25 Март 2011 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 793

Репортаж

Сами педагоги почти в шутку, а некоторые психологи почти всерьез говорят, что учителя приобретают неуловимое сходство с детьми того возраста, с которыми работают. Это отчасти подтверждается в дни начальной школы, когда почти все участники собираются вовремя, заранее раскладывают блокноты, ручки, программы, фотоаппараты и, все увеличивающиеся с каждым перерывом, стопки купленных учебных пособий. К занятиям  относятся серьезно, с места не выкрикивают, старательно записывают. Особенно то, что касается новых стандартов. 

Одна  из лекций началась бодрым утверждением, что как весна идет нам навстречу, так и ФГОС не заставят себя долго ждать. Судя по реакции, учителя ждут новых стандартов с меньшим энтузиазмом, чем приход весны. Эти нововведения воспринимаются скорее как пугающее и неизбежное цунами. И большинство учителей стремилось получить хоть какие-то ориентиры

Так, на лекцию «Приоритетные направления развития начального образования в свете стандарта нового поколения» Натальи Виноградовой, заведующей Центром начального образования ИСМО РАО, постепенно стекались участники из других аудиторий, стараясь понять, что их ожидает с начала учебного года. Ибо ведущая не стала рекламировать представляемое ею издательство, а объясняла, чем должна отличаться работа учителя начальных классов в новых условиях вне зависимости от того, по каким учебникам он будет работать. Обращаясь к залу, она сказала: «В стандарте все слова правильные, но школа к этому не готова, и вся трудность ложится на вас», то есть за четыре года работы придется разобраться, от чего из старого багажа отказываться, что изменить в своем представлении о начальном обучении, какие новые цели перед собой поставить.

Начинать  нужно с понимания: учебная деятельность не равна учению. Если ребенок пришел к нам с портфелем, сел за парту и выполняет задания, это далеко не всегда означает, что он занимается учебной деятельностью. А ведь именно ее требуют новые стандарты, берущие за основу идеи развивающего обучения.

Сегодняшняя начальная школа направлена на то, чтобы «проходить предметы». В результате, если мы даем задание перечислить свойства воды, получаем в ответ выученную информацию, часто даже видно, из какого именно учебника. Но если попросить ребят заполнить таблицу, применив те же знания, это смогут проделать лишь 14 %. Знают ли они материал? Да. Но кому нужны такие знания?

Беда  в том, что мы пока строим обучение на системе практических задач. Таких, например: «У Сережи было 12 рублей, а у Саши 20. Сколько всего денег было у мальчиков?». «Слово «всего» уже указывает на способ решения, – комментирует ведущая. -  Однако эту же задачу можно преобразовать в учебную, если переформулировать вопрос: хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 рублей? В задании должны быть провокации, противоречия, трудности».

Искомым результатом с нового учебного года будут считаться метапредметные навыки, которые выращиваются благодаря учебному предмету как надстройка над информацией. Знания же становятся не целью, а средством. Тоже планируемым результатом, но не главным. «Значит, проверку знаний никто отменять не будет, – зашептались в последних рядах, - только еще и сверху много чего спросят…».

Учитель должен постоянно помнить о том, что на каждом предметном разделе можно формировать универсальные учебные действия. Их можно разделить на четыре группы:  интеллектуальные (анализ, сравнение, обобщение, выдвижение предположений); познавательные (наблюдение, восприятие, внимание, память, измерения);  коммуникативные (высказывание своего мнения, участие в диалоге);  регулятивные  (контроль, самооценка).

В учебе ребенок сталкивается с  разными видами деятельности – репродуктивной, исследовательской, поисковой, творческой. И каждая решает свои задачи. Например, если учитель планирует приобретение, расширение знаний, запоминание, то ему стоит выбирать репродуктивную деятельность. Но чтобы выращивать у детей самостоятельность, инициативу, способность к импровизации, ему придется обратиться к творческой деятельности.

В результате же будут оцениваться, по словам ведущей, например, навыки самоконтроля, а не только знания по русскому языку. В нынешней практике мы постоянно разрушаем процесс самоконтроля. А по новым требованиям, ребенок может получить высший балл, даже если ошибся в выполнении задания, но нашел ошибку.

Об анализе результатов обучения говорила и Светлана Яковлева, директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова на семинаре «Комплексные контрольные работы: подготовка, проведение, проверка». Она напомнила участникам о праве школы выбирать учебники в соответствии со своими представлениями об учебном процессе, и подтверждают это право документы, выложенные на сайте: http://www.zankov.ru/.

При этом полезно знать, что в течение четырех лет контроль за результатами обучения может проводить учитель без присутствия ассистентов и завуча. Но нужно помнить об итоговом контроле в конце начальной школы, когда вся четвертая четверть превратится в один сплошной экзамен, и готовить детей к этому испытанию. Содержание его в деталях пока не известно: «Мы ждем первого апреля не для того чтобы посмеяться, а чтобы увидеть хоть какие-то документы на сайте Министерства. То, что предъявлялось нам до сих пор, пока нелегитимно». Поэтому многое можно лишь домысливать и предполагать.

Например, что означает овладение к концу  четвертого класса универсальными учебными действиями? В идеале, например, такой ребенок, придя в среднюю школу не должен испытывать трудностей в адаптации.

«Но, – возразила сама себе ведущая, – в школу стали приходить совсем не мотивированные дети, резко выросло количество логопедических нарушений, много учеников, для которых русский язык не родной…» И вообще, ожидать, что к десяти годам можно вырастить психически сформировавшуюся личность, мягко говоря, самонадеянно. Можно лишь задавать этот вектор развития. Кстати, отдельных уроков в расписании и контрольных по личностному, например, развитию, не должно быть, – успокоила ведущая. «Кто знает, первое апреля еще не настало», – тихо пробормотал кто-то в зале.

Зато  будут комплексные контрольные  работы, по итогам которых можно будет проанализировать все направления развития ребенка. И оценкой будет не количество баллов, а зачет-незачет.

Ведущая демонстрировала задания, которые  не только дают возможность диагностики, но и сами по себе становятся обучающими. Например, к картинке с изображением трех сосен разного облика дается вопрос: какая сосна выросла на болоте, а какая в лесу. Даже правильно ответив на этот вопрос, ученик получит лишь средний балл, потому что оставил без внимания третью картинку. А вот если он спросит учителя о ней, то получит дополнительный вопрос о месте произрастания этого дерева. И лишь ответив на него, получит высший балл. Предполагается, что таким образом можно приучить детей задавать вопросы.

Но  судя по реакции слушателей, взрослым еще самим придется учиться задавать вопросы. «Пойдем-ка за книжками, пока не очень понятно, что от нас хотят», – говорили они друг другу, выходя из аудитории.

Впрочем, были и те,  кто провел этот день в самом радужном настрое. В прямом смысле. Одна аудитория превратилась в живописную мастерскую. Несмотря на грядущий первоапрельский «подарок», на новые правила, контрольные, требования и стандарты, дети останутся детьми. И вне зависимости от приказов Министерства они с удовольствием будут лепить, рисовать и выдумывать.

Те, кто решил сосредоточиться на этой области детской жизни, пришли на мастер-класс «Новые художественные материалы, новые приемы на уроках ИЗО» Натальи Трениной, художника редакции газеты «Начальная школа». Здесь на партах были разложены карандаши, краски, коробочки с соблазнительно ярким пластилином, фломастеры. И все эти материалы быстро нашли свое применение, причем довольно необычное, как и обещало название.

Например, участникам было предложено рисовать… пластилином. Если на лист бумаги прилепить шарик, а потом размазать его вверх, вниз, вправо, влево, получается замечательная звездочка. К ней прибавляется другая, третья – красота необыкновенная. Одна из участниц тут же преобразовала идею: подвернула незаполненный край листа и прорезала окошко, сквозь которое смотрели разноцветные звезды. «Вот это да! – восхитилась ведущая, – я никогда до такого не додумывалась».

Потом в этой же технике рисовали рыбок. «У кого удачно получился фрагмент, идите за призом, - поощряла ведущая, – десять лучших работ будет показано. Старайтесь!». И напомнила, что для декоративной работы лучше выбирать простые формы. Вскоре аудитория стала похожа на тропический остров.

Когда насытились цветом, перешли к другой работе, где элементы орнамента нужно было легко штриховать карандашами. «Карандаш деликатнее фломастера, не так однозначен, – комментировала ведущая, – может, поэтому и уходит c XX веком». Впрочем, фломастеру тоже нашлась работа: с его помощью учителя заполняли ярким сочным орнаментом контуры рыб, ящериц, черепах. «Можно ли взять контур зайца или белки?» – спросила ведущая. И сама же ответила: «Вряд ли». Латиноамериканский дух орнамента будет диссонировать  с их образами.

Участники настолько увлеклись, что продолжали начатые работы и не хотели расходиться. «Не используйте все! Донесите что-то до школы и откопируйте!». Впрочем, всем желающим ведущая предложила выслать по электронной почте заготовки: «Только напишите, подайте голос, проявите инициативу». И, судя по азарту и удовольствию, с которым работали учителя, они ее непременно проявят.

Елена КУЦЕНКО


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45

Семинар

Реализация идей ФГОС в учебнике «К тайнам нашего языка»

СОЛОВЕЙЧИК М.С., к.п.н., профессор кафедры методики начального обучения МГОПУ, автор УМК по русскому языку

Мастер-класс

Новые художественные материалы, новые приемы на уроках ИЗО

ТРЕНИНА Н.С., художник редакции журнала «Начальная школа. Первое сентября»

Издательство «Экзамен»

Лекция

Уроки ОПК в начальной школе по программе А.В. Бородиной

БОРОДИНА А.В., кандидат культурологии, педагог, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры»

Издательство «Ювента»

Лекция

Роль тренажеров и ученического портфолио в достижении планируемых результатов обучения и формировании универсальных учебных действий младших школьников

МИШАКИНА Т.Л., отличник народного просвещения,Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»

Издательство «БХВ-Петербург»

Лекция

Духовно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств обучающихся на ступени начального общего образования. Организация проектной деятельности

ЕРЕМЕЕВСКАЯ Л.Ю., зам. главного редактора по направлению учебной литературы изд-ва «БХВ-Петербург»;
ТУР С.Н., засл. учитель РФ, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2010 г., автор УМК по информатике для начальной и средней школы, автор комплекта тетрадей проектов по духовно-нравственному воспитанию для начальной школы

Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Разноуровневые задания на уроках математики и русского языка (авторские дидактические материалы с DVD)

ПОЛНИКОВА М.Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369

 12916%
 547%
 152%
 16121%
 8411%
 33543%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30

Семинар

Комплексные контрольные работы: подготовка, проведение, проверка

ЯКОВЛЕВА С.Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова

Мастер-класс

Реальность и фантазия на уроках ИЗО

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник

«Телекомпания СГУ ТВ»

Презентация

Презентация новых дисков: «Правила поведения в природе» и «Оседлые и перелетные птицы». Иллюстративный материал для занятий по окружающему миру, продолжение познавательного цикла «Двенадцать месяцев»

РАЗУМНЫЙ Д.В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»

Издательство «Русское слово»

Лекция

Теоретические основы УМК «Начальная инновационная школа»

БОЛОТОВА С.А., к.п.н., зав. кабинетом начального образования ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», почетный работник общего образования РФ

Издательство «ВАКО»

Лекция

Читательская компетентность младшего школьника

САБЕЛЬНИКОВА С.И., автор методики контроля навыков чтения и читательских умений, зам. директора ОМЦ Центрального окружного управления образования г. Москвы

Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Современные требования к уроку литературного чтения в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Контроль и оценка результатов обучения

БОЙКИНА М.В., старший преподаватель кафедры начального образования Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга, член авторского коллектива УМК «Школа России» и УМК «Перспектива»

 13218%
 679%
 344%
 253%
 8311%
 41255%
13:45

15:00

Семинар

Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности

ШКУРИЧЕВА Н.А., ГБОУ Школа №962 ШО4 (1491), психолог

Мастер-класс

1-й класс. Адаптация к школе через ИЗО

СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ

Издательство «Экзамен»

Лекция

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников как одно из условий эффективного обучения

ЯЗЫКАНОВА Е.В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1208 с углубленным изучением английского языка имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова г. Москвы, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007 году в рамках Приоритетного проекта «Образование»

Издательство «Вентана-Граф»

Лекция

Приоритетные направления развития начального образования в свете стандарта нового поколения

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО

Круглый стол

Введение в ФГОС НОО образовательных учреждений г. Москвы

БУЛИН-СОКОЛОВА Е.И., д.п.н., директор ХороШколы

Издательство «Легион»

Возможности исполь­зования учеб­но-мето­дических пособий издательства «Легион» для реализации образовательных стандартов второго поколения

ПОТУРАЕВА Л.Н., к.филол.н., автор пособий, учитель начальных классов

 669%
 9112%
 7811%
 40855%
 8612%
 11≤ 1%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии