Рейтинг@Mail.ru

29 марта 2011 г.

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 524

Репортаж

На едином дыхании  пролетел насыщенный, разнообразный, увлекательный  День учителя географии. Все географы – энтузиасты: такая уж профессия, и потому мастер-классы просто захватили аудиторию.

Евгения Семенова, учитель школы № 662,  избрала темой «Развитие образного мышления на уроках географии». Развитие образного мышления, ценное само по себе,  замечательно помогает лучшему усвоению материала.  Задания могут быть самые разные. Например, информацию, полученную на уроке, «перекодировать»  в рисунок. Или: при изучении природных зон, когда пройдена теория, ребятам предлагается вообразить себя в той или иной  природной зоне и описать «чувства настоящего географа»: что я вижу? что слышу? что обоняю? что у меня под стопой?

Михаил Белкин, учитель «Школы здоровья» № 539 поделился опытом уроков географии в школьном музее, который располагается прямо в кабинете географии и экспонаты которого собраны, систематизированы и проанализированы самими ребятами.  Эта увлекательная работа соединяет в себе исследовательскую и учебную. 

«Метапредметный урок географии» – опыт Ольги Потаповой, учителя школы № 747, – выводит учеников на острейшие проблемы современности: из разговора о природных ресурсах вырастает дискуссия о проблемах российской и мировой экономики и политики.

«Географические лабиринты» Татьяны Дихтяр, учителя школы № 22 – это увлекательная форма проверки знаний, привлекающая ребят куда больше, чем привычные тесты. Представьте себе большой квадрат, составленный из двадцати маленьких  квадратиков.  В каждом квадратике напечатано некое утверждение.  Если ученик с ним согласен, он идет по стрелке «да», если не согласен – по стрелке «нет». Задача  путешественника по лабиринту – пройти из левого верхнего квадратика в правый нижний. «Лабиринты» Татьяны Дихтяр уже публиковались  на сайте газеты «География» (2007, №11, 2009, № 6).

Доктор  географических наук  Владимир  Колосов прочел лекцию «Географическая  карта мира: новейшие изменения  и перспективы». Речь шла об острейшей проблеме, решение которой еще не найдено мировым сообществом: о так называемых «непризнанных» государствах. Чем поддерживается устойчивость  этих государств? Почему именно им  выпала такая судьба? Каковы надежды на урегулирование состояния этих «государств де-факто»? Окончательного ответа нет, панацеи не существует, проблема очень острая. Слушатели буквально засыпали докладчика вопросами.

О крупнейших государствах шла речь в лекции  «Страны-гиганты», которую прочел доктор  географических наук Андрей Трейвиш, главный научный сотрудник Института географии РАН. Лектор проследилсудьбу «гигантов», их появление на исторической арене, драматическое исчезновение некоторых с географической карты, и обратился к прогнозам, существующим в современной политике и географии. Прогнозы и сценарии будущего учитывают  как возможности катастрофического развития событий, так и оптимального решения возникающих в экономике, политике и природной среде проблем.

Вадим Барабанов, старший научный сотрудник  кафедры географии МИОО,  выступил с докладом на актуальнейшую тему – «Изменение экзаменационной модели ЕГЭ по географии 2011 года и пути ее совершенствования». Итак, какие новшества ожидают выпускников в этом году? Итоговая аттестация должна проводиться только на основе требования образовательных стандартов. Дети увидят в экзаменационных листах вопросы на «знать» – то есть знать факты, и вопросы на «понимать» – то есть уметь оперировать знаниями. В этом году в КИМах произошли такие изменения: общее число заданий сократилось с 47 до 45.  При этом в первой части произошло сокращение с 28 вопросов до 25, во второй части количественного изменения нет,  в третьей части – сокращение с 7 до 6. Общее время для ответа осталось неизменным – 3 часа. Общий уровень сложности также остался без изменений.

В этом году не будут проверяться знания по таким темам:

  1. Наиболее крупные города и городские агломерации.
  2. Форма правления и политико-административное устройство различных стран.
  3. Вклад выдающихся мореплавателей и путешественников в географическую науку.

Зато в содержание проверки включены:

  1. Умение сравнивать различные социально-экономические явления с помощью статистических материалов
  2. Умение пользоваться графиками и диаграммами. 

Докладчик  отметил, что для выпускников  всегда  почему-то оказывалось очень трудным  простое  по сути задание вычислить долю чего-либо (долю пенсионеров, например, в составе населения) и посоветовал обратить особое внимание на такие задания.  А также посоветовал учителям  ознакомиться c критериями подготовки экспертов, оценивающих ответы в разделе «С». Дети должны знать, как и почему их работы будут оцениваться. За подробным анализом результатов ЕГЭ прошлого года докладчик рекомендовал обратиться на сайт fipi.ru, а потом ответил на вопросы. Слушатели спрашивали: будет ли география обязательным предметом для ЕГЭ? Ответ: в этом году не будет, а в перспективе – очень возможно. Будут ли на ЕГЭ использоваться атласы или контурные карты?  Ответ: в ближайшее время, увы, не будут – по чисто техническим причинам, хотя это было бы  полезно и важно.

Встреченная  аплодисментами слушателей  профессор  Эльвира Раковская прочла лекцию  «Сложные моменты в курсе физической  географии России». Все сложные моменты, о которых с горечью говорила докладчица,  –  они,  к сожалению, только  социальные и вовсе не связаны с трудностями изучаемого материала. Все учебники по географии России создаются под эгидой экономгеографов, поэтому разделы физической географии скомканы. Учитель, который в теории имеет право выбрать тот учебник, который считает нужным, на практике  зачастую вынужден пользоваться тем учебником, который закуплен школой, – и точка…  Да и ко многим учебникам серьезнейшие претензии: в них встречается масса «ляпов» и откровенных ошибок.  «Кроме того, в учебниках стремятся все упростить, – возмущенно говорила Эльвира Раковская. – Исключают все объяснения, оставляя одну фактологию. Якобы для того, чтобы детям было легче. А получается не легче, а труднее: без объяснения, без понимания зазубренная фактология не укладывается у ребят в голове».

Елена ИВАНИЦКАЯ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Политическая карта мира: новейшие изменения и перспективы

КОЛОСОВ В. А., д.геогр.н., проф., зав. лаб. геополитических исследований Института географии РАН


Мастер-класс

Развитие образного мышления на уроках географии

СЕМЕНОВА Е. Н., учитель географии


Метапредметный урок географии

ПОТАПОВА О. Е., учитель школы №747


Урок географии в школьном музее

БЕЛКИН М. Н., «Школа здоровья» №539


Географические лабиринты

ДИХТЯР Т. Л., учитель географии и экономики


Производственное картосоставительское объединение «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии

Лекция

Новое в картографии для преподавания и изучения географии

ГАЛИУЛЛИНА Э. Г., заместитель генерального директора ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии


 35167%
 14628%
 245%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Страны-гиганты

ТРЕЙВИШ А. И., д.геогр.н., главный научный сотрудник Института географии РАН


Пленарный доклад

Изменение экзаменационной модели ЕГЭ по географии 2011г. и пути ее совершенствования

БАРАБАНОВ В. В., в.н.с. ФИПИ, член Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии, старший научный сотрудник лаборатории географического образования учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения»;
ЛОБЖАНИДЗЕ А. А., председатель предметной комиссии ФИПИ по географии, д.п.н., зав. кафедрой экономической и социальной географии им. В.П.Максаковского географического факультета МПГУ


Издательство «Русское слово»

Лекция

Перспективные совершенствования УМК «География» (изд-во «Русское слово»)

ДОМОГАЦКИХ Е. М., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, автор учебников и научно-популярных книг по географии


 25250%
 21343%
 347%
13:45 – 15:00

Лекция

Сложные моменты в курсе физической географии России

РАКОВСКАЯ Э. М., к.геогр.н., профессор МПГУ


Круглый стол

Ведущие: БАРИНОВА И. И., д.г.н., профессор каф. методики преподавания географии; НОВЕНКО Д. В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО

Цифровые образовательные ресурсы по географии в свете образовательных стандартов нового поколения

РОДИОНОВА М. А., учитель географии гимназии № 1508 г. Москвы;
ТИЩЕНКО Н. И., учитель географии ЦО № 1865;
ЖИЛЯЕВА И. Г., учитель информатики ЦО №1865;
НИЖАРАДЗЕ Г. А., старший преподаватель кафедры географии МИОО;
ЕЛИНА Е. А., методист по географии и экономике ОМЦ ВАО;
ПАВЛЕНКО Е. А., учитель географии;
КАРТАШОВА Ю. В., учитель географии



Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Особенности содержания УМК по курсу «География России» (8 класс) ИЦ «Вентана-Граф»

ПЯТУНИН В. Б., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ


 32266%
 13428%
 316%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии