и фигурок из прищепок [2283]

(№35)

КАПУСТИНА Е.В., учитель технологии

Ретро-игрушки из различных материалов [2284]

(№37)

РОМАНКОВА Н.Б.

Презентация рабочего проекта с изготовлением и дегустацией блюда [2285]

(№38)

ТЕРЕНЧУК Л.В.

Мезень-взгляд в прошлое (роспись по дереву) [2286]

(№41)

КУЧЕРЯВЕНКО В.Ф., учитель технологии

Построение чертежей и моделирование простейших геометрических объектов в текстовом редакторе Word в 5–7 классах [2287]

(№42)

КУДРЯШОВ И.М., учитель технологии

Конструирование изделий из древесины с использованием заготовок цилиндрической формы [2288]

(№43)

БАННИКОВ Ю.Ю., учитель

11.15-12.00

Работа с бисером [2289]

(№34)

АНТОНОВА Н.Н.

Украшения из фетра [2290]

(№32)

ДОЛГОПЯТОВА А.А.

Изделия из газет [2291]

(№33)

ПОЗДНЯКОВА Л.А.

Ретро-игрушки [2292]

(№35)

КУТНОВА И.Г., учитель ИЗО и технологии;
НИКОЛАЕВА В.В.

Валяние игрушек [2293]

(№37)

ВЕРЕСОВА С.А., учитель технологии

Веселые поделки [2294]

(№43)

ЗАРЕЦКАЯ Т.С.

Конструирование NXT-робота [2295]

(№42)

РАЗУМОВ Ю.И., методист

Опыт реализации образовательной программы по предмету «Технология» в условиях перехода на ФГОС ООО [2296]

(№44)

КИМ Т.Ф.

[Мероприятие 3]

12.00-12.45

Изучение объектов материальной культуры на уроках технологии [2297]

(№15)

ЛАТКОВ В.В., ГОУ ЦО №293

Вязание крючком – декоратив­ные предметы интерьера и украшения [2298]

(№33)

ЛОКТИОНОВА Л.И., учитель технологии

Этнокультурный русский компонент в технологическом образовании [2299]

(№34)

ФИЛИМОНОВА Е.Н., учитель технологии, к.п.н.

Декор предметов из бумажной бечевки [2300]

(№37)

ТИМОФЕЕВА А.В.

Батик. Свободная роспись [2301]

(№41)

БОРЦАЙКИНА Е.Г., учитель технологии, МХК

Компьютерная поддержка курса технологии: конструирование и моделирование [2302]

(№42)

МОЧАЛОВ Г.А.

Творческие проекты и развивающие игры на уроках технологии [2303]

(№43)

КУЗЬМИН А.А., ГОУ ЦО №1499

Современные требования к урокам технологии при реализации ФГОС в 5-х классах [2304]

(№45)

ГОРШУНОВА М.А., учитель технологии

Разработка эскизов платья по мотивам архитектурных сооружений [2305]

(№44)

ГАВРИК Л.В., методист;
КОМАРОВ А.А., ГОУ СОШ №1973 ЗАО

12.45-13.30

Легомеханика [2306]

(№39)

БРОНШТЕЙН Б.З., учитель технологии;
МИРОНОВСКИЙ Р.Л.

Вышитая графика [2307]

(№32)

ЖУК Е.С., учитель технологии

Изготовление цветов из древесной стружки [2308]

(№33)

ГУДКОВ Е.В., учитель технологии

Православные традиции в художественной культуре и архитектуре XV века [2309]

(№34)

ЕФРЕМОВ В.К.

Изготовление миниатюры в японской технике «Кинусайга» [2310]

(№35)

ПЕТРОВА А.С.

Декорирование изделий в технике изонить [2311]

(№37)

ПОЛЯКОВА О.Н.

Создание проектов по робототехнике в курсе технологии [2312]

(№42)

КИМ Т.Ф.

[Мероприятие 4]

13.30-14.15

Изготовление кукол [2313]

БАЛАКИНА С.В., учитель технологии

Хордовая вышивка [2314]

ТИХОНОВА Т.А.

Вышивка лентами [2315]

ХАРИТОНОВА С.В.

Вышивка и аппликация лентами [2316]

(№43)

ХИМИЧ И.В.

Проектирование изделий в системе Компас 3D на уроках технологии [2317]

(№42)

ПРОКОПЕЦ А.Ю., ГОУ ЦО №293

Разработка проектов с элементами художественной ковки [2318]

(Кузница)

ПУДОВКИН Д.А., ГОУ ЦО №293

Декоративное панно из керамики с использованием фактурных технологий [2319]

(Мастерская керамики)

ОРЛОВА М.Е., ГОУ ЦО №293

Художественная обработка древесины [2321]

(Столярная мастерская)

ГЛОЗМАН Е.С., доцент, канд. пед. наук, заслуженный учитель России;
КОРНЕЕВ А.А.;
ШАШКОВ Н.И., учитель технологии;
РЕЗАНОВ Л.В.;
ЛЕПНЕВ Е.А., учитель технологии;
СЕМКА А.В.;
ФЕДОРОВА Э.А.;
БУЛАНОВА М.А.

14.15-15.00

Система учебных проектов по технологии с использованием конструктора 4-координатных станков с ЧПУ (Юнимат) [2322]

(№42)

ГРИЦЕНКО О.И.

Хлудовская керамическая иг­рушка [2323]

(Мастерская керамики)

ТИХОНОВА А.С.

Применение модульных деревообрабатывающих станков на уроках технологии [2324]

(Слесарная мастерская)

ВАСИЛЕНКОВ А.С., ГОУ ЦО №293

15:15

Закрытие дня