Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2011 г.

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 763

Репортаж

Особенностью  дня стало многообразие и разноплановость его проблематики. На лекциях, мастер-классах, семинарах были представлены современные концептуальные и методические разработки практически во всех областях  работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии. Вернее, с  детьми с особенностями развития, поскольку при определенных условиях проблема конкретного ребенка может быть «превращена» в образовательный ресурс.  Эта мысль красной нитью прошла через выступления логопеда, члена Совета директоров Ассоциации дислексии Натальи Свободиной,  и координатора  программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергея Прушинского, и многих других экспертов.

Наталья Свободина (лекция  «Формирование мотивации к обучению у детей с проблемами письма и чтения») начала с того, что сейчас в школу пришли «другие дети». Другие – означает, что  современные школьники отличаются необычайным разнообразием личностных особенностей. И очень часто за этими особенностями, которые на первый взгляд кажутся проблемами, осложняющими жизнь ребенка, таятся скрытые таланты и возможности. Например, в последние годы в школы приходят все больше детей с  дислексией (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма).  Но оказывается: у этих ребят воображение развито гораздо сильнее, чем у сверстников.  Они талантливо рисуют, сочиняют оригинальные стихи.  Однако  эти способности могут остаться нереализованными, если педагоги не изменят привычных способов работы с детьми. Кстати, недавно на русский язык была переведена книга Рональда Дэвиса, которая так и называется «Дар дислексии».

Вторая часть выступления Натальи Свободиной была посвящена практическим методам и приемам работы. А еще  Наталья Генриховна рассказала о том, как сама нашла способ решить типичную проблему педагогов-логопедов, которую она  сформулировала так: «ребенок ничего не хочет делать, ему не интересно выполнять предлагаемые логопедом  упражнения и задания». Как быть?

Найти решение  помог случай.  Наталья Генриховна проводила очередное  занятие с ребенком и, как ей  казалось, все шло очень хорошо. «Я буквально упивалась тем, какая я молодец, сколько интересных упражнений  придумала, и ребенок вроде бы все выполняет. Но вдруг он спрашивает: «А нам долго еще осталось заниматься?..»  Это  меня ошеломило: получается, ему  совсем неинтересно...».

И тут педагог попыталась посмотреть на занятие глазами ребенка, и поняла: «Ну, конечно же, любому делу должен приходить конец. И ребенок хочет знать, когда это может произойти. Но просто поставить перед ним часы нельзя – это будет отвлекать. А что если…». И решение было найдено. 

К следующему занятию Наталья Генриховна нарисовала карту путешествия, которое как бы вело ученика вверх по ступенькам. Выполнил упражнение - поднимаешься на несколько ступенек, сделал еще одно упражнение – прошел еще выше. А на одном из подъемов ступеньки разделялись мостиком,  для перехода через который надо было выполнить более сложное упражнение. Не выполнил – извини:  сваливаешься в яму, где тебя поджидает «Кикимора болотная». И чтобы  вырваться из ее лап, придется ответить на несколько дополнительных вопросов.

Когда занятие превратилось в путешествие, у ребенка возникло совсем другое отношение  к работе. Он  с увлечением выполнял  задания, и… очень хотел свалиться в яму  к кикиморе, но - не получилось! А потом и другие дети стали даже специально делать ошибки, чтобы попасть к кикиморе и посмотреть: что там будет происходить. Больше того, некоторые ребята проявили инициативу и стали самостоятельно придумывать и рисовать новые путешествия.

…Как известно, на марафоне гости могут свободно переходить из зала в зал, но  во время  выступления Натальи Свободиной желание  сделать это практически ни у кого не возникло.

Всецело завладел вниманием зала и  старший научный сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Игорь Шпицберг (мастер-класс «Включение детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс»). Ведущий акцентировал  внимание слушателей на следующем: чтобы помочь ребенку с аутистическим расстройством, необходимо хорошо понимать истоки его проблем.

Вот пример. Как правило, образ аутиста у нас ассоциируется с недостаточным развитием, со слабыми реакциями на сенсорные стимулы.  Однако,  на самом деле, такие дети до полутора лет, - на первом этапе развития аутизма, -  отличаются высокой степенью развития и гиперсензитивностью.  Что это значит?

Если обычный ребенок, прикоснувшись к  горячей чашке, раз за разом обжигается, то в какой-то момент  понимает: до нее  дотрагиваться нельзя. То есть он перерабатывает новую информацию и формирует опыт (позитивный или негативный). Важно,  что это формирование в случае нормального развития всегда происходит в системе обратной связи. Что делает в подобной ситуации  аутист? Дотрагиваясь до горячей чашки, он получает сильнейший шок, от которого не может долго оправиться. И если  ситуация повторяется, ребенок начинает вести себя  так, словно ему вообще ни к чему прикасаться нельзя.  Отгораживаясь от мира стеной защитных механизмов, ребенок постепенно становится нечувствителен к внешним стимулам. Однако это происходит уже на втором этапе развития расстройства, начиная, примерно,  с возраста полутора лет…

Говоря об особенностях современных школьников, эксперты отметили, что проблемы детей сейчас  усложнились настолько, что школе просто необходимо  налаживать продуктивное сотрудничество с различными специалистами. О том, как это сделать рассказала дефектолог Анна Калиниченко  (лекция «Сопровождение детей с нарушением интеллекта специалистами различного профиля»). И подробно раскрыла специфику работы на различных этапах педагогического сопровождения школьников с нарушением интеллекта. Особый акцент ведущая сделала на том, что педагогам желательно различать разные уровни освоения знаний: репродуктивное усвоение с опорой на подсказку учителя и самостоятельное репродуктивное усвоение. А также продуктивное усвоение с опорой и без опоры. Здесь важно не упустить момент, когда у ребенка проявляются первые проблески способностей к продуктивной работе.  Например, он пытается самостоятельно обобщить какую-то учебную информацию, сделать вывод. Эти усилия важно поддержать, предлагая ребенку специальные задания.

О профессиональных стереотипах, которые мешают решению проблем инклюзивного образования, рассказал координатор программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский, выступивший с сообщением «Опыт развития инклюзивного образования в России».

А логопед Татьяна Ланина провела мастер-класс «Методы и принципы коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи». Вначале ведущая познакомила гостей марафона с современными научными представлениями о фонетико-фонематических процессах, а затем продемонстрировала  некоторые упражнения по коррекции нарушений в этой сфере. В том числе, упражнения, позволяющие установить связи между процессами, происходящими в правом и левом полушариях мозга.

Надо сказать, что в этот день на марафоне было довольно много практико- ориентированных мероприятий с представлением авторских технологий, методических наработок, различных приемов. Так, дефектолог Галина Зегебарт провела презентацию  технологии «Учение без мучения». Эта технология  направлена на развитие познавательных способностей ребенка,  грамотности и чтения. А логопед Татьяна Насонова показала упражнения, нацеленные на развитие моторики и фонематического слуха.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Круглый стол

Ведущий: БОЧКО Г. М., д.м.н., лектор медико-просветительского центра «Жизнь»

О вреде абортов. Разговор с подростками

Мастер-класс

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением зрения

БОРИСОВА Е. Б., пе­дагог-психолог, зам.директора по коррекционной работе, ГОУ ЦППРиК «Давыдково»


Лекция

Формирование мотивации к обучению у детей с проблемами письма и чтения

СВОБОДИНА Н. Г., логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии


Лекция с компьютерной презентацией

Опыт развития инклюзивного образования в России

Представитель РООИ «Перспектива»


Семинар

ЛФК для детей с нарушением зрения

ЧАЛЬЦЕВА Е. В., инструктор ЛФК, ГОУ ЦППРиК «Давыдково»


Издательство «Генезис»

Лекции

Новые методические материалы для развития и коррекции познавательной сферы ребенка

КАГАРЛИЦКАЯ Г. С., психолог;
ЗЕГЕБАРТ Г. М., педагог-дефектолог, автор серии методических пособий «Учение без мучения»: «Словарные слова. Коррекция дисграфии», «Безударные гласные. Коррекция дисграфии», «Волшебные обоводилки», «Не просто лабиринты»;
МИНЕЕВА Ю. А., учи­тель-логопед ГДОУ;
КУРАЕВА Н. Н., учи­тель-дефек­толог ГДОУ


 263%
 446%
 34346%
 638%
 568%
 21629%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Профилактика аддикций. Поиск опоры

КОРЧАГИНА Ю. В., к.психол.н., Социальный институт МГПУ


Мастер-класс

Включение детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс

ШПИЦБЕРГ И. Л., руководитель центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», помощник ректора МГППУ по вопросам проф. помощи детям с РАС, представитель «Autism Europe» в РФ


Мастер-класс

Методы и принципы коррекции фонетико-фоне­матических процессов у детей с нарушениями речи

ЛАНИНА Т. Н., к.п.н., учитель-логопед


Лекция

Нормативно-пра­вовое и методическое обеспечение инклюзивного образования в Москве

АЛЕХИНА С. В., к.психол.н., директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования, МГППУ


Мастер-класс

Оздоровительная физкуль­тура с уп­ражне­ниями-мы­слеобразами

РОЩИНА Е. В., врач, ЦО № 118


 466%
 17224%
 35750%
 588%
 8712%
13:45 – 15:00

Мастер-класс

Интерактивные формы работы по профилактике негативного влияния стресса в учительской среде

РОДИОНОВ В. А., профессор МГПУ


Лекция

Сопровождение детей с нарушением интеллекта специалистами различного профиля

КАЛИНЧЕНКО А. В., к.п.н. МГПИ, дефектолог сотрудник ЦПМСС «Живые потоки»


Мастер-класс

Занятия логоритмикой с заикающимися детьми

НАЛТАКЯН С. В., логопед, ЦПМСС «Живые потоки»


Презентация фильма

«Быть вместе…»

ГЕРЧИКОВ В. Е., кинорежиссер, президент Гильдии неигрового кино России;
БОРИСОВА Н. В., зам. директора ГОУ СОШ №1321 «Ковчег»


Мастер-класс

Йога для детей. Теория и практика

МАТВЕЙЧЕНКОВА О., инструктор ЛФК


 14120%
 13519%
 31644%
 507%
 7510%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии