Рейтинг@Mail.ru

1 апреля 2012 г.

День учителя математики  Программа дня

Всего участников: 995

Репортаж

Первая линейка мероприятий этого дня открылась круглым столом «Государственная итоговая аттестация по математике за курс основной и за курс средней (полной) школы в 2012 году». Он привлек наибольшее внимание учителей. Открывал стол Алексей Львович Семенов, академик, ректор МИОО, председатель Научно-методического совета ФИПИ по математике.

— Главная задача, стоящая сейчас перед нами, приблизить ЕГЭ к собственно математике, — сказал он в напутственном слове, — чтобы мы учили детей математике, а не ЕГЭ сдавать. Рамки ЕГЭ и ГИА все больше будут расширяться, и все больше демоверсии будут не совпадать с конечным вариантом ЕГЭ.

— Я бы хотел, чтобы вы учли несколько вещей, — начал Иван Валерьевич Ященко, руководитель ФКР КИМ по математике, сменивший А.Л. Семенова у микрофона. — Осталось всего два месяца до ЕГЭ, и главное — понять, что сейчас можно и нужно делать. Очевидно, что не кидаться решать задачу С6, которую не вполне оправданно называют олимпиадной, а спокойно повторять сложные моменты единого экзамена.

По его словам, проблемы школьников (как показал пробный ЕГЭ) — невнимательность и формальное прочтение условия задачи. Школьники теряются, если задача не поставлена «в лоб», если условие расходится с той формулировкой, к которой они привыкли.

— Что касается части С, то лучшая стратегия ее выполнения — выбирать меньшее число задач, тщательно проверять свои решения и не торопиться. Если ученик в целом решит задачу правильно, а из-за спешки допустит небольшую ошибку, то получит 0 баллов. То же касается и подробности объяснения: не надо писать решение на десяти листах, есть вероятность запутаться и сделать ошибку. Лучше иметь четкий план решения, обозначать основные шаги и писать кратко.

— А в какой форме Вы посоветуете сдавать экзамен детям с ограниченными возможностями здоровья? — последовал вопрос.

— ЕГЭ и ГИА легче, чем традиционный экзамен, это факт, но традиционный экзамен такие дети имеют право сдавать в щадящей форме. Поэтому надо исходить из конкретной ситуации, — пояснил И. В. Ященко.

— В этом году в первый раз мы сдаем ГИА по математике, — подхватила эстафету Лариса Олеговна Рослова, главный редактор журнала «Математика». — До этого, как вы помните, мы семь лет сдавали ГИА только по алгебре.

Лариса Олеговна кратко описала особенности ГИА-2012. Экзаменационная работа для девятиклассников будет состоять из двух частей. В первой — 18 заданий: 12 по алгебре, 4 по геометрии, 1 по теории вероятностей и 1 по статистике. Во второй — 5 заданий: 3 по алгебре и 2 по геометрии.

— Главное — научите детей считать, ни одной задачи без вычислений в ГИА нет, — подчеркнула Лариса Олеговна, — и подтяните дроби: практика показывает, что у наших учащихся с ними наибольшие проблемы.

— И пусть они опираются на жизненный опыт, — добавил И.В. Ященко, — а то я уже видел в ответах и эскалаторы длиной 800 метров, и сорокаметровые шлагбаумы. Еще раз напоминаю — часть заданий в ЕГЭ и ГИА в этом году взяты из реальной жизни, в которой нет космических скоростей и астрономических величин.

Круглый стол уже подходил к концу и поток вопросов уже иссяк, когда неожиданно развернулась дискуссия на тему «Почему ГИА сложнее, чем ЕГЭ». Учителям казалось это несправедливым.

— Как раз наоборот, это хорошо, — возражал Ященко. — ЕГЭ находится под административным давлением: как и в советское время, мы не можем оставить ребенка без аттестата! Ситуация с ГИА гораздо честнее, так как на данном этапе судьба ребенка еще не решается, и мы можем показать ученику реальный уровень его обученности, чтоб он потом не предъявлял нам претензии — почему мы не сказали, что на самом деле он ничего не знает?

— Кстати, весь справочный материал по ГИА можно найти на сайте ФИПИ (fipi.ru), — напомнил в завершение круглого стола Иван Валерьевич.

Параллельно с этим мероприятием Ольга Селютина, методист инфор­мационно-методического отдела издательства «Русское слово», в лекции «Многоуровневое преподавание математики с 5 по 11 классы в общеобразовательной школе» попыталась проанализировать вызовы времени и то, как на них отвечает новый ФГОС для основной школы. «По данным последних исследований PISA в средней школе, наши ученики на 40-х местах, — озвучила она уже общеизвестные факты. — И как раз потому, что плохо решают задачи, связанные с реальной жизнью: графики, таблицы, диаграммы. Математическое знание для них формально, оно не становится личностно значимым, частью их индивидуальной образовательной траектории. А главное — им просто скучно. Современные дети прагматичны – они не видят пользы в отвлеченном знании. Что же делать, как учить детей в новых условиях? Меняться самим и использовать новые учебники. Такие, которые в своем содержании учитывают требования федерального государственного образовательного стандарта, которые включают элементы стереометрии, теории вероятностей, статистики, наглядную геометрию с 5-го класса, которые выстраивают отношения учителя с учеником, "подхватывают запрос ученика на развитие". Ведь квалификация наших педагогов по-прежнему высока, и умственный потенциал детей ничуть не снизился».

Но тема грядущего ЕГЭ и ГИА не оставляла педагогов. На втором круглом столе «От задачников к открытым банкам и новым перспективам развития экзамена по математике», который проводили И.В. Ященко и В.Д. Арнольд, большая часть вопросов касалась как раз этой темы.

— Почему изменили шкалу перевода первичных баллов? — возмущались учителя. — Опять повысили порог!

— Коллеги, давайте поговорим о задачниках, – старался вернуть диалог в заявленное русло Виталий Дмитриевич. 

— Пользуетесь ли вы бумажными задачниками? — вторил ему Иван Валерьевич. — Или все уже давно освоили интернет-ресурсы? Если так, то какова стратегия работы с такими ресурсами? Многие ли из вас задействуют в своей работе более двух-трех хорошо известных?

Не сразу, но аудитория все же перешла к обсуждению этих вопросов. Оказалось, что компьютеры и ноутбуки есть почти у всех; Интернет в классах есть у двух третей участников. Правда, надо учесть, что в зале — преимущественно московские учителя.

С ресурсами оказалось все не так радужно, и Иван Валерьевич тут же обрушил на педагогов ворох бесценной информации. Это и открытый архив олимпиады Математический праздник (olympiads.mccme.ru). И математическая библиотека math.ru , где для пользователей выставлено свыше 500 книг по истории математики, занимательных задачников и книжек для увлеченных юных математиков. И сайт problems.ru, где собрано свыше 20 тыс. задач для тех, кто ведет уроки, кружки и факультативные занятия. И многоцелевой открытый банк заданий ЕГЭ — opencollection.ru. И изюминка дня – информационно-поисковая система «Задачи по геометрии», которую еще в 1986 г. начал создавать известный учитель Рафаил Калманович Гордин из легендарной 57-й школы. В этой базе 8 тыс. задач по геометрии с решением.

— На марафоне раздавали диски, но можно бесплатно воспользоваться этой базой по адресу zadachi.mccme.ru, — обрадовал всех выступающий.

Однако главный вопрос круглого стола в этот раз остался без ответа — как же все-таки педагоги используют электронные банки заданий? Как и бумажные сборники задач — для массированного «прорешивания» перед экзаменом, против чего И.В. Ященко активно возражал, или как-то иначе? Остается надеяться, что живая педагогическая практика скоро даст ответ на этот вопрос.

Как говорил один нерадивый студент из известного фильма: «Экзамен для меня, профессор, всегда праздник!». Экзамены — этап обучения важный, но завершающий, потому перейдем от праздников к рабочим будням — от итоговой аттестации к учебному процессу.

Снова, как и в последние годы, работал «Калейдоскоп педагогических идей», где группа московских учителей под руководством Андрея Викторовича Семенова осуществляли передачу самого что ни на есть передового опыта: каждый из них рассказывал коллегам о чем-то таком, что у него получается, и, возможно, лучше, чем у других. Например, учителям школы № 1354  И.В. Буяниной и  Е.В. Михайловой   удается претворить в жизнь известный лозунг «Учение с увлечением»,  учитель школы № 7 А.В. Алфёров знает, какие цифровые образовательные ресурсы полезны на уроках математики, а учитель школы № 2025 Н.В. Голубева может научить работать с информацией.

Неотъемлемая часть жизни учителя – урок. Что нужно учителю математики, чтобы провести урок? Доска, мел и, конечно, ученики. Все это было на сцене большого зала – в этот воскресный день урок провела учитель школы №1000 С.Н. Полункина, а помогали ей ее восьмиклассники. Обычный урок? Нет, по теории вероятностей. Ну а разве бывает открытый урок без разбора и методического комментария? Конечно, нет. В роли методиста выступил заведующий лабораторией теории вероятностей МЦНМО и один из авторов учебника по этой дисциплине Иван Ростиславович Высоцкий.

И еще одно методическое «окно» этого дня было посвящено такому дидактическому средству обучения, как задания с пропусками. Обсуждались их роль и место в учебном процессе, принципы создания. Опытом делились учителя-практики, которые освоили работу с такими заданиями в совершенстве: знают их достоинства и умеют организовать работу учащихся – Г.Г. Левитас, доктор педагогических  наук, учитель школы № 1199, Е.А.  Зудина, преподаватель колледжа АС № 7, И.Я. Голендухина, учитель школы № 1425. Все они авторы нашего журнала, их статьи хорошо знакомы его читателям.

«Кенгуру-клуб» давно и заслуженно пользуется любовью и уважением школьников и учителей. В настоящее время это не только интересная интеллектуальная игра, но и привлекательные пособия, и тестирования выпускников. Обо всем этом рассказала приехавшая на марафон из Санкт-Петербурга доцент Санкт-Петербургского электротехнического университета, методист Центра технологии тестирования «Кенгуру-плюс» Наталья Александровна Жарковская.

Один из перспективных интернет-ресурсов для всех  увлеченных математикой, от мала до велика, – это сайт «Математические этюды». На его страницах можно найти и новейшие математические идеи, задачи современной математики, и классику занимательной математики, забытую, но не потерявшую своей актуальности. На марафоне перед учителями выступил автор сайта – Николай Николаевич Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики МИ АН. Учителя слушали его с большим вниманием. Будем надеяться, что скоро мы  услышим на марафоне рассказы кого-нибудь из сегодняшних слушателей о том, как он использует материалы сайта для урока или занятия кружка.

Завершился день учителя математики размышлением Алексея Львовича Семенова на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе».

— Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее, — начал Алексей Львович. — Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы.

По мысли лектора, ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в которой оказалось наше математическое образование. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия.

В чем же их универсальность? В том, что ученик не просто решает одну конкретную задачу, он учится решать задачи вообще. Вот  только один из аспектов. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.

— Какая ситуация более продуктивна в образовательном плане? — задал вопрос А.Л. Семенов. — Когда вы подчеркиваете ошибки и ставите оотметку или же когда вы просите ученика самого найти ошибку в своей же работе?

— Другие важные принципы, которые прослеживаются во ФГОС, — это связь с реальным миром (что уже отразилось на задачах ЕГЭ и ГИА) и универсальность математического образования.

И уже заканчивая выступление, А.Л. Семенов обрадовал всех присутствующих: «Все помнят прекрасный журнал «Квант», архив его находится по адресу kvant.info. Сегодня выпуск журнала возобновился, помимо этого, запущен журнал «Квантенок» — для тех любознательных, кто помладше. В общем, ищите в подписных каталогах и спрашивайте в магазинах города!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ, Лариса РОСЛОВА


фото1
фото2

Участников марафона приветствуют главный редактор Издательского дома «Первое сентября» А.С. Соловейчик и ректор МИОО А.Л. Семенов

Последние наставления перед экзаменами дает
руководитель ФКР И.В. Ященко

фото3
фото4

Как реализованы требования ФГОС в учебниках издательства «Просвещение», рассказывает заведующая редакцией математики Т.А. Бурмистрова

— Давайте повторять алгебру! — призывает
автор пособий С.Е. Злотин

фото5
фото6

Задачи части С ЕГЭ решает профессор МГУ В.С. Панферов

Как всегда живой интерес вызвал
калейдоскоп педагогических идей

фото7
фото8

— Коллеги, давайте поговорим о задачниках, — обращается
к аудитории В.Д. Арнольд

Урок на сцене большого зала

фото9
фото10

Анализ урока делает И.Р. Высоцкий

Методика работы с заданиями с пропусками
от Г.Г. Левитаса, Е.А. Зудиной и И.Я. Голендухиной

фото11
фото12

Н.Н. Андреев – автор математических этюдов

Размышления на тему УУД


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Круглый стол

Государственная итоговая аттестация по математике за курс основной и за курс средней (полной) школы в 2012 году

ЯЩЕНКО И. В., к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы;
РОСЛОВА Л. О., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, главный редактор журнала «Математика»


Творческая мастерская

Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы

СЕМЕНОВ А. В., к. п. н., автор учебных пособий для подготовки к ГИА по математике


Издательство «Илекса»

Лекция

Решаем сложные алгебраические задания ЕГЭ стандартными методами

НЕЛИН Е. П., к.п.н., профессор, автор учебников и учеб­ных пособий по математике


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Новая организация повторения и возможности повышения качества обучения по школьному курсу алгебры

ЗЛОТИН С. Е., к.техн.н., соросовский учитель, 4-кратный лауреат конкурса школьных учителей фонда «Династия»


Издательство «Экзамен»

Лекция

ЕГЭ 2012. Решение задач типа С

СЕРГЕЕВ И. Н., д.физ.-мат.н., профессор МГУ


Издательство «Просвещение»

Лекция

Реализация требований ФГОС в учебниках математики издательства «Просвещение»

БУРМИСТРОВА Т. А., эксперт АО «Издательство «Просвещение»


 41942%
 16917%
 869%
 778%
 18318%
 606%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Круглый стол

От задачников к открытым банкам и новым перспективам развития экзамена по математике

ЯЩЕНКО И. В., к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы;
АРНОЛЬД В. Д., зам. директора МЦНМО;
РОСЛОВА Л. О., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, главный редактор журнала «Математика»


Открытый урок

Два урока по теории вероятностей (8 и 9 классы)

учащиеся школы №1000

ВЫСОЦКИЙ И. Р., начальник отдела развития содержания образования ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», заместитель руководителя федеральной комиссии ФГБНУ «ФИПИ» по разработке КИМ ЕГЭ;
ПОЛУНКИНА С. Н., учитель школы №1000


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Отражение требований ФГОС в основной школе. Математика для 5-9 классов в учебниках издательства «БИНОМ»

КУЗНЕЦОВА М. В., ст. преподаватель математических дисциплин «Академии социального управления», ведущий методист по математике изд-ва «БИНОМ. Лаборатория знаний»


Новые учебники «Алгебра и начало математического анализа (профильный уровень)» издательства БИНОМ

ШАБУНИН М. И., д.п.н., профессор кафедры высшей математики МФТИ, автор учебников алгебры для 7–11 классов


Издательство «Русское слово»

Лекция

Многоуровневое преподавание математики с 5 по 11 классы в общеобразовательной школе

СЕЛЮТИНА О. А., методист информа­ционно-методического отдела издательства «Русское слово»


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок – создание сценариев учебных эпизодов и их использование на уроках математики

КУДРЯВЦЕВ А. А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина


ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

О направлениях работы факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова с учителями математики

ПОПОВ Ю. А., учебный центр факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова


 23324%
 38741%
 647%
 788%
 17618%
 212%
13:45 – 15:00

Интерактивное общение

Математические этюды

АНДРЕЕВ Н. Н., к.ф.-м.н., зав. лабораторией популяризации и пропаганды математики МИ АН им. В.А.Стеклова


Мастер-класс

Дидактические материалы «Задания с пропусками»

ЛЕВИТАС Г. Г., д.п.н., учитель школы №1199;
ЗУДИНА Е. А., преподаватель колледжа АС №7;
ГОЛЕНДУХИНА И. Я., учитель школы №1425


Издательство «Легион»

Лекция

Решение стереометрических задач в процессе подготовки к ЕГЭ по математике

КУЛАБУХОВ С. Ю., к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе


Лекция

Что такое «процент»?

РОЗОВ Н. Х., д.ф.-м.н., член-корреспон­дент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ им.М.В.Ломоносова


Лекция

ФГОС. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в основной школе

СЕМЁНОВ А. Л., академик РАН и РАО


Семинар

«Кенгуру-клуб» для школьников и учителей

ЖАРКОВСКАЯ Н. А., к.ф.-м.н., доцент СПб Электротехнического университета, консультант-методист Центра технологии тестирования «Кенгуру плюс»


 10311%
 909%
 20121%
 627%
 45048%
 374%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии