22 марта 2012 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 1049

Репортаж

В этот день на пяти площадках лицея шла многонаправленная работа. «Поможем нашим детям» – так называлась лекция логопеда и психолога Натальи Свободиной, но это слова можно считать девизом всего Дня. «Учитель первый видит проблему ребенка, – подчеркнула Наталья Генриховна, – учитель должен направить его за помощью. Не говорите родителям: перерастет! Чем раньше проблемой ребенка займется логопед, тем раньше удастся с ней справится. Когда я говорю о дислексии, этом неврологическом нарушении, то часто слышу: да ребенок просто не хочет, да вы, логопеды, преувеличиваете… К сожалению, нет. 15% детей приходят в первый класс уже с пограничным психическим состоянием, то есть они уже на грани этого нарушения».

Профессор Ольга Кукушкина, член-корреспондент Российской академии образования выступила с лекцией «Разработка специальных федеральных государственных стандартов школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».  Почему так важно было создание этих стандартов? Потому что мы должны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ право на образование. В Советском Союзе около 1\3 таких детей посещали специальные школы, сейчас чуть получше – около половины, но остальные сидят дома, то есть их права на образование нарушаются. Докладчица специально остановилась на той ситуации, когда ребенок с ОВЗ кажется полностью сохранным: «Школы в этом случае очень довольны: и инклюзивное образование осуществляется, и ребенок – «ну совсем нормальный!». Но так рассуждать нельзя. Если у ребенка есть диагноз, то он должен и имеет право получать коррекционную помощь».

Кандидат психологических наук Галина Панина  провела семинар «Телесные приемы в  развивающей работе логопеда с младшими школьниками». В сущности, речь шла о том вечном принципе, о котором в последнее время как-то забывают: о «единстве души и тела» ребенка. Маленький ребенок интеллектуально развивается и осваивает сложнейшие человеческие премудрости  играя, ползая, бегая. Но появляется «умный  взрослый»  и пытается разорвать связь ребенка с собственным телом: не вертись, сядь, замолчи. Мы велим ребенку «застыть»,  стать удобным для нас, забыть о своем теле и возвращаться к нему только в тех ситуациях, которые мы для него выбрали. Отсюда и многие проблемы детей, в том числе и те, с которыми приходится иметь дело логопеду.

 «Где, чему и как учить  ребенка с задержкой психического развития» рассказала кандидат психологических наук Наталья Бабкина. «Дети с ЗПР – это  дети, которые идут в обычный класс, но обычные педагогические приемы  с ними не срабатывают. Дети с ЗПР – это недавно выделенная категория детей, и виды их обучения опробуются около 30 лет. Прежде всего важно понять, что эти дети очень разные: иногда ЗПР у детей даже определить трудно, а иногда они находятся на грани умственной отсталости. Дети с ЗПР имеют стойкие трудности в обучении, которые вызваны самыми разными причинами: соматической ослабленностью, нарушением когнитивной сферы (внимания, памяти), общей незрелостью ребенка, несформированностью мотивации,  нарушением произвольной (осознанной) регуляции. Чем раньше будет выявлена проблема, тем эффективнее мы сможем помочь ребенку».

«Опыт работы с аутичными детьми в образовательной школе» осветила на мастер-классе Софья Розенблюм, координатор инклюзивного образования гимназии № 1540. Главный вывод – все должно быть продумано, предусмотрено. Трудно? Да,  нелегко. Можно ли, например, высокоинтеллектуального аутичного ребенка послать на олимпиаду?  Если все продумать, взять с собой при необходимости  его маму, то результаты могут быть наилучшие  для ребенка и для школы. Но если не предусмотреть трудностей, то не исключен и эмоциональный срыв ребенка. «А что касается одноклассников аутичного ребенка, то дети умнее нас… уж точно не глупее… и если учитель подает им правильный пример отношения к товарищу с особенной проблемой, то отношение будет правильное».

 Проблемам профилактики наркотической и алкогольной зависимости были посвящены семинары  клинического психолога Вероники Климович «Эффективная стратегия профилактики зависимостей. Волонтерское движение» и кандидата психологических наук Юлии Корчагиной «Подросток: психологический портрет».

Мастер-класс Ольги Белоусовой, инструктора лечебной физкультуры «Школы здоровья № 1426» был посвящен занятиям с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие. Методист физического воспитания Ольга Водяницкая, представлявшая Департамент образования Москвы прочла лекцию «Организация занятий и аттестация по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья», а также провела круглый стол, посвященный это теме.

Елена ИВАНИЦКАЯ


фото1 фото2
фото3 фото4
фото5 фото6
фото7 фото8 фото9 фото10 фото11 фото12 фото13
фото14 фото15

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Лекция

Поможем нашим детям [1739]

СВОБОДИНА Н.Г., логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии

[Мероприятие 2]

Лекция

Разработка специальных федеральных государственных стандартов школьного образования детей с ОВЗ [1740]

КУКУШКИНА О.И., профессор, член-корр. РАО, гл. научный сотрудник ИКП РАО

[Мероприятие 3]

Семинар

Телесные приемы в развивающей работе логопеда с младшими школьниками [1741]

ПАНИНА Г.А., к.психол.н.

[Мероприятие 4]

Лекция

Инклюзия, интеграция, специальное образование – антиподы или союзники? [1742]

ШМАТКО Н.Д., канд. пед. наук, Институт коррекционной педагогики РАО

[Мероприятие 5]

Лекция

Организация занятий и аттестация по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья [1743]

ВОДЯНИЦКАЯ О.И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы

 246 23%
 128 12%
 469 44%
 134 13%
 85 8%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 6]

Семинар

Эффективная стратегия профилактики зависимого поведения. Волонтерское движение [1744]

КЛИМОВИЧ В.Ю., клинический психолог, наркодиспансер №5

[Мероприятие 7]

Семинар

Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития [1745]

БАБКИНА Н.В., к.п.н., ИКП РАО

[Мероприятие 8]

Лекция

Схематизация фонетических правил русского языка в процессе профилактики и коррекции фонетико-фонематической дисграфии у детей с нарушениями речи [1746]

ЛАНИНА Т.Н., к.п.н., учитель-логопед

[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Опыт работы с аутичными детьми в общеобразовательной школе [1747]

РОЗЕНБЛЮМ С.А., координатор инклюзивного образования, гимназия №1540

[Мероприятие 10]

Мастер-класс

Занятие с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие [1748]

БЕЛОУСОВА О.Г., преподаватель физкультуры, инструктор ЛФК, ГОУ ЦО «Школа здоровья №1426»

 64 6%
 236 23%
 495 48%
 137 13%
 107 10%
13:45

15:00
[Мероприятие 11]

Семинар

Подросток: психологический портрет [1749]

КОРЧАГИНА Ю.В., к.психол.н., Социальный институт МГПУ

[Мероприятие 12]

Мастер-класс

Стажировочные площадки. Инновационные технологии реабилитации и образования детей с ОВЗ [1750]

ЕВТУШЕНКО И.В., доктор пед. наук, профессор, декан дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова

[Мероприятие 13]

Семинар

Использование нейропсихологических технологий в работе учителя-логопеда [1751]

БЛУДОВА А.А., учитель-логопед, ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» ЮОУОДО, Москва

[Мероприятие 14]

Семинар

Организация инклюзивного пространства в общеобразовательной школе [1752]

РОМАНОВА Е.М., педагог ГБОУ СОШ № 518 г. Москвы, международный эксперт по инклюзивному образованию

[Мероприятие 15]

Круглый стол

Организация занятий и аттестация по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья [1753]

ГРИБАЧЕВА М.А., к.п.н., руководитель структурного подразделения;
ВОДЯНИЦКАЯ О.И., к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы

 153 15%
 157 15%
 577 57%
 47 5%
 81 8%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии