05 апреля 2012 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День школьного и детского библиотекаря  Программа дня

Всего участников: 533

Репортаж

Школа в последние годы активно ищет партнеров, открывается для разнонаправленных социальных связей, понимая, что в одиночку проблемы воспитания не решить. К счастью, и внутри самой школы есть еще неиспользованные ресурсы. В частности, библиотека, если, конечно, работа ее подчинена идее сотрудничества, а библиотекари чувствуют себя полноправными участниками образования и воспитания. В этом году День библиотекаря особенно наглядно продемонстрировал, как это может выглядеть.

На первом же «круглом столе» «Зачем нам это? Готовы ли взрослые с помощью книг говорить с детьми и подростками на «запретные» темы?» кандидат психологических наук, преподаватель МГПИ Екатерина Асонова вызвала участников на острый и эмоциональный разговор о том, какие книги можно и нужно предлагать юным читателям. Чтобы включить в обсуждение как можно больше собеседников и актуализировать тему, она предложила вспомнить, о чем труднее всего говорить с подростками. «О любви, о счастье, о сексе, о политике, о религии, о смерти, о жестокости..»  – посыпались ответы с мест. «А через книгу?» «Да, гораздо легче, самому не надо объяснять, да и автор сформулировал уже некоторые ответы».

Но всякую ли книгу, повествующую о тяжелых и страшных проблемах, взрослые решатся предложить подростку? Например, книга Беаты Терезы Ханика «Скажи, Красная шапочка». В ней идет речь о том, что переживает тринадцатилетняя девочка, подвергаясь домогательствам своего деда, а остальные члены семьи – сестра, мама и папа продолжают жить, делая вид, что ничего не происходит. Так кажется на первый взгляд. Но если задуматься, книга скорее о том, почему молчат все остальные, что их заставляет оставить младшую дочь наедине с ситуацией. Спасают репутацию семьи? И что испытывает героиня – страх, непонимание, есть ли ее вина в происходящем? Зал потрясенно молчал.

А вот еще одна книжка, предназначенная для подростков, «Завтра я всегда бывала львом», написанная Арнхильд Лаувенг. Это исповедь человека, вылечившегося от шизофрении, ставшего психиатром и работающего с такими же пациентами. Она описывает, что выбраться из этого состояния можно только если сказать себе, что «болезнь живет отдельно от тебя, а ты просто живешь рядом». Упомянуты были и другие книги, в которых читатель встретится с картинами жестокости, насилия, болезней, потери близких. «Готовы ли мы читать вместе с подростками и обсуждать такие книги?» – повторила вопрос ведущая. И ответы не заставили себя ждать.

– Прочитать надо, но...

– Читать такое может только подготовленный человек, чтобы эти описания не спровоцировали негативные проявления натуры подростка.

– Что же, отдельный прилавок для такой литературы – для подготовленных? – усмехнулась ведущая.

– А как же «Преступление и наказание»? – поддержали ее другие участники.

– Кроме того, такие книжки учат тех, кто оказался в тяжелой, невыносимой ситуации, признаваться в этом, не прятать ее от всех, обращаться за помощью.

– Обращаться нужно к доктору!

– Есть же много детей, которые не сталкивались никогда с такими ужасами, зачем мы будем им обо всем этом рассказывать! – стояли на своем те, кто хотел бы оградить подростков от подобных текстов.

Как аргумент, приводили, конечно, и волну подростковых суицидов. Причем мнения снова разделились: что вреднее, обсуждать или замалчивать. Начни говорить, спровоцируешь. Делать вид, что все в порядке, особенно если подозреваешь подростка в подобных намерениях, тоже нельзя. А уж когда речь зашла, кто виноват, шум поднялся такой, что стало ясно: круглый стол не оставил равнодушным никого.

Те, кто так и не ответил для себя на поставленный вопрос, имели возможность продолжить размышлять на эту тему во время обзора «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков», который по традиции делала Ольга Мяэотс, заведующая детским читальным залом ВГБИЛ. Среди прочих новинок детской литературы она отметила книги подростковой серии, которые раньше издатели не отваживались выпускать в свет. Конечно к такому чтению нужно подходить с осторожностью, – предупредила ведущая, ибо «возраст очень хрупкий». Книги реалистичные, тяжелые, но не чернушные, в конце каждой видится выход». На ее взгляд,  главное – чтобы книга не оставляла ощущения безнадежности. И еще: сначала лучше прочитать самим. Во-первых, оценить, по плечу ли ребенку такой текст, во-вторых, оценить литературное качество. Заодно педагоги и родители получат напоминание о том, какие, например, неконтролируемые порывы будоражат человека в подростковом возрасте.

Ольга Мяэотс  отметила, что впервые за много лет «пришло новое поколение авторов, у которых недавно вышли новые книги», в которых ведется очень серьезный и открытый разговор с юным читателем. И вообще, «Написать честную книгу для подростка – настоящий гражданский подвиг».

Те участники, которые решили для себя, что они будут предлагать читателям, могли отправиться на мастер-класс «Музей проживания одной книги как технология работы с текстом». Здесь Татьяна Булавина, заместитель директора СОШ №25 пос. Свободный Свердловской области, демонстрировала, как можно в буквальном смысле слова обживать пространство художественного текста.

В качестве «учебного пособия» выступила книжка «Коричневое утро». Автор Франк Павлофф. Надо сказать, что книжка, несмотря на малый объем и обилие иллюстраций, написана на серьезную тему. Более чем серьезную – фашизм, как он входит в жизнь обывателей, людей в общем-то приличных и совсем не злодеев.

Форма мастер-класса предполагает наглядную демонстрацию методики, что и было проделано блестяще. Ведущая раздала фрагменты текста пяти группам и предложила вчитаться в предложенный фрагмент, проиллюстрировать тем или иным способом, подумать о том, что могло предшествовать описанным событиям, что будет с героями дальше. Чтобы интрига сработала, нужно, конечно, подбирать незнакомые детям тексты.

Пока группы трудились, ведущая рассказывала, как можно организовать работу с книжкой. Проект может иметь разный масштаб – от класса до всей школы – и разную продолжительность – от урока до учебного года. Желающие могут работать по группам или в одиночку. Она демонстрировала работы своих ребят, поясняла, что лучше использовать технологию критического мышления: вызов, осмысление, размышление. Советовала к каждой новой книжке искать новые подходы, чтобы эта работа оставалась проживанием, принося каждый раз новые ощущения и мысли.

И наконец, зал получил возможность увидеть, как может выглядеть результат подобной работы: к микрофону вышли группы и продемонстрировали свои экспонаты свежесозданного музея. Каждая читала свой отрывок, показывала сделанные аппликации, комментировала свое художественное решение: цвет, метафоры, символику. А перед зрителями постепенно открывался текст книжки с пятью иллюстрациями, которые насыщены смыслами и эмоциями тех, кто их выполнял. Кстати, сами участники групп тоже внимательно слушали тексты коллег – они ведь до этого момента не знали, что было до и после их эпизода. Наконец, книжка сложилась в одно целое, обогащенное мыслями и переживаниями стольких людей.

Чтобы спасти ведущую от шквала вопросов и уточнений, главный редактор журнала «Библиотека в школе» Ольга Громова объявила, что методика будет подробно описана в одном из последующих номеров, там же разместятся работы, созданные во время мастер-класса.

Елена КУЦЕНКО


фото1
фото2

Ольга Громова открывает
День школьного и детского библиотекаря

Трудная тема в большом зале

фото3
фото4

Екатерина Асонова ведет разговор
о недетских темах в детской литературе

Татьяна Булавина представляет
технологию музея проживания одной книги

фото5
фото6

Группы «проживают» новеллу Ф. Павлоффа «Коричневое утро»


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Круглый стол

Информационно-образова­тельная среда школы: решения для библиотек [1705]

ИВАНОВА Е.В., к.п.н., доцент Нижегородского РАНХиГС, спецкор «БШ»

[Мероприятие 2]

Круглый стол

Зачем нам это? Готовы ли взрослые с помощью книг говорить с детьми и подростками на «запретные» темы? [1706]

АСОНОВА Е.А., к.пед.наук, заведующая лаборатории социокультурных образовательных и просветительских практик ИСП МГПУ, куратор читательских программ БФ «Культура детства»

[Мероприятие 3]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Особенности формирования библиотечного фонда в условиях перехода к федеральному государственному образовательному стандарту [1707]

НОВОСЕЛОВА Л.Р., почетный работник общего образования, учитель высшей категории, заместитель главного редактора издательства «Русское слово»

 131 24%
 97 18%
 310 58%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Музей проживания одной книги как технология работы с текстом [1708]

БУЛАВИНА Т.А., зам. директора СОШ №25 пос. Свободный Свердловской обл.

[Мероприятие 5]

Лекция

Можно ли еще спасти читателя? Чтение школьников сквозь приз­му психолого-социологических исследований [1709]

ЧУДИНОВА В.П., к.п.н., ст. научный сотрудник РГДБ;
ШАПОВАЛ С.А., к.психол.н., доцент кафедры филологического образования МИОО;
КУТЕЙНИКОВА Н.Е., к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО

[Мероприятие 6]

ООО «ФинПромМаркет-XXI» (Группа компаний «Аверс»)

Лекция

Особенности формирования инструментария библиотечного дела [2018]

ВИНОГРАДОВА М.И., руководитель проекта «Аверс: Библиотека»

Использование автоматизированной информационно-аналитической системы «Аверс: Библиотека» при формировании библиотечного фонда [2019]

ТИХОМИРОВА Е.В., заведующая библиотекой ГОУ СПО Политехнический колледж №31

 128 24%
 292 56%
 105 20%
13:45

15:00
[Мероприятие 7]

Обзор

От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков [1710]

МЯЭОТС О.Н., зав. детским читальным залом ВГБИЛ

[Мероприятие 8]

Лекция

Готовим тьюторов по чтению [1711]

СУХАНКИНА Е.Н., к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО;
ДУДОВА Л.В., к.ф.н., профессор, зав. кафедрой филологического образования МИОО

[Мероприятие 9]

Издательство «Мнемозина»

Лекция

Реализация требований ФГОС в учебно-методических комплектах издательства «Мнемозина» [1946]

ТРЕНИЧЕВ В.И., руководитель отдела менеджеров издательства «Мнемозина»

 346 69%
 126 25%
 27 6%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии