07 апреля 2010 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

Всего участников: 472

Репортаж

День, посвященный искусствам, начался  с прекрасного, с беседы у рояля «Шопен – поэт фортепьяно» Александра Майкапара, заслуженного артиста России, который исполнял произведения Шопена и комментировал свою трактовку партитуры. Причем вдохновенно, артистично. «Аккомпанемент звучит бархатно и мягко, а мелодия над ним живет своей жизнью…», «Невозможно не полюбоваться…» – подобные фразы тут же иллюстрировались исполнением нескольких тактов.


Звучали и более специальные комментарии нотного текста: «В этом эпизоде много вилочек», «Шопен много пишет, хотя и не так много, как Скрябин, – пояснял ведущий обилие знаков, указывающих на изменение темпа, громкости, эмоциональной окраски, – вот здесь указано: живо, но неторопливо», и тут же зал слышал, как эта ремарка композитора оживляла исполнение. Музыканты, собравшиеся в зале, слушали, затаив дыхание...

Зато  на семинаре «Искусство передвижников на уроке МХК» научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой происходило прямо-таки брожение умов и народные волнения. Все еще с начальной школы знают, что живопись передвижников – безусловная классика русского искусства. На ее образцах нужно воспитывать у детей художественный вкус и национальное самосознание. Но ведущая начала свое выступление с довольно провокационного описания беседы с ребенком, которому не нравится картина Саврасова «Грачи прилетели». Не нравится потому, что «там все грязное, серое, и церковь облезлая, а у моего дома церковь отремонтировали». И на протяжении всего семинара ведущая пыталась не то чтобы доказать, что ребенок прав, но по крайней мере объяснить естественность его реакции.

Эпоха передвижников обрамлена во времени Золотым (до) и Серебряным (после) веками в русском искусстве. Любое национальное искусство отражает национальную картину мира. «Посмотрите голландцев XVII века, им повезло, живопись сложилась на волне национального подъема», а картины полны любовно изображенными бытовыми деталями вплоть до чисто вымытого пола. «Значит, чистый пол входил в национальную картину мира голландцев».

Русский Золотой век был наполнен идеями созидания, просвещения, даже смерть трактовалась как героическое сопротивление. Но к середине XIX века общественный настрой меняется, и его выражают передвижники, которые не отошли от национальной картины мира, а обратились к ее изнанке, комплексам, негативным переживаниям. Они подчеркнуто отказываются от индивидуальной манеры письма, отвергают принципы идеализации в искусстве. Исчезают натюрморт, жанровая сцена, детский и женский портрет. Е.Медкова подкрепила свои доводы иллюстрациями. Вот ряд портретов, немолодые некрасивые мужчины, все сидят вполоборота, сцепив руки на коленях, взгляд безрадостный. Все написаны по одному канону, даже «Христос в пустыне» Крамского изображен по этому же лекалу. И «шаблон убивает красоту».

Исторические  сцены более разнообразны. Но все  они представляют историю как цепь злодеяний: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Иван Грозный убивает своего сына». «И ведь этими картинами полны учебники для начальной школы, – сокрушенно прокомментировала ведущая, – а ведь малыши еще и уверены, что это фотографии».

В ответ на такую трактовку передвижников  в зале начался тихий ропот. Однако ведущая продолжала говорить о том, что нация в это время вступила на путь терроризма, героем становится жертва: «Посмотрите на картину «Не ждали». Мало того, что герой пожертвовал всем, провел какое-то время на каторге, так еще и дома его «не ждали», когда он вернулся».

Труд  изображается как бесконечное страдание, в большинстве полотен разлита пресловутая русская тоска, стоит только взглянуть на пейзажи Петербурга Ф.Васильева. Для большей наглядности ведущая предлагает сравнить работы передвижников с живописью их европейских коллег того же времени, где изображаются сцены быта и тяжелого крестьянского труда, но краски другие. И настрой совсем другой, люди на этих полотнах работают, чтобы продолжалась жизнь.

Даже  дорога в русской живописи второй половины XIX века ведет или в никуда, или от дома, а «Крестный ход» Репина – «это перемещение людской массы из одного пустого пространства в другое». Дом тоже перестает в это время быть символом уюта и надежности. Посмотрите, «Меншиков в Березове» мало того что изображен в чужом жилище, он с домочадцами сидит в верхней одежде. Одним словом, жизнь в картинах передвижников тосклива, депрессивна и невыносима. По мере того как доказательства этого тезиса накапливаются, растет и ропот в аудитории. Несмотря на доказательства, многие учителя, особенно те, что постарше, начинают обмениваться возмущенными замечаниями, а то и вовсе уходят.

К счастью, семинар заканчивается  не на минорной ноте. Вместе с русским XIX веком к своему концу он выруливает к позитивным переменам. Передвижников сменили представители Серебряного века. В живопись возвращаются темы света, дома, любви, лета. Появляются изображения детей и женщин, например, автопортреты Серебряковой, где художник осознает себя в самых разных ролях. Снова художники обращаются к натюрморту – Лентулов, Петров-Водкин, Борисов-Мусатов.

А участники марафона, дослушавшие до конца ведущую семинара, разражаются аплодисментами.

Многие  из них, настроившись на искусствоведческую тематику, пошли и на мастер-класс «Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство XX века» в Третьяковской галерее на Крымском валу», который вела Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ ГТГ. Она начала с довольно грустного вопроса: «Почему в ЦДХ, где собрана самая лучшая коллекция русского авангарда – Кандинский, Малевич, Шагал, Петров-Водкин, – не приводят школьников?» – и сама же предположила, что, во-первых, учителя редко обращаются к теме русского авангарда из-за сложности подготовки, ведь хороших репродукций в интернете не найти: проблемы с авторскими правами. А во-вторых, искусство этого периода трудно для понимания: «Человеку, не имеющему эстетического опыта, объяснить про «Черный квадрат» невозможно. Это высшая математика». Тем не менее обращаться к этому периоду необходимо: «Когда постигаешь сложное, сам становишься сложнее».

Именно  поэтому мастер-класс был посвящен Малевичу, «самой одиозной фигуре среди авангардистов. Кандинским, например, можно любоваться, не вникая. А Малевича нужно понимать». И рассказ начался с самого детства художника, выросшего в украинской деревне, среди расписных хат-мазанок и ослепительно-ярких народных костюмов. Весь творческий путь от первых, реалистических, работ, через все «измы» к всемирно известному «Черному квадрату» с трудом уместился в более чем часовое занятие. Тем, кто проникся важностью этой темы, ведущая предложила продолжить изучение русского искусства XX века на лекциях в ЦДХ на Крымском валу, где проходят лекции для взрослых и экскурсии для школьников.

Те  участники, кто сосредоточился на этот раз на методических проблемах, тоже смогли найти для себя несколько полезных с практической точки зрения занятий. Кандидат педагогических наук Оксана Локтева и учитель МХК лицея № 1575 Елена Ноздрякова на мастер-классе «Уроки МХК: живо и интересно. Игровые интерактивные методы» представили свое пособие «Педагогический конструктор», в котором собрали игры на все случаи педагогической жизни. Из более чем полутора сотен можно выбирать нужную в зависимости от задач урока, комбинировать, вносить разнообразие в любой этап урока. Ведь, по словам ведущих, «мы настроены давать знания, а дети хотели бы играть», значит, мы должны по возможности упаковывать знания в игровую форму.

О том, как на практике удается сделать соответствующий предметный цикл увлекательным и интерактивным, можно было узнать и на секции «ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства», где, например, прозвучал доклад Елены Гудкевич, учителя МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал» «ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре». Как иногда случается, именно при представлении методов ИКТ дала сбой компьютерная презентация. «Это символично, – улыбнулась ведущая, – но ситуация рабочая, бывает» – и стала рассказывать об опыте работы, используя видеоматериалы. Судя по ее рассказу, в «Интеллектуале» накоплен немалый опыт в использовании ИКТ: работает школьный сайт, ребята снимают в технологии флэш-анимации мультфильмы и даже мини-фильмы в рамках творческого проекта «Ожившие полотна», где ученики имитируют известные картины, которые начинают «оживать». Проект пользуется популярностью и позволяет интегрировать сразу несколько видов деятельности: изготовление костюмов, музыку, танец, видеосъемку. Свой сайт есть и у Е.Гудкевич, где, кстати, могут найти материалы интернет-уроков МХК «те, кто проболел, прогулял, не записал». Его адрес: http://goodmhk.narod.ru/. Автор приглашает всех, кому было бы интересно соединить возможности МХК и цифровых технологий.

Елена КУЦЕНКО


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Беседа у рояля

Шопен – поэт фортепьяно [1258]

МАЙКАПАР А.Е., заслуженный артист России

[Мероприятие 2]

Семинар

Искусство передвижников на уроке МХК [1259]

МЕДКОВА Е.С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО

[Мероприятие 3]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Проблемы интеграции в педагогике искусства. Формирование интеграционного пространства в процессе преподавания изобразительного искусства [1260]

ЕРМОЛИНСКАЯ Е.А., к.п.н. доцент педагогического факультета Государственного гуманитарно-техни­ческого университета, автор УМК «Изобразительное искусство»;
САВЕНКОВА Л.Г., д.п.н., профессор, зам.директора по научной работе, член-корреспондент РАО

 144 30%
 173 37%
 155 33%
12:30

13:45
[Мероприятие 4]

Мастер-класс

Графика черная и белая. Художественно-выразительные средства [1261]

ПОЛЯКОВА И.Б., руководитель структурного подразделения гимназии № 1597, ст. преподаватель МИОО, ст. преподаватель Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учитель изобразительного искусства гимназии № 1597

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Уроки МХК: живо и интересно. Игровые и интерактивные методы [1262]

ЛОКТЕВА О.Б., к.п.н., преподаватель МИОО;
НОЗДРЯКОВА Е.В., учитель МХК лицея №1575 г. Москвы

[Мероприятие 6]

Издательский центр «Вентана-Граф»

УМК «Музыка»: новое, традиционное и особенное в содержании учебного пособия. Методические особенности работы с УМК «Музыка» [1263]

УСАЧЕВА В.О., к.п.н., старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, член Союза композиторов РФ

[Мероприятие 7]

Пленарный доклад

Принципы реализации стандартов второго поколения в образовательной области «Искусство» [1264]

ФОМИНОВА М.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО

 156 34%
 177 38%
 80 17%
 52 11%
14:00

15:15
[Мероприятие 8]

Мастер-класс

Космос далекий и близкий на уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе [1265]

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ

[Мероприятие 10]

Государственная Третьяковская галерея

Мастер-класс

Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство ХХ века» в Третьяковской галерее на Крымском Валу [1267]

ГЕРАСИМОВА Е.Л., Третьяковская галерея, отдел образовательных программ

[Мероприятие 11]

Секция

ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства

Ведущий:ФОМИНОВА М.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО

Доклады:

  • Современные технологии музейной педагогики в практике работы учителя МХК [1269]

    ЛЕБЕДЕВА А.А., учитель ГОУ СОШ №1148

  • Информационные технологии как средство самоопределения и социализации учащихся в пространстве рекламной деятельности: ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре [1268]

    ГУДКЕВИЧ Е.С., учитель МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал»

  • Информационные технологии как средство самоопределения и социализации учащихся в пространстве рекламной деятельности: Презентация результатов городского конкурса творческих ученических работ в области рекламы и дизайна «Реклама - это мы!» [1270]

    МЕРКУЛОВ И.М., научный сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

 121 27%
 107 24%
 219 49%
15:15

16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии