06 апреля 2012 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя литературы  Программа дня

Всего участников: 490

Репортаж

На дне учителя литературы не обсуждались причины падения интереса подростков к чтению. Какой смысл искать виноватых? Важнее поговорить о том, можно ли вернуть книги в жизнь современных молодых людей и как это сделать.

Надежда Шапиро, заведующая кафедрой словесности ГОУ ЦО №57, на своем мастер-классе «Как увеличить присутствие литературы в жизни ребенка (идеология и формы внеклассной работы по литературе)» не обещала коллегам, что итогом репетиций школьных спектаклей, экскурсий по музеям и городам станет непременное повышение успеваемости учеников. Не в этом дело. Хочется, вопреки рационально-формальным требованиям, с которыми неизбежно сталкиваются в школе дети и взрослые, сделать так, чтобы повседневное существование молодых людей было пропитано стихами, пьесами, небудничными разговорами. Этот опыт они заберут с собой во взрослую жизнь, и, может быть, он окажется не лишним. Опыт сопереживания, сочувствия, совместного декламирования, прямо на улице, не стесняясь прохожих, не за оценку, а в удовольствие. Опыт переживания многослойности культурного пространства, где рядом с нами писатели, поэты, встреченные ими красавицы, созданные их воображением герои.

Физическое воплощение этой полифонии не только улицы старых городов, где почти в каждом доме угадываются тени славных посетителей, Пушкина, Островского, Булгакова, но и стены школьного класса, коридора. Здесь ученики вдруг обнаруживают множество портретов – незнакомые лица, старомодная одежда, умные глаза (пока угадываешь имена, знакомишься с личностью). На смену изображениям приходят слова – цитаты из хороших книг. Азарт поиска авторов подталкивает к чтению произведений, которые еще никто не задавал. Пространство, воскрешающее прошлое и устремленное в будущее. Возможность бесконечных вариаций и открытий.

О роли широкого культурного контекста для формирования квалифицированного читателя, а может, и будущего гуманитария, шла речь на семинаре «Система работы по созданию олимпиадных заданий и подготовка учащихся к олимпиадам по литературе». Людмила Дудова, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО, Владимир Сперантов, учитель высшей категории, методист кафедры, Роман Дощинский, президент Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы, не только поделились впечатлениями о недавно завершившейся Всероссийской олимпиаде по литературе. Они пригласили зал к сотрудничеству и сотворчеству. Возможностей для этого у педагогов немало: сайт «Школа юного филолога» (filobraz.ru), где много интересных заданий и не менее интересных разборов этих заданий (именно профессиональные комментарии способствуют формированию филологического мышления). В скором времени ожидается дистанционный тур олимпиады, в котором смогут принять участие все желающие, без всяких формальностей и ограничений. В помощь учителю и деятельность Независимой ассоциации словесников (aurilm.blogspot.com).

Единодушно было признано, что отнюдь не подготовка к ЕГЭ способствует гуманитарному развитию школьника. Зато огромную роль в этом играет творческая, научная работа детей. Об этом говорили и на семинаре «Виды и формы проектной и исследовательской деятельности при изучении литературы в школе», который вел Сергей Зинин, профессор МПГУ, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе. Судя по выступлениям преподавателей, ученикам по силам создать видеогид по нескольким экранизациям классического романа (девятиклассникам полезнее всего сосредоточиться на «Герое нашего времени» - поразительное разнообразие трактовок, идей), исследовать, например, роль халата в русской литературе 19 века. Десятиклассница убедительно доказала, что азиатский халат Обломова как идея возник на портретах наших художников в конце 18 века – выражение стремления изобразить героя «непарадного», «домашнего», без орденов и регалий, интересного, в первую очередь, своим внутренним миром, который не определяется общественным статусом. Кстати, ученики выяснили, что слово «халат» повторяется в романе «Обломов» 36 раз, столько же, сколько слово «сирень», символ любви Ильи Ильича к Ольге. Это не педантизм «ученого червя», а желание обосновать догадку, придать весомость выводам.

Естественно, в своей работе настоящий исследователь не в состоянии обойтись без хорошей библиотеки. И, благодаря интернету, такие книжные сокровищницы сегодня доступны каждому любопытному ребенку и педагогу. Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/) и Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (feb-web.ru) помогают познакомиться с научно выверенными по авторитетным источникам текстами, к тому же в сопровождении профессионального справочно-комментаторского аппарата, массы полезных ссылок.

Надо признать, сегодня не каждый подросток увлечен идеей литературоведческого исследования. Большинство и не подозревает, как здорово читать, обсуждать прочитанное. С «нечитающими» для начала нужно просто поговорить – о них самих и о книгах, причем, лучше бы не входящих в школьную программу, современных, малоизвестных. Выход за рамки всегда привлекает юношество. Любительница свободных разговоров, профессор из Санкт-Петербурга Наталья Свирина, на мастер-классе «Литературные беседы для старшеклассников: темы, алгоритм проведения, связи с уроком» подсказала актуальные и увлекательные темы (выбор жизненного пути, покорение вершин успеха). А еще посоветовала несколько интересных для молодежи книг, о которых многие учителя, перегруженные тетрадями и контрольными, просто не успевающие следить за новинками литературы, и не слышали. Важно, что герои этих произведений близки и понятны ученикам: это обычные старшеклассники, не слишком способные, не отличники (Давид Гроссман «С кем бы побегать»), студенты из небогатых семей (Грег Мортенсон «Три чашки чая»), вполне заурядные взрослые люди (Эрленд Лу «Наивно. Супер»). Но они однажды осмеливаются пойти навстречу собственным желаниям и изменить, если не мир, то хотя бы свою жизнь. А значит, все же целый мир.

Беседы, впрочем, не единственный способ увлечь детей литературой. Вокруг чтения может разворачиваться самая разнообразная деятельность – вот основная идея мастер-класса «Музей проживания одной книги как технология работы с текстом» Татьяны Булавиной, заместителя директора СОШ №25 поселка Свободный Свердловской области. Учебное заведение из небольшого поселка является членом Русской ассоциации чтения (rusreadorg.ru), участвует в нескольких международных проектах: «Школа, где процветает грамотность», «Размышление о Маленьком принце». 

Удаленность от центра, необходимость работать со всеми детьми, не выбирая и не отсеивая, как выяснилось, не препятствует достижению высоких результатов. Залог успеха – интерес педагогов к новым методикам, обмен опытом с коллегами из разных городов России и даже из разных стран. В конце концов, всем нам приходится решать одни и те же проблемы.

Далеко не все они связаны напрямую с педагогикой, методикой. Есть и то, что касается здоровья, внутренних ресурсов учителя. Известно, что учителям литературы приходится много говорить, читать вслух – использовать свой голос как педагогический, артистический инструмент. Как при этом сохранить связки? Как добиться большей выразительности? Ничего удивительного, что мастер-класс солистки ансамбля «Сирин», преподавателя вокала Школы-студии МХАТ Тины Георгиевской (soundball.ru) «Экология голоса: как учителю-словеснику найти и сберечь свой голос?» вызвал огромный интерес аудитории.

Впрочем, на отсутствие внимания и энтузиазма не мог бы сегодня пожаловаться ни один выступающий. Подумать только, в конце всегда нелегкого учебного года, на исходе затянувшейся зимы, в разгар подготовки к многочисленным тестам и контрольным, сотни учителей пришли поговорить о любви к чтению, о том, как подарить ученикам радость встречи с книгой. Чем не повод для оптимизма?

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Мастер-класс

Как увеличить присутствие литературы в жизни ребенка (идеология и формы внеклассной работы по литературе) [1903]

ШАПИРО Н.А., учитель высшей категории ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык»

[Мероприятие 2]

Семинар

Система работы по созданию олимпиадных заданий и подготовка учащихся к олимпиадам по литературе [1904]

ДУДОВА Л.В., к.ф.н., профессор, зав. кафедрой филологического образования МИОО;
ДОЩИНСКИЙ Р.А., к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО, председатель РОО НАС;
СПЕРАНТОВ В.В., учитель высшей категории, методист

[Мероприятие 3]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Реализация требований ФГОС ООО в УМК «Литература» под ред. Г.В. Москвина [1905]

МОСКВИН Г.В., к.филол.н., доц. каф. истории литературы филологического факультета МГУ;
ПУРЯЕВА Н.Н., канд. фил. наук, ст. преп. филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова;
ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, соавтор УМК «Литература»

 292 60%
 156 32%
 36 8%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Литературные беседы для старшеклассников: темы, алгоритм проведения, связи с уроком [1906]

СВИРИНА Н.М., д.п.н., профессор, С.-Пе­тербург

[Мероприятие 5]

Семинар

Виды и формы проектной и исследовательской деятельности при изучении литературы в школе [1907]

ЗИНИН С.А., д.п.н., профессор Московского педагогического государственного университета, автор УМК по литературе для 9–11-х классов, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе;
ЖУРАВЛЕВ В.П., к.филол.н., заместитель руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение»;
КУТЕЙНИКОВА Н.Е., к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО

[Мероприятие 6]

Издательство «Легион»

Лекция

Тематические тесты по литературе издательства «Легион» как эффективный инструмент текущего контроля и подготовки к ГИА и ЕГЭ» [1908]

СЕНИНА Н.А., к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Че­хова (филиал РГЭУ), руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион»

 111 23%
 320 67%
 45 10%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Мастер-класс

Музей проживания одной книги как технология работы с текстом [1909]

БУЛАВИНА Т.А., зам. директора СОШ №25 пос. Свободный Свердловской обл.

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Экология голоса: как учителю-словеснику найти и сберечь свой голос? [1910]

ГЕОРГИЕВСКАЯ Т., тренер, актриса, певица, преподаватель Школы-студии МХАТ, лауреат национальной премии в области журналистики «Золотой Лотос»

[Мероприятие 9]

Издательство «Мнемозина»

Лекция

Начальный этап введения ФГОС по литературе в основной школе [1944]

ХРЕНОВА О.М., к.п.н, доцент, автор учебников по литературе издательства «Мнемозина»

 224 47%
 129 27%
 125 26%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии