28 марта 2012 г.

ГОУ СОШ № 1784

День учителя ОБЖ  Программа дня

Всего участников: 270

Репортаж

Участников марафона в школе № 1784 встречали серьезные, доброжелательные мальчики и улыбчивые, аккуратные девочки в красивой кадетской форме. Они приветливо здоровались со всеми пришедшими и при малейшей потребности  помогали гостям освоиться в новом здании, объясняя, где находится гардероб, как пройти на регистрацию. Ощущение комфорта и безопасности возникало сразу.

В это время в зале, где совсем скоро должно было начаться открытие Дня учителя ОБЖ, уже звучал гимн романтике возмужания: «Лишь  недавно учились мы в классе десятом, / И часы проверяли по школьным звонкам, / А теперь привыкайте, ребята, к десантным, / Продуваемым всеми ветрами войскам». Под эту музыку на экране демонстрировалась хроника кадетской школы. Вот группа подростков шеренгой со сложенными парашютами на плечах движутся к открытой двери самолета, один за другим они  «уходят в небо». Это фрагмент из полевого выезда, где все по-взрослому и где знания ОБЖ, конечно же, очень актуальны.
Тем временем конференц-зал  постепенно заполняется, слышалось непривычное «Здравствуйте, товарищ полковник», и настрой возникал особый.  День открыл председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Владимир Латчук. Он говорил о формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве. В 2010 году была поставлена задача перейти на преподавание ОБЖ как отдельного предмета в 5 – 11 классах. Однако на запрос ассоциации из мэрии пришел ответ, который сводился к  тому, что сегодня «обучение учеников ОБЖ в столичных школах проводится в рамках московского базисного плана». То есть теоретически ОБЖ может преподаваться в школе как интегрированный предмет. Например, интегрированный в содержание курса физики. А практически получается так, что учитель физики либо рассказывает то, что знает по теме ОБЖ, либо вовсе обходится без ОБЖ, поскольку физика ему ближе.  Это по Москве. Но и в целом по России  все зависит от решения региональных властей. Сегодня, по оценке выступающего, примерно, в половине субъектов РФ школьники изучают ОБЖ с 5 по 9 класс за счет регионального компонента. Правда, в ассоциации надеются, что в ближайшем будущем ситуации изменится, поскольку с нового учебного года в федеральном компоненте стандарта будет закреплено обязательное изучение ОБЖ с 7 по 9 класс.

Большая проблема – учебники и учебно-методическое обеспечение, которое  устарело и не отвечает современному научному подходу. Как отметил Владимир Латчук, ни одна учебная программа по ОБЖ не претерпевала серьезных изменений с 1993 года.
Тем не менее, новинки есть. О них рассказали представители педагогических издательств: методист издательства «Просвещение» Валерий Борисов и ведущий редактор редакции общего образования «Дрофа» Сергей Миронов. Валерий Борисов сразу обратил внимание собравшихся на то, что современная методика опирается на системно-деятельностный подход, и программа по ОБЖ под редакцией А. Смирнова вкупе с учебно-методическим комплексом и пособием «Тестовый контроль» как раз тому пример.

– А будут ли пособия изданы в электронном виде? – поинтересовался кто-то из педагогов.

– Будут, электронные учебники появятся уже в следующем году.

Издательство  «Дрофа» пошло по пути издания двух комплектов методических пособий: один по той же программе, по которой идет обучение ОБЖ сейчас, а второй по новым стандартам. В новом учебнике для 5-го класса появится тема «Безопасность на дорогах и на транспорте», которой прежде не уделялось должное внимание. Будут освещены темы, связанные с безопасностью на воде и с ситуациями, возникающими в результате террористических действий. А в учебнике для 8 класса появится тема «Семья в современном обществе».

Затем состоялись презентация периодических изданий в помощь учителям. Журнал   «ОБЖ. Безопасность жизни» представил заместитель главного редактора Андрей Ремизов, который призвал присутствующих присылать свои статьи в редакцию: «Только желательно избегать ситуации, когда учителя начинаю писать статью в форме отчета: мы провели столько-то мероприятий и достигли таких-то успехов. Пишите, пожалуйста, о конкретных проблемах и о том, как Вы их решаете».
Вокруг этого журнала вскоре завязалась интрига. Дело в том, что заведующий отделом Иркутского релейного завода Андрей Ерохин провел презентацию многофукционального тренажера «Витим». Тренажер сделан в форме фигуры человека, на нем удобно отрабатывать приемы экстренной помощи, например,  делать искусственную вентиляцию легких, наружный массаж сердца, оказывать помощь при отравлениях. В комплект тренажера входит дисплей, на экране которого  высвечивается изображение человеческого организма, так что можно наблюдать процессы, происходящие в организме пострадавшего, когда  ему оказывается  помощь. Если ученик что-то делает не так, это сразу видно на дисплее. Например, что происходит, когда воздух перестает поступать в легкие, или возникает угроза переломов от очень сильных нажимов. Тренажер вызвал живой интерес у аудитории, многие захотели поработать на нем самостоятельно. Ту же выяснилось, что учителя ОБЖ имеют шанс получить тренажер бесплатно. Он будет вручен в качестве приза победителям конкурса на лучшую публикацию, которую проводит именно журнал «ОБЖ. Безопасность жизни».

Вся вторая часть дня была практической. Заместитель председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Тамара Батяева рассказала о методике проектной и исследовательской деятельности на занятиях ОБЖ, обратив особое внимание на вещи, которые  важно учитывать на разных этапах работы:

– Очень важно, чтобы ученики в конечном итоге вышли на какой-то продукт, к сожалению, нередко работы сводятся к обычным рефератам.

Банально? Но, видимо, надо, учитывать, что  многие преподаватели  ОБЖ пришли в педагогику из армии, и проектная работа является для них новой областью.
И все-таки самым ярким событием для гостей марафона стал мастер-класс Натальи Бубновой «Методика проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим». Она рассказывала, как правильно определить состояние попавшего в беду человека и помочь ему в случае артериального или венозного кровотечения, перелома тазобедренных костей, клинической смерти и других тяжелых случаях.
В заключение занятия Наталья Бубнова пригласила всех желающих принять участие в чемпионате по лайфреслингу (борьбе за жизнь), который пройдет  29 мая – 3 июня в поселке Дивноморское близ Геленджика. Команды на этом чемпионате будут соревноваться в умении оказать помощь людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях: пострадавших во время аварии на дорогах и водах, в условиях теракта или природной катастрофы. Более подробную информацию можно узнать на сайте spas01.ru

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
10:00

10:30
[Мероприятие 19]

Открытие дня

«О формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве московского региона» [1884]

ЛАТЧУК В.Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»

10:30

11:00
[Мероприятие 10]

Презентация секций педагогического марафона [1868]

ЧЕРКУНОВ А.В., зам. председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ», методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

11:00

14:00
[Мероприятие 11]

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения [1869]

Методисты изд-ва «Просвещение»

УМК издательства «Просвещение» [1870]

Методисты изд-ва «Просвещение»

УМК издательства «Дрофа» [1871]

Методисты изд-ва «Дрофа»

[Мероприятие 12]

Презентация нового оборудования для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи [1872]

Мастер-класс «Методика проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим» [1873]

БУБНОВА Н.В., зам. директора Национального центра обучения навыкам оказания первой помощи при несчастном случае и теракте

Презентация многофукционального тренажера «Витим» [1874]

Представитель Иркутского релейного завода

[Мероприятие 13]

Информация о проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Методика подготовки школьников к участию в олимпиаде [1875]

ЛАТЧУК В.Н., к.п.н., председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»

13:00

14:00

Перерыв для получения профессиональных подарков и посещения выставки-ярмарки

14:00

15:00
[Мероприятие 14]

Информация о деятельности ассоциации [1876]

ФИЛИЧКИН Д.А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1874

[Мероприятие 15]

Методика организации проектно-исследовательской работы среди обучающихся [1877]

БАТЯЕВА Т.А., член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ

Мастер-класс учителя ОБЖ «Минутки безопасности – одна из форм воспитания культуры безопасного поведения школьников на дорогах города Москвы» [1878]

РАДКЕВИЧ Л.А., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 1943 СЗОУО

Методика обучения школьников по вопросам безопасности в криминогенных ситуациях [1879]

РОДИОНОВА Е.Ю., к.ю.н. полковник МВД России

15:00

16:00
[Мероприятие 16]

Презентация деятельности кафедры безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО МГПУ [1880]

МАПЕЛЬМАН В.М., профессор МГПУ

[Мероприятие 17]

ОБЖ. Основы безопасности жизни [1881]

РЕМИЗОВ А.А., зам. главного редактора журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни»

Основы безопасности жизнедеятельности [1882]

ШОЛОХ В.Н., главный редактор

[Мероприятие 18]

Демонстрация тренажёрного оборудования для обучения первичным навыкам пожаротушения [1883]

ЕРШОВА Н.М., зам. председателя Высшего совета РОССОЮЗСПАСа, председатель Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»

16:00

16:30

Закрытие дня