24 марта 2011 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 214

Репортаж

Этот день в расписании Марафона всегда стоял наособицу, как и сам предмет «Технология» в расписании школьном. Ведь технолога обычно не найти в учительской – вечно он возится со своими станками, прессами или с аппликациями, вышивками и прочими пайетками, непонятными другим педагогам. Однако сегодня Марафон для учителей технологии проходил не в здании Центра образования №293 на ВДНХ, а в лицее на улице Усачева – общем для всех марафонцев.

Интересно, что с размышления о переменах, которые в этом году коснулись технологии в школе, начала выступление Светлана Чистякова, член-корреспондент РАО. Профориентация в школах Москвы – вот пример, на котором она развернула картину общего состояния системы профориентации в стране. На ее взгляд, положение технологии сегодня не безнадежное.

- Впервые  в стандарте указано, что профориентация начинается в начальной школе, - поделилась она радостью. – А Министерство образования и науки увеличило  число часов на технологию до 16-ти – начиная с седьмого класса.

Новые стандарты – новые учебники. Светлана Чистякова рассказала о линейке УМК, которые она разработала совместно с коллективом авторов. Выпускает их издательский центр «Академия» (http://www.academia-moscow.ru).

- Сегодня уже готовы УМК по всем возрастным группам, - заметила она. -  Так что ждите их к началу следующего учебного года в своих библиотеках, коллеги.

По ее словам, все УМК имеют преемственность и объединены общей концепцией.  Основная задача - дать детям в соответствии с возрастными способностями информацию о мире труда и профессии, о рынке труда. Даже для начальной школы - в доступной и наглядной форме.
Светлана Чистякова подчеркнула, что особенность этих учебников в их практико-ориентированном характере и знакомстве детей с профессиями уже в начальной школе – в форме игры.

Кстати, в МИОО открыт набор на курсы Светланы Чистяковой. Записаться можно по адресу http://kurs.mioo.ru.

- Простите, что мы вас не приютили в нашей школе, - извинился  Евгений Глозман, учитель Центра образования №293, начиная свое выступление. -  Мы просто устали. Такое случается. Но я обещаю, что на следующий год мы снова встретимся на ВДНХ. И все пять этажей будут отведены технологам!

Евгений Самуилович тоже  рассказал о новом комплекте УМК по технологии для 5-7 классов под его авторством, который выпускает издательство «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/). За плечами Евгения Глозмана  не один десяток лет преподавания технологии. Поэтому неудивительно, что новый комплект учебников получился оригинальным и интересным. Евгений  Самуилович вводит четкий алгоритм преподавания своего предмета, по сути, превращая уроки технологии в школe в уроки проектной деятельности. Дети изучают терминологию, черчение,  учатся  экономически обосновывать свои проекты, создавать технологические карты. УМК прекрасно иллюстрированы (полноцветные иллюстрации, 40% от объема книги), содержат около 30 профессиограмм и сопровождаются дополнительными материалами на дисках.

УМК новые. А учителя старые. Так можно было бы озаглавить выступление Галины Пичугиной, главного редактора  журнала «Школа и производство».

- Практика показывает, что чем больше стаж учителя, тем, как ни странно, меньше собственно педагогических знаний, - заметила она. – А хочется, чтобы учитель не превращался в ремесленника, чтобы росло его педагогическое мастерство.

С этой проблемой журнал сражается по мере сил, и  Галина Васильевна активно приглашала всех читателей превращаться в писателей.

- Мы ждем ваших статей и готовы ставить все интересные разработки учителей, - сказала она. - Со второго полугодия начинается выпуск электронного приложения. Так что у нас будет больше возможностей давать мастер-классы или технологические карты.

Краткую, но яркую презентацию провел Павел Степаненков, методист управления образования  Западного округа Москвы. Он рассказал об опыте создания сайта по профориентации в Москве (http://www.proformos.com) и дал его короткий обзор. Помимо перечня вузов и колледжей столицы, большой подборки профессиограмм и тестов по профориентации (они даны в обычном текстовом формате, доступном любому учителю),  на сайте выложено изрядное количество видеороликов – записи выпусков познавательных программ «Как это работает», «Галилео», «Делу время», а также видео мастер-классов московских учителей.

Первая часть дня  подошла к концу, и наступило время мастер-классов: учителя разошлись по разным концам большой аудитории, сгрудились вокруг столов. Одновременно в  одном помещении проходили два мастер-класса: «Вышивка пайетками» и «Декупаж на бутылках».

Из-за этого звуковая атмосфера получилось довольно своеобразной:

- …берем клей ПВА, и смешиваем с любым колером…

- …для этого нам нужна моно-нить. Кстати, где она?

- ...а Пушкин у нас будет на салфетках…

   Занятия эти красивые, но сугубо женские. Поэтому неудивительно, что мужчины-технологи предпочли мастер-класс «Историческая реконструкция объектов материальной культуры на уроках технологии». Еще бы, романтика! Мечи, секиры, кольчуги, шеломы и бармицы…

Я не первый раз на Дне учителя технологии и мастер-класс  Владимира Латкова видел не единожды. Обычно, в центре №293, он сидит за верстаком и флегматично, колечко за колечком, собирает кольчугу. Или любовно полирует шлем ратника XIII-го века – полностью соответствующий историческим образцам. Однако в этот раз он был вооружен не мечом или сулицей, а ноутбуком и презентацией.

Впрочем, выступление от  этого менее интересным не стало. Владимир Вячеславович, наконец, рассказал, как же ведется работа над теми впечатляющими проектами, которые из года в год демонстрируются на Дне учителя технологии. Подробно, шаг за шагом, он разобрал кропотливое создание проекта, движение мысли ученика: от  рождения идеи к сбору информации, классификации и анализу, затем – к подготовке эскиза, переводу его в чертеж, после – к созданию технологической карты, доклада, пояснительных записок и экономического обоснования проекта. Венец всего, конечно же, представление и защита проекта.

По этой схеме создаются и секирные замки XVII-го века, и чешуйчатый доспех XIII-го – нет разницы. Был бы только интерес и руки.

Выполняя подобную проектную работу (которая может длиться и год и два, ведь учитель и ученики стараются максимально точно соблюсти старинные технологии), школьник, в итоге, изучает историю и этнографию, знакомится с летописными источниками,  касается и фольклора. А заодно учится грамотно анализировать и структурировать информацию, формулировать свои мысли, вести подсчет материалов и ресурсов и, наконец, осваивать технику публичных выступлений.

А все ведь начинается с двух колечек кольчуги или желания создать старинный подсвечник.  Не в этом ли суть предмета «Технология» - погружении в среду объектов культуры, быта, производства, в живое пространство воплощенных следов человеческой мысли?

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

09:30

10:00

Выставка работ учащихся и педагогов образовательных учреждений Москвы и Московской области

10:00

12:00
[Мероприятие 17]

Научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников на современном этапе»

В конференции принимают участие ведущие специалисты в области школьного технологического образования, призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Доклады:

  • Борьба за технологическое образование школьников [1419]

    ХОТУНЦЕВ Ю.Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ

  • О работе журнала «Школа и производство» [1420]

    ПИЧУГИНА Г.В., д.п.н., профессор

  • Перспективы развития профориентации в школах Москвы [1421]

    РОДИЧЕВ Н.Ф., к.п.н.;
    ЧИСТЯКОВА С.Н., д.п.н., проф., член-корр. РАО

  • Создание сайта по профориентации [1422]

    СТЕПАНЕНКОВ П.В., методист

  • Технология в школах Северо-западного округа [1423]

    ГОРЯЧЕВА Л.Ю., учитель технологии

  • Подготовка к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2011 г. [1424]

    ДУБРОВСКАЯ Л.И., заслуженный учитель РФ, зав. лабораторией технологии МИОО

  • Использование компьютеров на уроках технологии [1425]

    СТАВРОВА О.Б., к.п.н., учитель информатики и ИЗО, методист высшей категории МУК-25 «Центральный» и МИОО

  • Учебно-методический комплект по техническому труду для 5–7-х классов [1426]

    ГЛОЗМАН Е.С., доцент, канд. пед. наук, заслуженный учитель России

  • Победители конкурсного отбора педагогических работников на соискание гранта Москвы в сфере образования 2010 года [1427]

    ПЕТРОВА С.В., ГОУ СОШ №939 ЮАО;
    ВАСЮКОВ В.К., ГОУ СОШ №548 ЮАО;
    ГОЛУБЦОВ С.А., учитель технологии

  • Проекты победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2010 года [1428]

 191 100%
12:00

12:15

Перерыв для получения профессиональных подарков и посещения выставки-ярмарки

12:15

13:30
[Мероприятие 18]

Мастер-класс

Историческая реконструкция объектов материальной культуры на уроках технологии [1415]

ЛАТКОВ В.В., ГОУ ЦО №293

Опыт реализации метода проектов [1416]

ХРОМОВ А.А., к.п.н., Председатель Ассоциации учителей технологии Москвы

[Мероприятие 19]

Мастер-класс

Вышивка пайетками [1417]

ЛОБАШОВА Т.Г., ГОУ СОШ №1149

Декупаж на бутылках [1418]

КУТЫРЕВА С.А., ГОУ СОШ №683

 38 19%
 157 81%
13:45

15:00
[Мероприятие 20]

Мастер-класс

Компьютерная поддержка уроков технологии [1413]

ПРОКОПЕЦ А.Ю., ГОУ ЦО №293

[Мероприятие 21]

Мастер-класс

Картины из хлопкового волокна [1414]

МОИСЕЕВА Л.Д., ГОУ СОШ №367

 167 88%
 22 12%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии