03 апреля 2010 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 542

Репортаж

В день учителя физики напряженная работа велась на пяти площадках сразу – в пяти больших аудиториях, заполненных целиком. В центре внимания докладчиков и участников были два вопроса – разнообразные аспекты подготовки ЕГЭ и актуальные проблемы преподавания физики в современной школе.


Алексей Нуринский и Леонид Кирик, научные сотрудники Лаборатории физического образования ИСМО РАО, выступили с лекцией «ЕГЭ по физике? Это очень интересно!».

Мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по физике свидетельствует, что в последние два года произошел некоторый рост баллов. Это еще не рост качества, предупреждают лекторы, но показатель того, что процедура экзамена стала знакомой, отступил страх перед ним и пришло понимание, что ЕГЭ по физике не требует каких-то сверхъестественных усилий.

При этом в ходе проверок выявилось, что на результаты экзамена очень сильно влияет форма предъявления заданий. Оказывается, дети хорошо читают текст, но очень плохо читают графики, картинки, диаграммы. Другая сложность состоит в том, что ученики, успешно решив задачу, затрудняются дать объяснения своему собственному решению. Поэтому в 11 классе необходимо уделять пристальное внимание не просто решению задач, а умению эти решения обосновать.

Доцент Константин Парфенов, заведующий отделом нового приема и работы со школьниками физического факультета МГУ, прочел лекцию «Подготовка школьников к решению сложных задач по физике на испытаниях ЕГЭ, олимпиад и вступительных экзаменов профильной направленности». Лекция вызвала острый спор: допустимо ли значительно повышать сложности задач?

Василий Зинковский, заведующий кафедрой физики МИОО, и Марина Демидова, доцент кафедры физики МИОО, рассказали о Едином государственном экзамене по физике в 2010 году и проанализировали тренировочные варианты.

Кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн представил новый дистанционный курс «Как научиться решать задачи по физике: авторская технология подготовки к ЕГЭ и ГИА».

Романтика исследовательского свершения, дерзание и научный подвиг предстали перед слушателями в докладе «От лунохода до инопланетного транспорта». Докладчиком выступил профессор Вячеслав Довгань, водитель первого лунохода.

Повышение мотивации к занятиям физикой обсуждались на лекциях, семинарах и мастер-классах. Галина Степанова, профессор кафедры естественно-математического образования Ленинградского областного института развития образования, рассмотрела развитие учащихся в процессе преподавания физики на основе информационного подхода. Живым и разнообразным опытом по теме «Современный урок и фронтальный эксперимент в условиях ЕГЭ и при переходе к стандарту второго поколения» поделились учителя-практики – Игорь Царьков, учитель физики и астрономии школы № 29 города Подольска, Андрей Чарушин, ведущий конструктор «Учтехприбора», Михаил Чжан, учитель лицея города Фрязино.

Лев Пигалицын, шестикратный «соросовский учитель» из школы № 2 города Дзержинска Нижегородской области, рассказал о проектной деятельности учащихся и учителей, об успешном участии в международном конкурсе Intel-2009 и о новом дистанционном курсе «Физический виртуальный эксперимент».

Открытый семинар методиста Ирины Годовой включал в себя целый ряд направлений – использование интерактивных заданий по физике, интерактивный мониторинг и контроль знаний, проектирование интерактивного урока «здесь и сейчас», создание интерактивных моделей физических процессов, опыт по применению презентационного и проекционного оборудования компании «Polymedia».

Александр Грачев, доцент кафедры общей физики физического факультета МГУ, проанализировал основополагающие принципы построения курса физики в средней школе на примере УМК «Физика». Докладчик остановился на парадоксальных фактах: школьники зачастую воспринимают физику как нечто слишком сложное и скучное, а между тем школьный курс физики краток – он включает в себя, строго говоря, полтора десятка законов и сорок задач, то есть, при пятилетнем курсе, изучается восемь задач в год. Ограниченность числа конкретных типов задач ребятам можно и нужно объяснить, тогда они перестают бояться. Можно и нужно убедить ученика, что школьный курс физики компактен, логичен, последователен и осваивается легко и с интересом. Как во всем этом можно убедить? С помощью грамотного, увлекательного учебника и грамотного, увлеченного педагога. Именно так!

Елена ИВАНИЦКАЯ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекции

Образовательный стандарт второго поколения. Как научить решать задачи по физике.

Доклады:

  • 30 мин

    Образовательный стандарт второго поколения по физике [1202]

    ДЕМИДОВА М.Ю.

  • 45 мин

    Новый дистанционный курс «Как научить решать задачи по физике: авторская технология подготовки к ЕГЭ и ГИА» [1203]

    ГЕНДЕНШТЕЙН Л.Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
    ОРЛОВ В.А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
    НИКИФОРОВ Г.Г., к.п.н., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО

[Мероприятие 2]

Открытый семинар

Опыт учителей физики СВОУО по применению презентационного и проекционного оборудования компании «Polymedia» (часть 1)

Доклад:

  • Новые интерактивные технические средства в организации деятельностного обучения физике. Использование интерактивных заданий на уроке. Интерактивный мониторинг и контроль знаний [1204]

    ГОДОВА И.В., учитель физики СОШ «Логос М», г. Мытищи, МО

[Мероприятие 3]

Издательство «Илекса»

Лекция

ЕГЭ по физике? Это очень интересно! [1205]

КИРИК Л.А., преподаватель физики, отличник образования СССР, автор задачников, дидактических и методических материалов по физике;
ГЕЛЬФГАТ И.М., преподаватель физики в физ.-мат. лицее,  учитель-методист, автор учебных пособий по физике;
НУРМИНСКИЙ А.И., консультант по вопросам оценки качества образования и учебных достижений учащихся

[Мероприятие 4]

Издательство «Русское слово»

Лекция

Развитие учащихся в процессе преподавания физики на основе информационного подхода [1206]

СТЕПАНОВА Г.Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов

[Мероприятие 16]

Издательство «Экзамен»

Лекция

Новые стандарты и формирования универсальных учебных действий [1302]

ИВАНОВА В.В., учитель высшей категории, аспирант ТиМОФ МГПУ;
МИНЬКОВА Р.Д., к.п.н., доцент, отличник народного образования СССР и России, кавалер медали К.Д. Ушинского;
КАСЬЯНОВ В.А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.

 218 44%
 62 13%
 143 29%
 50 10%
 22 4%
[Мероприятие 15]

Мастер-класс

Начало — 11:00
Окончание — 16:30
Запланированы 2 перерыва на обед
и посещение книжной ярмарки

Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся

СТУПНИЦКАЯ М.А., к.психол.н., МГПУ, координатор проектной деятельности АНО СОШ «Премьер»

Участие платное, стоимость: 500.00 руб.

Продолжительность: 6 академических часов.

По окончании выдается сертификат установленного образца от Педагогического университета «Первое сентября».

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекции

От лунохода до инопланетного транспорта. Компьютер на уроках физики.

Доклады:

  • 25 мин

    От лунохода до инопланетного транспорта [1207]

    ДОВГАНЬ В.Г., к.в.н., проф., генерал-майор, акад. РАКЦ и АМТН (СВКВ)

  • 20 мин

    Организация тренинга учащихся с помощью мультимедийной техники [1208]

    НОВИКОВ С.М., к.п.н., доцент ПАПО Московской обл.

  • 35 мин

    Фрагмент комбинированного урока: «Фотоэффект в реальном и виртуальном эксперименте» [1209]

    ЧЖАН М.Б., учитель физики МОУ, лицей г. Фрязино, МО

[Мероприятие 6]

Открытый семинар

Опыт учителей физики СВОУО по применению презентационного и проекционного оборудования компании «Polymedia» (часть 2)

Доклад:

  • Проектируем интерактивный урок здесь и сейчас. Создание интерактивных моделей физических процессов. Организация диалогового обучения на основе новых IT-ресурсов [1210]

    ГОДОВА И.В., учитель физики СОШ «Логос М», г. Мытищи, МО

[Мероприятие 7]

Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Подготовка школьников к решению сложных задач по физике на испытаниях ЕГЭ, олимпиад и вступительных экзаменов профильной направленности [1211]

ПАРФЁНОВ К.В., к.ф.-м.н., доцент, зав. отделом нового приема и работы со школьниками физического факультета МГУ, член жюри Московской олимпиады школьников по физике

[Мероприятие 8]

Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Основополагающие принципы построения курса физики в средней школе на примере УМК «Физика» Грачев А.В., Погожев В.А. и др. [1212]

ГРАЧЕВ А.В., к.ф.-м.н., доцент кафедры ОФ МГУ

[Мероприятие 9]

Пленарный доклад

Новый образовательный стандарт и изменение содержание физического образования [1213]

ЛОВЯГИН С.А., к.п.н., директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, заслуженный учитель России

 125 26%
 69 14%
 203 43%
 9 2%
 71 15%
14:00

15:15
[Мероприятие 10]

Мастер-класс

Современный урок и фронтальный эксперимент в условиях ЕГЭ и при переходе к стандарту второго поколения [1214]

НИКИФОРОВ Г.Г., к.п.н., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
ФРОЛОВ В.П., «Учтехприбор»;
АНДРЕЕВА Н.В., учитель Удельнинской гимназии;
ЦАРЬКОВ И.С., к.т.н., учитель физики и астрономии школы №29 г. Подольска;
ЧАРУШИН А.В., ведущий конструктор, «Учтехприбор»;
ЧЕБОТАРЁВ П.Н., учитель информатики и интернет-технологий МОУ СОШ № 29, г. Подольск, МО

[Мероприятие 11]

Открытый семинар

Проектная деятельность учащихся. Компьютер на уроках физики.

Доклады:

  • 45 мин

    Проектная деятельность учащихся и учителей. На международном конкурсе Intel–2009. Новый дистанционный курс «Физический виртуальный эксперимент» [1215]

    ПИГАЛИЦЫН Л.В., 6-кратный соросовский учитель, МОУ СОШ №2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

  • 30 мин

    Элементы программирования в среде Flash для уроков физики [1216]

    КРАСНОБОРОДЬКО Е.Ю., МОУ СОШ № 50, г. Воронеж

[Мероприятие 12]

Издательство «Мнемозина»

Лекция

Как использовать новый УМК по физике для подготовки к ГИА и ЕГЭ [1217]

ГЕНДЕНШТЕЙН Л.Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы

[Мероприятие 13]

Издательство «Владос»

Лекция

«Физика в экспериментальных исследованиях» на примере учебников, написанных под руководством академика В.Г.Разумовского [1218]

РАЗУМОВСКИЙ В.Г., академик РАО

[Мероприятие 14]

Лекция

Единый государственный экзамен по физике в 2010 году [1219]

ЗИНКОВСКИЙ В.И., к.п.н., зав. кафедрой физики МИОО;
ДЕМИДОВА М.Ю.

 96 21%
 87 19%
 30 7%
 20 4%
 228 49%
15:15

16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии