30 марта 2010 г.

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 420

Этот день, как и ландшафты нашей планеты, получился разнообразным. С одной стороны, учителя географии с большим интересом вдавались в хитросплетения глобальной политики и обсуждали перспективы развития России в XXI-м веке. А с другой – были озабочены чисто практическими вещами: особенностями ЕГЭ-2010 и последствиями введения нового образовательного стандарта.

Но и там, и там обсуждение получилось очень насыщенным.


День открылся обзорной лекцией «Современная Азия», которую читал Станислав Горохов, доцент Московского педагогического государственного университета. Оказалось, эта тема живо интересует географов - актовый зал был полон. Учителя сосредоточенно следили, как на большом экране  сменяют друг друга таблицы и диаграммы. Станислав Анатольевич показывал, как использовать нестандартные методики вычисления экономического роста страны. В частности, как по одному параметру - патентам, оценить научный и -  в перспективе - экономический рост государства. Например, Пакистан за прошлый год не дал миру ни одного научного патента, а вся Россия получила патентов втрое меньше, чем одна мощная китайская фирма.

«Азия в плюсе, Азия растет. И XXI-й век будет веком Востока» - таков был рефрен выступления С. Горохова. Главный  фактор этого впечатляющего роста – прежде всего демографический.

Впрочем, у такого быстрого развития есть и обратная сторона – так, треть населения Индии и четверть китайцев живут за чертой бедности. Но это лишь усугубляет проблему – ведь за северной  границей Китая пустуют огромные, слабозаселенные пространства нашего Дальнего Востока.

Кстати, в газете «География» (http://geo.1september.ru) опубликован цикл статей Станислава Горохова, посвященный исследованиям Азии.

Если в выступлении С.Горохова звучали тревожные нотки о грядущем доминировании Азии, то лекция «Россия: альтернативы развития»  Вячеслава Шупера, профессора Российского университета дружбы народов, была целиком окрашена в мрачные тона.

Почти всю лекцию профессор В. Шупер посвятил рассказу о том, что к середине этого века Китай станет мировым лидером. И вовсе не факт, что Китай будет вести себя сдержанней и деликатней, чем США сегодня.

Впрочем, лекцию Вячеслав Александрович вел искрометно и с классическим изяществом – шутил, цитировал стихи, жонглировал терминами «IPO» и «аутсорсинг». И оперировал прогнозами мирового уровня.

- Мир, каким мы его знаем, находится на пороге глобальных перемен, - заметил В. Шупер. – Похоже, 500-летнему периоду превосходства Европы подходит конец. Уже к середине века население Земли приблизится к девяти миллиардам, причем, большая часть населения будет сосредоточена в развивающихся странах. Этническая карта мира изменится – уже сейчас в США есть области, где почти не говорят по-английски, а в Европе открыто обсуждают будущую проблему креолизации населения.

Постиндустриальная экономика и глобализация этому лишь способствуют: бизнес неизбежно стремится уменьшить издержки и поэтому переводит производства в развивающие страны, которые получают мощный экономический толчок.

- Сейчас мы наблюдаем развитие второго цикла постиндустриализации, по итогам которого Индия нагонит Китай и станет второй силой в мировом масштабе, - сказал ведущий.  

По мнению В. Шупера, экономическая структура нашей страны не соответствует вызовам времени. Историческая ориентация на Европу себя уже не оправдывает, и России необходима смена вектора.

- Требуется новая миграционная политика на Дальнем Востоке, - подытожил В. Шупер.

Из зала тут же посыпались вопросы: «что будет с евро?», «станут ли китайцы  девальвировать юань?», «каковы перспективы развития Латинской Америки?»

- Но я все-таки не поняла,  - уже в самом конце поднялась одна из учителей. – В чем же альтернативы развития России?

- Мы слишком долго смотрели на Запад, - пояснил Вячеслав Александрович. - Пора развернуться в другую сторону.

Часть этого дня была посвящена более практическим материям. Дмитрий Молодцов, методист НМЦ САО, рассказал об опыте использования  «Графических конспектов на уроках географии».

Продемонстрировав сложные кривые, диаграммы и таблицы, ведущий вкратце рассказал о принципах их построения. По мнению Д. Молодцова, подобные конспекты особенно полезны при подготовке к ЕГЭ. Они позволяют не только быстро запоминать большое количество информации, но и развивают необходимые при сдаче Единого экзамена навыки. Например, аккуратность  (ведь в бланке можно сделать не более трех исправлений). Она вырабатывается при построении, скажем, столбчатых диаграмм. Вообще, география, по убеждению Д. Молодцова, царица наук. Географы раньше, чем математики, учат работать с масштабом и дают представление о секторах круга – без чего не нарисуешь ни одну круговую диаграмму, раньше, чем физики, вводят понятие давления, учат работать с текстом и таблицами – одним словом, развивают общеучебные навыки, которые потом школьники успешно используют на других предметах.

Тему ЕГЭ продолжил на пленарном докладе «Единый государственный экзамен по географии в 2010 году» Вадим Барабанов, старший научный сотрудник лаборатории географического образования ИСМО РАО.

Аудитория была ожидаемо переполнена. Ведущий подробно разбирал хитрости нынешнего экзамена, иллюстрируя выступление слайдами с примерами задач. Одна из особенностей ЕГЭ 2010 по географии: в этом году можно пользоваться калькулятором (но не в мобильном телефоне), транспортиром и линейкой. Причем если на пункте проведения ЕГЭ школьнику их не предоставили, он имеет право на выходе заявить апелляцию. И получить максимальные  баллы за задачи, которые не смог решить без калькулятора.

Но ученику не стоит расслабляться.

- Наши дети часто не умеют использовать калькулятор, - заметил Вадим Владимирович, - Ошибаются со знаками плюс и минус, не знают правил округления дробных чисел.

Еще одно новшество – появление задач с неявно заданными условиями. Чтобы решить их, школьник должен уметь использовать уже имеющиеся у него данные, «напрячь мозги» и вывести недостающее звено.

Так же в этот день речь шла и о новом стандарте образования и тех требованиях, которые он предъявляет к преподаванию географии.

На семинаре «Методика формирования умений школьников в процессе обучения на примере курса «География России», который вела Елена Беловолова, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ, говорилось о развитии трех видов умений у школьника: предметных, надпредметных и метапредметных.  Елена Александровна рассказывала, как именно следует развивать эти умения. Аудитория склонилась над блокнотами, едва успевая записывать.

Однако, все не так сложно. Метапредметные умения – это умения общеучебные, позволяющие ученику осваивать школьную программу вообще: навыки счета, работы с текстом, поиска и обработки информации и так далее. Предметные умения, как ясно из названия,  рождаются именно при освоении отдельного учебного предмета. В данном случае - географии.  А надпредметные умения – настойчивость, трудолюбие, аккуратность,  это умения личностные, возникающие в процессе развития ученика.

Подробнее эта тема раскрывается в методических рекомендациях на странице Лаборатории географии МИОО  (http://geo.metodist.ru). Там же будут выложены тексты и аудиозаписи всех выступлений сотрудников МИОО на Дне учителя географии.   

Кстати, мощное средство развития личности школьника – это проектная деятельность. Именно о ней,  говорила Галина Арефьева, учитель географии московской школы  «Золотое сечение» на своем выступлении «Система формирования и развития метапредметных умений средствами проектной деятельности».

Г. Арефьева привела несколько реальных проектов, которые  выполнила вместе с детьми, разбив работу над проектами на несколько четких этапов. Начинается все со стадии обсуждения и зарождения идеи, затем ребенок выбирает тему, и пишет краткое обоснование проекта: его формулировку, цель и актуальность. Работа сопровождается  консультациями с педагогами (каждому ученику выдается проектная папка с графиком консультаций и сопроводительной документацией), публикациями в школьной газете и промежуточными отчетами. Наконец, после этапа сбора информации ученик сводит ее воедино, структурирует, готовит  презентацию (в этом ему тоже помогает учитель) и …вперед, на защиту!

Работа над проектом длится долго – по четыре месяца, а защищают школьники проекты по-взрослому. На научно-практической конференции «Шаг в будущее», с пленарными заседаниями и предзащитой.

Так что проектная деятельность может выглядеть очень серьезно даже в школе.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

10:00 ‒ 10:45

Открытие дня

11:00 ‒ 12:15

Лекция

Современная Азия

ГОРОХОВ С.А., д.г.н., доцент кафедры экономической, социальной и политической географии им. В.П. Максаковского


Круглый стол

Технология участия в профессиональных конкурсах

СЕРЖАНТОВА А.М., учитель географии и экологии


Графические конспекты на уроках

МОЛОДЦОВ Д.В., методист по географии НМЦ САО


Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Использование вариативных заданий при проведении диагностики знаний учащихся по географии

БУРГАСОВА Н.Е., к.п.н., доцент МИОО


Издательство «Русское слово»

Лекция

Изучение географии на профильном уровне

ДОМОГАЦКИХ Е.М., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, автор учебников и научно-популярных книг по географии


 24258%
 7117%
 6816%
 359%
12:30 ‒ 13:45

Лекция

Россия: альтернативы раз­вития

ШУПЕР В.А., д.геогр.н., профессор Российского университета дружбы народов


Круглый стол

Промышленное краеведение

КАСЬЯНОВА Н.В., учитель географии СШ № 948 ЮАО


Формирование межпредметных связей

КОЛЕЧКИН И.С., преподаватель географии, старший методист Городского методического центра, ведущий программы «Уроки географии»


Издательство «Экзамен»

Лекция

Система учебных пособий для подготовки к ЕГЭ по географии

БАРИНОВА И.И., д.г.н., профессор каф. методики преподавания географии;
ЯЛЫШЕВА Л.В., к.п.н., доцент кафедры географии МИОО, учитель географии, директор лицея №18 г. Королёва


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Новые подходы в преподавании курса «Экономи­ческая и социальная ге­­ография мира». Методические рекомендации к учебнику О.А.Бахчиевой «География. 10 класс»

БАХЧИЕВА О.А., д.пед.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор учебников по географии для 10–11 классов базового и углубленного уровней


Пленарный доклад

Единый государственный экзамен по географии в 2010 году

ЯКОВЛЕВА Н.И., ав. кафедрой географии и экологии МИОО, профессор, д.п.н., заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по географии г. Москвы


 25261%
 215%
 256%
 4912%
 6616%
14:00 ‒ 15:15

Семинар

Методика формирования умений школьников в процессе обучения на примере курса «География России»

БЕЛОВОЛОВА Е.А., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ


Развитие целеполагания и рефлексии как основы построения индивидуальной образовательной траектории

ШУВАНОВА О.В., учитель географии СШ № 1905 ЮВАО


Система формирования и развития метапредметных умений средствами проектной деятельности

АРЕФЬЕВА Г.Я., учитель географии СШ «Золотое сечение»


Мастер-класс

Как строить картограммы и картодиаграммы с использованием ИКТ


Издательство «Мнемозина»

Лекция

Учебник как комплексное средство обучения

ПЕТРОВА Н.Н., д. пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики географии института содержания и методов обучения РАО, автор линии учебников географии издательства «Мнемозина»


Круглый стол

Новый образовательный стандарт начальной школы и содержание географического образования

Ведущий:НОВЕНКО Д.В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО

Доклады:

  • Использование цифровых образовательных ресурсов по географии в школах Москвы в свете нового образовательного стандарта начальной школы

    НОВЕНКО Д.В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО


  • Комплексный геоэкологический практикум с использованием школьной геоинформационной системы и цифровых естественно-научных лабораторий

    НОВЕНКО Д.В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО;
    РОДИОНОВА М.А., учитель географии гимназии № 1508 г. Москвы


  • Интегрированные уроки географии и информатики с использованием школьной геоинформационной системы

    ЖИЛЯЕВА И.Г., учитель информатики ЦО №1865;
    ТИЩЕНКО Н.И., учитель географии ЦО № 1865


  • Уроки географии с дистанционной ИКТ-поддержкой в единой информационной образовательной среде

    РОДИОНОВА М.А., учитель географии гимназии № 1508 г. Москвы


  • Информационное пространство в работе окружного методического объединения по географии

    РИВКИН Е.Ю., к.п.н, доцент МИОО, руководитель СП ОМЦ САО


 20351%
 11228%
 287%
 5614%
15:15 ‒ 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии