25 марта 2011 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 793

Репортаж

Сами педагоги почти в шутку, а некоторые психологи почти всерьез говорят, что учителя приобретают неуловимое сходство с детьми того возраста, с которыми работают. Это отчасти подтверждается в дни начальной школы, когда почти все участники собираются вовремя, заранее раскладывают блокноты, ручки, программы, фотоаппараты и, все увеличивающиеся с каждым перерывом, стопки купленных учебных пособий. К занятиям  относятся серьезно, с места не выкрикивают, старательно записывают. Особенно то, что касается новых стандартов. 

Одна  из лекций началась бодрым утверждением, что как весна идет нам навстречу, так и ФГОС не заставят себя долго ждать. Судя по реакции, учителя ждут новых стандартов с меньшим энтузиазмом, чем приход весны. Эти нововведения воспринимаются скорее как пугающее и неизбежное цунами. И большинство учителей стремилось получить хоть какие-то ориентиры

Так, на лекцию «Приоритетные направления развития начального образования в свете стандарта нового поколения» Натальи Виноградовой, заведующей Центром начального образования ИСМО РАО, постепенно стекались участники из других аудиторий, стараясь понять, что их ожидает с начала учебного года. Ибо ведущая не стала рекламировать представляемое ею издательство, а объясняла, чем должна отличаться работа учителя начальных классов в новых условиях вне зависимости от того, по каким учебникам он будет работать. Обращаясь к залу, она сказала: «В стандарте все слова правильные, но школа к этому не готова, и вся трудность ложится на вас», то есть за четыре года работы придется разобраться, от чего из старого багажа отказываться, что изменить в своем представлении о начальном обучении, какие новые цели перед собой поставить.

Начинать  нужно с понимания: учебная деятельность не равна учению. Если ребенок пришел к нам с портфелем, сел за парту и выполняет задания, это далеко не всегда означает, что он занимается учебной деятельностью. А ведь именно ее требуют новые стандарты, берущие за основу идеи развивающего обучения.

Сегодняшняя начальная школа направлена на то, чтобы «проходить предметы». В результате, если мы даем задание перечислить свойства воды, получаем в ответ выученную информацию, часто даже видно, из какого именно учебника. Но если попросить ребят заполнить таблицу, применив те же знания, это смогут проделать лишь 14 %. Знают ли они материал? Да. Но кому нужны такие знания?

Беда  в том, что мы пока строим обучение на системе практических задач. Таких, например: «У Сережи было 12 рублей, а у Саши 20. Сколько всего денег было у мальчиков?». «Слово «всего» уже указывает на способ решения, – комментирует ведущая. -  Однако эту же задачу можно преобразовать в учебную, если переформулировать вопрос: хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 рублей? В задании должны быть провокации, противоречия, трудности».

Искомым результатом с нового учебного года будут считаться метапредметные навыки, которые выращиваются благодаря учебному предмету как надстройка над информацией. Знания же становятся не целью, а средством. Тоже планируемым результатом, но не главным. «Значит, проверку знаний никто отменять не будет, – зашептались в последних рядах, - только еще и сверху много чего спросят…».

Учитель должен постоянно помнить о том, что на каждом предметном разделе можно формировать универсальные учебные действия. Их можно разделить на четыре группы:  интеллектуальные (анализ, сравнение, обобщение, выдвижение предположений); познавательные (наблюдение, восприятие, внимание, память, измерения);  коммуникативные (высказывание своего мнения, участие в диалоге);  регулятивные  (контроль, самооценка).

В учебе ребенок сталкивается с  разными видами деятельности – репродуктивной, исследовательской, поисковой, творческой. И каждая решает свои задачи. Например, если учитель планирует приобретение, расширение знаний, запоминание, то ему стоит выбирать репродуктивную деятельность. Но чтобы выращивать у детей самостоятельность, инициативу, способность к импровизации, ему придется обратиться к творческой деятельности.

В результате же будут оцениваться, по словам ведущей, например, навыки самоконтроля, а не только знания по русскому языку. В нынешней практике мы постоянно разрушаем процесс самоконтроля. А по новым требованиям, ребенок может получить высший балл, даже если ошибся в выполнении задания, но нашел ошибку.

Об анализе результатов обучения говорила и Светлана Яковлева, директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова на семинаре «Комплексные контрольные работы: подготовка, проведение, проверка». Она напомнила участникам о праве школы выбирать учебники в соответствии со своими представлениями об учебном процессе, и подтверждают это право документы, выложенные на сайте: http://www.zankov.ru/.

При этом полезно знать, что в течение четырех лет контроль за результатами обучения может проводить учитель без присутствия ассистентов и завуча. Но нужно помнить об итоговом контроле в конце начальной школы, когда вся четвертая четверть превратится в один сплошной экзамен, и готовить детей к этому испытанию. Содержание его в деталях пока не известно: «Мы ждем первого апреля не для того чтобы посмеяться, а чтобы увидеть хоть какие-то документы на сайте Министерства. То, что предъявлялось нам до сих пор, пока нелегитимно». Поэтому многое можно лишь домысливать и предполагать.

Например, что означает овладение к концу  четвертого класса универсальными учебными действиями? В идеале, например, такой ребенок, придя в среднюю школу не должен испытывать трудностей в адаптации.

«Но, – возразила сама себе ведущая, – в школу стали приходить совсем не мотивированные дети, резко выросло количество логопедических нарушений, много учеников, для которых русский язык не родной…» И вообще, ожидать, что к десяти годам можно вырастить психически сформировавшуюся личность, мягко говоря, самонадеянно. Можно лишь задавать этот вектор развития. Кстати, отдельных уроков в расписании и контрольных по личностному, например, развитию, не должно быть, – успокоила ведущая. «Кто знает, первое апреля еще не настало», – тихо пробормотал кто-то в зале.

Зато  будут комплексные контрольные  работы, по итогам которых можно будет проанализировать все направления развития ребенка. И оценкой будет не количество баллов, а зачет-незачет.

Ведущая демонстрировала задания, которые  не только дают возможность диагностики, но и сами по себе становятся обучающими. Например, к картинке с изображением трех сосен разного облика дается вопрос: какая сосна выросла на болоте, а какая в лесу. Даже правильно ответив на этот вопрос, ученик получит лишь средний балл, потому что оставил без внимания третью картинку. А вот если он спросит учителя о ней, то получит дополнительный вопрос о месте произрастания этого дерева. И лишь ответив на него, получит высший балл. Предполагается, что таким образом можно приучить детей задавать вопросы.

Но  судя по реакции слушателей, взрослым еще самим придется учиться задавать вопросы. «Пойдем-ка за книжками, пока не очень понятно, что от нас хотят», – говорили они друг другу, выходя из аудитории.

Впрочем, были и те,  кто провел этот день в самом радужном настрое. В прямом смысле. Одна аудитория превратилась в живописную мастерскую. Несмотря на грядущий первоапрельский «подарок», на новые правила, контрольные, требования и стандарты, дети останутся детьми. И вне зависимости от приказов Министерства они с удовольствием будут лепить, рисовать и выдумывать.

Те, кто решил сосредоточиться на этой области детской жизни, пришли на мастер-класс «Новые художественные материалы, новые приемы на уроках ИЗО» Натальи Трениной, художника редакции газеты «Начальная школа». Здесь на партах были разложены карандаши, краски, коробочки с соблазнительно ярким пластилином, фломастеры. И все эти материалы быстро нашли свое применение, причем довольно необычное, как и обещало название.

Например, участникам было предложено рисовать… пластилином. Если на лист бумаги прилепить шарик, а потом размазать его вверх, вниз, вправо, влево, получается замечательная звездочка. К ней прибавляется другая, третья – красота необыкновенная. Одна из участниц тут же преобразовала идею: подвернула незаполненный край листа и прорезала окошко, сквозь которое смотрели разноцветные звезды. «Вот это да! – восхитилась ведущая, – я никогда до такого не додумывалась».

Потом в этой же технике рисовали рыбок. «У кого удачно получился фрагмент, идите за призом, - поощряла ведущая, – десять лучших работ будет показано. Старайтесь!». И напомнила, что для декоративной работы лучше выбирать простые формы. Вскоре аудитория стала похожа на тропический остров.

Когда насытились цветом, перешли к другой работе, где элементы орнамента нужно было легко штриховать карандашами. «Карандаш деликатнее фломастера, не так однозначен, – комментировала ведущая, – может, поэтому и уходит c XX веком». Впрочем, фломастеру тоже нашлась работа: с его помощью учителя заполняли ярким сочным орнаментом контуры рыб, ящериц, черепах. «Можно ли взять контур зайца или белки?» – спросила ведущая. И сама же ответила: «Вряд ли». Латиноамериканский дух орнамента будет диссонировать  с их образами.

Участники настолько увлеклись, что продолжали начатые работы и не хотели расходиться. «Не используйте все! Донесите что-то до школы и откопируйте!». Впрочем, всем желающим ведущая предложила выслать по электронной почте заготовки: «Только напишите, подайте голос, проявите инициативу». И, судя по азарту и удовольствию, с которым работали учителя, они ее непременно проявят.

Елена КУЦЕНКО


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30

11:45
[Мероприятие 1]

Семинар

Реализация идей ФГОС в учебнике «К тайнам нашего языка» [1429]

СОЛОВЕЙЧИК М.С., к.п.н., профессор кафедры методики начального обучения МГОПУ, автор УМК по русскому языку

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Новые художественные материалы, новые приемы на уроках ИЗО [1430]

ТРЕНИНА Н.С., художник редакции журнала «Начальная школа. Первое сентября»

[Мероприятие 3]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Уроки ОПК в начальной школе по программе А.В. Бородиной [1431]

БОРОДИНА А.В., кандидат культурологии, педагог, автор и разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автор первого учебника «Основы православной культуры»

[Мероприятие 4]

Издательство «Ювента»

Лекция

Роль тренажеров и ученического портфолио в достижении планируемых результатов обучения и формировании универсальных учебных действий младших школьников [1432]

МИШАКИНА Т.Л., отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования» (2004 г.)

[Мероприятие 5]

Издательство «БХВ-Петербург»

Лекция

Духовно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств обучающихся на ступени начального общего образования. Организация проектной деятельности [1433]

ЕРЕМЕЕВСКАЯ Л.Ю., зам. главного редактора по направлению учебной литературы изд-ва «БХВ-Петербург»;
ТУР С.Н., засл. учитель РФ, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2010 г., автор УМК по информатике для начальной и средней школы, автор комплекта тетрадей проектов по духовно-нравственному воспитанию для начальной школы

[Мероприятие 6]

Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Разноуровневые задания на уроках математики и русского языка (авторские дидактические материалы с DVD) [1434]

ПОЛНИКОВА М.Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369

 129 16%
 54 7%
 15 2%
 161 21%
 84 11%
 335 43%
11:45

12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 7]

Семинар

Комплексные контрольные работы: подготовка, проведение, проверка [1435]

ЯКОВЛЕВА С.Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова

[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Реальность и фантазия на уроках ИЗО [1436]

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник

[Мероприятие 9]

«Телекомпания СГУ ТВ»

Презентация

Презентация новых дисков: «Правила поведения в природе» и «Оседлые и перелетные птицы». Иллюстративный материал для занятий по окружающему миру, продолжение познавательного цикла «Двенадцать месяцев» [1437]

РАЗУМНЫЙ Д.В., к.п.н., руководитель отдела школьных видеопрограмм

[Мероприятие 10]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Теоретические основы УМК «Начальная инновационная школа» [1438]

БОЛОТОВА С.А., к.п.н., зав. кабинетом начального образования ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», почетный работник общего образования РФ

[Мероприятие 11]

Издательство «ВАКО»

Лекция

Читательская компетентность младшего школьника [1439]

САБЕЛЬНИКОВА С.И., автор методики контроля навыков чтения и читательских умений, зам. директора ОМЦ Центрального окружного управления образования г. Москвы

[Мероприятие 12]

Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Современные требования к уроку литературного чтения в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Контроль и оценка результатов обучения [1440]

БОЙКИНА М.В., ст. преподаватель кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

 132 18%
 67 9%
 34 4%
 25 3%
 83 11%
 412 55%
13:45

15:00
[Мероприятие 13]

Семинар

Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности [1441]

ШКУРИЧЕВА Н.А., ГБОУ Школа №962 ШО4 (1491), психолог

[Мероприятие 14]

Мастер-класс

1-й класс. Адаптация к школе через ИЗО [1442]

СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ

[Мероприятие 15]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников как одно из условий эффективного обучения [1443]

ЯЗЫКАНОВА Е.В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1208 с углубленным изучением английского языка имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова г. Москвы, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007 году в рамках Приоритетного проекта «Образование»

[Мероприятие 16]

Издательство «Вентана-Граф»

Лекция

Приоритетные направления развития начального образования в свете стандарта нового поколения [1444]

ВИНОГРАДОВА Н.Ф., д.п.н., профессор, член-кор­респондент РАО, руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

[Мероприятие 17]

Круглый стол

Введение в ФГОС НОО образовательных учреждений г. Москвы [1445]

БУЛИН-СОКОЛОВА Е.И., д.п.н., профессор

[Мероприятие 18]

Издательство «Легион»

Возможности исполь­зования учеб­но-мето­дических пособий издательства «Легион» для реализации образовательных стандартов второго поколения [1446]

ПОТУРАЕВА Л.Н., к.филол.н., автор пособий, учитель начальных классов

 66 9%
 91 12%
 78 11%
 408 55%
 86 12%
 11 ≤ 1%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии