31 марта 2012 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 624

Репортаж

Программа этого дня балансировала  между темами обязательными и выступлениями «для души». Почти две трети всех лекций, семинаров, мастер-классов в той или иной мере касались темы ЕГЭ и ГИА.  Да, широко обсуждались и дидактические материалы, и особенности подготовки к единому экзамену, и интернет-ресурсы, помогающие учителю в этом нелегком деле. Но нашлось место и  яркому духу творчества и открытий, духу научного исследования и смелого познания законов природы, всему, что всегда отличало физиков.

Первая линейка началась с открытого семинара МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения». Доцент МИОО Марина Демидова рассказала об особенностях подготовки и сдачи ГИА. Оказывается, что качество сдачи экзамена в столице и некоторых регионах очень высокое.

– У нас уже и троечников не осталось, – заметила Демидова, – потому что сдавать физику идут  дети мотивированные, а мы не закладываем это при подсчете баллов.

В ходе семинара всплыла и проблема: в Москве, по словам Демидовой, уделяют избыточное внимание диагностике учебных  достижений. 

– Коллеги, никто вас заставить проходить диагностику не может, - сказала она. – Обязательна только плановая проверка по зданию департамента образования. Все остальные виды диагностики – только добровольно и по желанию  школ.

Главная причина – увлеченность администраций школ различными рейтингами и желание занять все возможные места во всех таблицах и списках.

– Не надо каждые две недели гонять детей на диагностику, - подытожила она. – Иначе к марту они у вас выдохнутся окончательно. Здесь работает олимпийский принцип: к Олимпиаде спортсмены должны подойти отдохнувшими, на пике своих способностей.

О многопрофильном открытом банке заданий по физике рассказала Татьяна Мельникова, методист МИОО. На сайте opencollection.ru, который открылся  в этом году, выкладываются интерактивные задачи для ЕГЭ, ГИА и  олимпиад. Причем охвачена не только физика, но и математика, биология, химия, география.

– Поиск в базе задач можно вести по каталогам заданий или умений, - пояснила Татьяна Борисовна. – Пока наиболее полный раздел – по ЕГЭ:  в нем свыше 400 заданий. Однако в будущем в каждом разделе будет свыше 900 заданий. Задания берутся из открытой части ЕГЭ прошлых лет,  олимпиадных задач, а творческие задачи нам присылают учителя.

Между тем, на том же этаже  в небольшой аудитории, учительница физики московской  гимназии №625 Ирина Зюбина рассказывала и показывала удивительный учебный проект, который реализовали ее девятиклассники – «Телеграф барона П.Л. Шиллинга (реконструкция исторических инженерных решений в ученических проектах)».

 Ребята  самостоятельно воссоздали исторический опыт строительства, и в процессе реконструкции решали те же проблемы, с которыми столкнулся барон Шиллинг. Они даже создали фрагмент телеграфного кабеля, используя технологии того времени: воссоздали оплетку, состав изолирующего раствора, изучали технологию залива этого раствора. Примечательно, что над проектом работал весь класс – «физики» писали формулы и решали технические задачи, а «гуманитарии» создавали 3D модели телеграфа и виртуальную экскурсию для начальной школы.

 – Также исторические задачи мы берем из дореволюционной книжки В. Доната «Физика в играх», которую можно найти на сайте mathesis.ru. Это сайт Математического института им. Стеклова. Кстати, учителям они бесплатно высылают диски,  – рассказала Ирина Валерьевна. – Есть задачи и на сайте vofem.ru – это ресурс, посвященный журналу «Вестник опытной физики и элементарной математики». Он издавался с 1886 по 1917 годы, все номера выложены в  PDF.  Представляете, там публикации Геймгольца о Герце или опыты Циолковского, которые можно использовать в учебной работе.  

А на сайте archive.org, где выложены сканы научных книг с 17-го по 20-й века из библиотек Канады, Америки и Европы, ученики Ирины Зюбиной нашли тему еще для одного научного проекта. Они раскопали, правда, при подсказке учителей,  работу молодого Максвелла «Цвет и свет в природе». Причем работа эта на русский не переводилась. Вот здесь на арену вышли гуманитарии из соседнего класса с углублённым изучением английского. Они на пару с «физиками» из класса Зюбиной перевели работу  Максвелла со староанглийского, полностью воссоздали его опыт, вслед за Максвеллом написали хроматическое уравнение и убедились в том, что брюнеты и блондины воспринимают цвет по-разному.

– Больше одного-двух проектов в год выполнять нельзя, – заметила уже после выступления Ирина Валерьевна. – Иначе это получается профанация. Нельзя вовлекать детей в проектную работу для галочки, иначе единственное, что они вынесут из этого опыта –  понимание, что все делается «на показ» и не имеет смысла. 

О концепции естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5–9 классов  рассказал Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования ФГОУ АПКиППРО. По его словам, издательство «Бином», в планах которого как раз и стоит публикация этого УМК, стремится уйти от тотальной ориентации на ЕГЭ и ГИА

– Международные исследования, прежде всего, PISA, показывают, что у наших школьников большие проблемы со всеми тремя видами грамотности, - начал Александр Юрьевич. – Хромает как грамотность чтения, так и  математическая, и естественнонаучная грамотность. Причем на выходе из начальной школы мы на первых местах, а к окончанию основной - скатываемся на сороковые позиции. Что же происходит за эти пять лет?

Как пояснил Александр Пентин, проблема, прежде всего, в читательской грамотности – падает она и тянет за собой все остальное. Концепция, по которой разработан УМК  по физике для 5–9 классов издательства «Бином», предполагает знакомство детей с научным методом познания. Это умение рассуждать и строить гипотезы, умение анализировать данные, умение объяснять явления и ставить научно обоснованные вопросы. Все задачи в УМК направлены  на развитие прежде всего этих умений и потому мало похожи на стандартные, привычные всем задания.

Впрочем, типовые здания в УМК тоже есть – их пока требуют ЕГЭ и ГИА, признал Александр Пентин.

Сплошной «нестандарт» творился и на открытом семинаре  свободной ассоциации  учителей «Разность потенциалов». Руководитель ассоциации Татьяна Ворончева рассказала о совместном с учителем истории уроке, когда дети искали аналогии между историческими событиями и физическими процессами. Например, разряд конденсатора – Отечественная война 12 года, искры электрофорной машины – восстание декабристов. Кажется, шутка, игра ума, но в итоге получилась физико-историческая формула текущего  состояния общества, где в левой части уравнения сила правительства, помноженная на площадь приложения этой силы, а на правой -  состояние общества: число людей, их разум, их толерантность, а в знаменателе – число людей, не желающих никаких перемен.

– И  такая дискуссия вокруг этой формулы развернулась! – заметила Татьяна Ворончева. – Мы сами не  ожидали, что она окажется так актуальна.

А учительница лицея 1575 Жанна Чопорова рассказала о своем уникальном опыте – как она вместе с учениками построила камеру Вильсона  для наблюдения за мюонами. Чтобы проследить за этими сверхтяжелыми частицами, образующимися после бомбардировки атмосферы космическими лучами, ей понадобился пластиковый аквариум, поднос, сухой лед, немного войлока и изопропилового спирта. А еще фонарь,  темнота в классе и терпение.

Такие опыты ее научили  ставить  в… ЦЕРН. Да-да, в том самом женевском центре, под которым закопан Большой андронный коллайдер. Самое замечательное, что любой учитель физики может бесплатно попасть в ЦЕРН, понаблюдать за ходом экспериментов, побродить в лабораториях, послушать лекции нобелевских лауреатов (с переводом!). Для этого необходимо зарегистрироваться  на сайте Объединенного института ядерных исследований jinr.ru  и принять участие в проекте http://teachers.jinr.ru/ «Виртуальная академия физики высоких энергий». Набор студентов для поездки в ноябре как раз откроется в конце апреля. 

Ну и куда же, все-таки,  без ЕГЭ в этот день. Экзаменами день начался, ими он и заканчивался. Лев Генденштейн, член редсовета журнала «Физика. Первое сентября», научный сотрудник лаборатории дидактики физики ИСМО РАО, представлял сразу два больших проекта.

Начал он с лекции «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС.». Принцип построения курса, по его словам – метод ключевых ситуаций, опираясь на которые, можно пройти весь курс.  На материале одной ключевой задачи раскрывается проблематика целого раздела.

– Такой метод стирает грань между теорией и практикой, – рассказал Лев Элевич. – Каждая из задач побуждает ученика к изучению все новых и новых вариантов этой учебной ситуации.

Как реализован  принцип на практике, в формулах и цифрах, можно было увидеть на второй лекции «Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике», которая  шла сразу за «Секретами ЕГЭ…».  Этот сайт – результат напряженного  труда целого коллектива специалистов. Опираясь на метод ключевых задач, они разработали подробные анимированные решения задач (со звуковым сопровождением!), добавили тестовые решения и задания  для самостоятельной работы. Главная структурная единица сайта – ключевая задача. Каждая из них – как точка, из которой вырастает целый куст разнообразных разминочных задач и теоретических пояснений.  Можно решать задачу самому, опираясь на подробный план решения, можно прокрутить видео пошагового решения (с очень тщательным разбором), пройти тренинги по теме, а после решения еще  и «посмаковать» задачу – послушать аудио-обсуждение  ее «изюминок»!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Технологии и методы развития познавательного интереса учащихся через эксперимент и конструирование

(начало)

Доклады:

  • Экспериментальные задачи телеметрического практикума [1969]

    ФИШМАН А.И., к.ф.-м.н., профессор Казанского федерального университета;
    СКВОРЦОВ А.И., к.ф.-м.н., доцент Казанского федерального университета

  • Телеграф барона П.Л.Шил­линга (реконструкция исто­рических инженерных ре­ше­ний в ученических про­ектах) [1970]

    ЗЮБИНА И.В., ГОУ гимназия № 625;
    ФИЛИППОВА М.Н., ГОУ гимназия № 625;
    БРАЖНИКОВ М.А., ИХФ РАН, редакция «Физика-ПС»

  • Выставочная интерактивная экспозиция «Зазеркалье» как форма развития интереса к изучению естественных наук [1971]

    РОТОТАЕВА Н.А., к.п.н., директор ДТДиМ «Интеллект»

[Мероприятие 7]

Открытый семинар МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения»

(начало)

Ведущий:ШАРОНОВА Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения физике МИОО, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Доклады:

  • Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике [1981]

    ДЕМИДОВА М.Ю., д.п.н. руководитель центра педагогических измерений КГБНУ ФИПИ

  • Многопрофильный открытый банк заданий по физике: инструментарий для оценивания результатов [1982]

    МЕЛЬНИКОВА Т.Б., методист МИОО

  • Работа с олимпиадными заданиями из многопрофильного открытого банка [1983]

    ЯКУТА А.А., к.п.н, доцент физфака МГУ им.М.В.Ломоносова

[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок – создание сценариев учебных эпизодов и их использование на уроках физики [1975]

КУДРЯВЦЕВ А.А., it-директор издательства «Экзамен-Медиа»

[Мероприятие 4]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Учебный физический эксперимент как основа деятельностного подхода к обучению физике (на примере УМК по физике 7–9 кл.) [1976]

ХИЖНЯКОВА Л.С., д.п.н., зав. кафедрой МОФ;
СИНЯВИНА А.А., д.п.н., профессор кафедры МОФ МГОУ

[Мероприятие 5]

Издательство «Русское слово»

Мастер-класс

Как организовать работу с учебным текстом на уроке физики [1977]

СТЕПАНОВА Г.Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов

 71 12%
 353 57%
 77 12%
 33 5%
 84 14%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Развитие интереса учащихся через решение задач

(продолжение)

Доклады:

  • «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС [1978]

    ГЕНДЕНШТЕЙН Л.Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
    КОШКИНА А.В., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ №37, председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, эксперт предметной комиссии ЕГЭ (Архангельск);
    ОРЛОВ В.А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
    ЛЕВИЕВ Г.И., д.ф.-м.н., автор сборника «ЕГЭ шаг за шагом. Решение задач по физике» (издательство «Мнемозина»), Москва

  • Авторская педагогическая технология преподавания физики (с применением информационных технологий) [1979]

    МЕДОВЫЙ В.В., учитель физики

  • Методика использования фотозадач на уроках физики (из опыта работы) [1980]

    МОСКВИНА О.А., МОУ гимназия № 9 им. К.Э.Циолковского, г.Калуга

[Мероприятие 2]

Открытый семинар учителей (свободная ассоциация учителей «Разность потенциалов»)

Ведущий:ВОРОНЧЕВА Т.В., ГОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского

Деятельность содружества учителей физики «Разность потенциалов» [1972]

ВОРОНЧЕВА Т.В., ГОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского

Блиц выступления членов ассоциации [1973]

ГРОМЦЕВА О.И., заслуженный учитель РФ, учитель физики школы №1375 г. Москвы;
КАПУСТИНА Л.Е., ГОУ гимназия №1551;
САХБЕТДИНОВ М.А., ГОУ СОШ №1186 им. Мусы Джалиля;
ГРЕМИЛОВА И.В., ГБОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского;
КАЗАКОВА Ю.В., ГБОУ СОШ №546

Мастер-класс членов ассоциации «Игровые технологии во вне­учебной деятельности» [1974]

[Мероприятие 8]

Издательство «Илекса»

Лекция

Дидактические материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ [1984]

КИРИК Л.А., преподаватель физики, отличник образования СССР, автор задачников, дидактических и методических материалов по физике;
НУРМИНСКИЙ А.И., консультант по вопросам оценки качества образования и учебных достижений учащихся

[Мероприятие 9]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Система подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам в новом УМК по физике для старшей школы (авт. Грачев А.В. и др) [1985]

ПОГОЖЕВ В.А., к.ф.-м.н., доцент кафедры физики МГУ

[Мероприятие 10]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Концепция естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5–9 классов [1986]

ПЕНТИН А.Ю., к.ф-м.н., заведующий Центром естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
ШУЛЕЖКО Е.М., учитель физики ЦО №1439

 293 50%
 113 20%
 75 13%
 53 9%
 47 8%
13:45

15:00
[Мероприятие 11]

Развитие интереса учащихся через нестандартные уроки и внеурочные занятия

(окончание)

Доклады:

  • Спектакль-диалог для повторения темы «Динамика» в классе гуманитарного профиля [1987]

    БОБРИНЁВ Ю.В., учитель физики Гимназии 1514 (г. Москва), Лауреат конкурса «Учитель года-2009»

  • Нестандартные задания для урока физики (демонстрационные мини-проекты, лабораторные работы с элементами поиска, тематические проверочные работы) [1988]

    АЛЕКСЕЕВА Е.В., ЧУ СОШ «Первая школа», г. Красногорск, Московская обл.

  • Астрономические знания – через игровые формы внеурочной работы [1989]

    ШАТОВСКАЯ Н.Е., к.п.н., ГОУ СОШ №179, МИОО

[Мероприятие 12]

Открытый семинар МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения»

(окончание)

Ведущий:ШАРОНОВА Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения физике МИОО, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Доклады:

  • Современные тенденции развития учебного эксперимента по физике [1990]

    СТЕПАНОВ С.В., к.п.н., доцент МПГУ

  • Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике и астрономии с применением технологий смешанного обучения [1991]

    ГОМУЛИНА Н.Н., к.п.н., зам. директора по инновационной и экспериментальной деятельности Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доц. каф. методики обучения физике МИОО

  • УМК «Физика. 10–11» [1992]

    КАСЬЯНОВ В.А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.

[Мероприятие 13]

Лекция

Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике [1993]

ГЕНДЕНШТЕЙН Л.Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
КОШКИНА А.В., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ №37, председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, эксперт предметной комиссии ЕГЭ (Архангельск);
ОРЛОВ В.А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
ЛЕВИЕВ Г.И., д.ф.-м.н., автор сборника «ЕГЭ шаг за шагом. Решение задач по физике» (издательство «Мнемозина»), Москва

[Мероприятие 14]

Издательство «Легион»

Лекция

Методика подготовки к ЕГЭ по физике (с использованием учебно-методических пособий издательства «Легион») и анализ наиболее характерных ошибок учащихся при выполнении тестовых заданий [1994]

МОНАСТЫРСКИЙ Л.М., заслуженный деятель науки и образования РАЕ, профессор кафедры общей физики физического факультета Южного федерального университета, автор и редактор учебно-методических пособий издательства «Легион»

[Мероприятие 15]

Компания «Бизнес-Меридиан»

Лекция

Автоматизированное рабочее место преподавателя физики: новые подходы и успешные практики [1995]

МАТВЕЕВ Л.А., ведущий инженер по внедрению и технической поддержке разработок, компания «Бизнес-Меридиан»

 142 25%
 94 16%
 234 40%
 59 10%
 50 9%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии