08 апреля 2012 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя английского языка  Программа дня

Всего участников: 973

Репортаж

«Тесты, тесты, тесты, тридцать тысяч одних тестов!» воскликнул бы захожий иностранный учитель, едва взглянув на расписание  этого дня Марафона. Куда уж больше – ГИА, ЕГЭ, аттестации в разных формах переполняли день. Что же делать – таковы условия, в которых сегодня существует наше образование...

Первая линейка дня началась с лекции Елены Солововой,   профессора МГУ и  руководителя группы разработки КИМ ЕГЭ «ФГОС. Начальная и основная школа: преемственность стандартов и преемственность контроля».

ФГОС для основной школы – уже почти реальность, – начала  свое выступление Елена Соловова, – Должна сказать, там появляется много  интересных понятий, с которыми учителям придется иметь дело – например, метапредметные связи, планируемые результаты, понимание оценивания. Поэтому «Центр Елены Солововой»  выпустил целую серию по рубежному итоговому контролю с учетом ФГОС. Однако  есть проблема – и ЕГЭ,  и ГИА ограничивают учителя. Мы начинаем учить только  тому, что  спрашивают. Всех укладывают в прокрустово ложе ЕГЭ. А это, на самом деле,  никуда не годится.

Впрочем, выход есть, уверена Елена Николаевна, ведь  дети с 4-го по 7 классы пока под этот пресс не попадают.

– В пособиях для этой возрастной категории  мы были более свободны, – пояснила она. – Поэтому максимально далеко ушли  от ЕГЭ и опирались на универсальные ценности, которые транслирует ФГОС.

Рассказала Елена Соловова и о тестах, которыми (сегодня это уже неизбежно), сопровождается  линейка пособий.

– Прежде всего это тесты диагностические, которые определяют соответствие требованиям  ФГОС, а не освоение того или иного УМК, – рассказала она. – Это дает возможность, например, оценить качество преподавания в разных классах и школах, даже если они работают по разным УМК.  Но прежде всего диагностические тесты необходимы вам – чтобы выявить слабые и сильные стороны в вашей учебной программе, в вашем преподавании.

Есть в этих тестах и задания, которых вы никогда не встретите в ЕГЭ и ГИА, зато они есть в международных тестах по английскому.

– Кстати, коллеги, если кто-то из учителей захочет на основе учебников нашего центра построить учебную программу, обращайтесь на сайт examen.biz, – предложила Елена Соловова, – мы готовы  помочь в разработке и адаптации пособий.

Затронула она и еще одну, пока еще не до конца осознаваемую школьной администрацией и педагогами,  проблему – разработка спецификаций контроля. Сегодня любой учитель или родитель может прийти к завучу и спросить:  а покажите мне  спецификацию административного теста для четвероклассников?
Большинство заведующих учебной частью только разведет руками. А вот центр Елены Солововой такие спецификации разработал.  Там есть и нормативные документы, и требования ФГОС, и ожидаемые результаты тестирования, и цель экзамена.  

Если ФГОС – дело ближайшего будущего, и к нему еще надо приспосабливаться,  то на лекции  «ИКТ на уроках английского языка» учителя решали гораздо более предметные задачи – как уже сегодня обуздать стихию интернета и поставить ее на службу учителей английского. Так, преподаватели из московской гимназии №1557 Рамиля Тихонова и Оксана Новожилова   рассказали о ресурсах, которые они используют в работе. Например, сайт poetryarchive.org,  где собраны аудиофайлы со стихам 170 англоязычных поэтов. На сайте есть раздел  «For teachers», где есть и планы уроков,  и мероприятий, построенные на работе с поэтическим архивом сайта.   Много подкастов для аудирования, а также материалов по грамматике и лексике можно найти на сайте Британского совета learnenglish.britishcouncil.org. И  конечно, нельзя забывать о речевой практике – без нее все знания языка так и останутся мертвым грузом. Актуализировать их, нырнуть в стихию настоящего английского, пообщаться с носителями, native speakers, можно, например, на сайте vyou.com.  Про «организацию учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников» рассказала Ольга Корчажкина  из московского центра развития творчества детей и юношества «Гермес».

Она представила дистанционный курс,  который разработан в ФИРО (eorhelp.ru).

– К разработке этого курса нас подтолкнула широкая апробация электронных учебников, которую организовало ФИРО, -  пояснила Ольга Корчажкина.

По ее словам, курс от ФИРО содержит 52 часа,  в нем разъясняются основные понятия,  такие, как ЭОР  – электронные образовательные ресурсы, или ИМЭУ, то бишь интерактивные мультимедийные электронные учебники, даются примеры работы с ЭОРами и образцы уроков. 
Кстати, о проекте ФИРО «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ)…»  можно почитать по адресу firo.ru.

– Заходите на ресурсы fcior.edu.ru и school-collection.edu.ru, – предложила в завершение выступления Ольга  Максимовна.

Вторая линейка началась с круглого стола  «ГИА (в новой форме) по ИЯ 2012: особенности содержания и процедуры проведения», который вела Наталья  Трубанева, доцент кафедры ИЯ МИОО, ведущий сотрудник сектора ИЯ РАО, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ГИА по иностранным языкам.

– Сегодня у ваших учеников два варианта сдачи экзамена в девятом  классе, – начала Наталья Николаевна. – Либо по билетам 2007 года, либо ГИА в новой форме.  Его еще называют ГИА  с использованием механизмов независимой оценки.  Это одно и тоже, не пугайтесь.

В ГИА 2012 по ИЯ будет 35 заданий в  2-х частях. В первой будут проверяться навыки чтения, аудирования, грамматика и лексика, письменная речь.  Во второй – устная речь, монолог и диалог.  Максимальное число баллов, которое можно будет набрать – 70. Время, отведенное на экзамен, выросло  – теперь это 120 минут (в прошлом году было 90).

– Упор при проверке знаний в этом году сделан на коммуникативные навыки, – заметила Наталья Николаевна. – За грамматику и лексику, например, можно набрать всего 15 баллов.    

Заканчивая круглый стол, она пригласила всех педагогов чаще заходит на сайт ФИПИ (fipi.ru).

– Уже в мае откроется горячая линия по ЕГЭ и ГИА, – сказала она. – Она проработает до мая, и мы постараемся оперативно консультировать вас  по всем сложным вопросам. А в конце августа будут выложены демоверсии ЕГЭ и ГИА на 2013 год. Я вас прошу, активно участвуйте – у нас только месяц до конца сентября, чтобы внести правки. Если замечаний не будет, мы будем считать, что все в порядке.

Заканчивался этот напряженный день лекцией «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо», которую провела Каринэ Махмурян, заведующая кафедрой ИЯ МИОО и заместитель председателя Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам.

По ее словам, в разделе «Письмо»  всего два задания – С1 и С2, однако они могут вызвать затруднения у многих учеников. Это задания со «свободно-конструируемым» или развернутым ответом, иначе говоря – здесь придется думать.  

– В части С1 необходимо написать личное письмо, и это базовый уровень, – рассказала Каринэ Степановна. -  В части С2 уже нужно письменное высказывание с элементами рассуждения, а это  уже высокий уровень сложности.   

Если часть С1 проверяет умения строить письменный ответ,  искать и обрабатывать информацию, соблюдать стиль и объем (на выполнение задания отводится от 100 до 140 слов!), то к части С2 требования куда выше. Здесь уже проверяются   метакогнитивные умения.

– Нужно не только владеть лексикой и грамматикой, обладать достаточным словарным запасом,  но также уметь сформулировать проблему,  показать свою точку зрения. Затем указать противоположную, объяснить, почему она существует,  ну, а в конце обосновать свою, – подытожила Каринэ Махмурян.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


фото1 фото2 фото3 фото4 фото5 фото6 фото7 фото8 фото9 фото10 фото11 фото12 фото13 фото14 фото15 фото16 фото17 фото18 фото19 фото20 фото21 фото22 фото23 фото24 фото25 фото26 фото27 фото28 фото29 фото30

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Lecture

Lessons from the corpus: common mistakes by Russian learners of English [1947]

RIMMER W., академический директор BKC – International House, автор Издательства Кембриджского университета

[Мероприятие 2]

Семинар

ИКТ на уроке английского языка [1948]

ЗАХАРОВА Л., ГОУ СОШ №19 им. Белинского;
ТИХОНОВА Р.Р., гимназия №1567;
НОВОЖИЛОВА О.В., гимназия №1567

Организация учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников [1949]

КОРЧАЖКИНА О.М., к.техн.н., старший научный сотрудник Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учитель английского языка высшей категории

[Мероприятие 3]

Издательство «Титул»

Семинар

Оценка достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС. Подготовка к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам с учебниками “Enjoy English”, “Happy English.ru”, ”Millie“–”New Millennium English” [1950]

КОНОБЕЕВ А.В., к.п.н., главный редактор издательства «Титул»

[Мероприятие 4]

«Центр Елены Солововой»

Лекция

ФГОС. Начальная и основная школа: преемственность стандартов и преемственность контроля [1951]

СОЛОВОВА Е.Н., д.п.н., профессор, председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в Москве, руководитель Департамента иностранных языков НИУУ «Высшая школа экономики»

[Мероприятие 5]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Цели урока иностранного языка как фактор реализации его образовательных возможностей (в аспекте требований нового ФГОС) [1952]

КУЗОВЛЕВ В.П., к.п.н., профессор, руководитель авторского коллектива линии УМК «English 2–11», автор многочисленных статей

[Мероприятие 6]

Издательство Кембриджского университета (Cambridge University Press)

Презентация

Motivating Kids for YLE [1953]

ZAHRA MERU POSITION, Head of Training and Support unit Language Link, Cambridge ESOL examiner

 278 28%
 139 14%
 100 10%
 371 38%
 43 5%
 50 5%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 7]

Lecture

Учим английскому или готовим к экзамену? [1954]

ВЕРБИЦКАЯ М.В., д.филол.н, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, автор УМК «FORWARD»

Развитие познавательных универсальных действий в процессе подготовки к экзамену [1955]

ВОРОНИНА А.О., ведущий методист и академический консультант «Pearson»

[Мероприятие 8]

Открытый урок

Nighty-night. Sweet dreams [1956]

РЫЖИЧКИН М.О., учитель английского языка ГБОУ ЦО № 1862

Семинар

Обучение технике чтения в начальной школе [1957]

ШУМИЛОВА Н.Н., СОШ № 7, г. Краснозаводск

[Мероприятие 9]

Издательство «Релод»

Лекция

Использование учебных пособий, изданных РЕЛОД совместно с издательством Оксфордского университета (OUP) для подготовки к ЕГЭ по английскому языку [1958]

КРОПАЧЕВА Н.В., научный сотрудник ЦНЯО, зам. директора по иностранным языкам ГОУ СОШ №1354

[Мероприятие 10]

«Центр Елены Солововой»

Лекция

Оптимизация подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по английскому языку [1959]

СОЛОВОВА Е.Н., д.п.н., профессор, председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в Москве, руководитель Департамента иностранных языков НИУУ «Высшая школа экономики»

[Мероприятие 11]

Издательство «Просвещение»

Лекция

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (на примере УМК «Английский в фокусе») [1960]

БЫКОВА Н.И., почётный работник общего образования РФ, лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2010 г., учитель английского языка ГБОУ СОШ № 1279 г. Москвы, автор линии УМК «Английский в фокусе» для 2–4 классов;
ПОСПЕЛОВА М.Д., заслуженный учитель РФ , почётный работник общего образования РФ, лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, учитель ГБОУ СОШ «Школа 2009», автор линии УМК «Английский в фокусе» для 2–4 классов

[Мероприятие 12]

Круглый стол

ГИА (в новой форме) по ИЯ 2012: особенности содержания и процедуры проведения [1961]

ТРУБАНЕВА Н.Н., руководитель группы разработчиков КИМ ОГЭ по иностранным языкам

 170 17%
 204 21%
 34 4%
 355 36%
 65 7%
 147 15%
13:45

15:00
[Мероприятие 13]

Workshop

“That’s not what I said!”: Strategies to Avoid Conversational Breakdowns [1962]

HULL T., EFL Senior English Language Fellow

[Мероприятие 14]

Мастер-класс

Опыт использования ИКТ на уроке английского языка [1963]

АФАНАСЬЕВА О.М., ГОУ СОШ №1558;
КОПТИЛКИНА Т.В., ГОУ СОШ №1558

ELT Programs and Projects [2023]

LUBNINA E., English Language Office Specialist, US Embassy Moscow, Russia

[Мероприятие 15]

Издательство «Pearson»

Лекция

Элементы развития навыков аналитического мышления в процессе подготовки к экзаменам [1964]

ВОРОНИНА А.О., ведущий методист и академический консультант «Pearson»

[Мероприятие 16]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Реализация требований ФГОС ООО в УМК серии «FORWARD» под ред. М.В. Вербицкой [1965]

ВЕРБИЦКАЯ М.В., д.филол.н, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, автор УМК «FORWARD»

[Мероприятие 17]

Издательство «Макмиллан»

Лекция

Meeting the expectations of motivated teenage students [1966]

ДРАГУНОВА Г.И., директор

[Мероприятие 18]

Лекция

Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» в ЕГЭ 2012 г. [1967]

МАХМУРЯН К.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков МИОО

 242 26%
 169 18%
 22 2%
 33 4%
 41 4%
 437 46%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии