17 апреля 2009 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День школьной администрации  Программа дня

Всего участников: 462

Репортаж

фото1

Актуальность темы лекции С.Г. Воровщикова доказал полный зал слушателей

фото2

Даже серьезный разговор о компетенциях и компетентностях руководителя ОУ Л.М. Плахова сумела сделать ярким и живым

фото3

Коммуникативная среда школы – основа здоровья детей. В этом уверена О.С. Гладышева

фото4

Новая для нашей школы тема учительского портфолио вызвала гоярчие споры с лектором
М.А. Пинской

фото5

Е.Н. Карпов в первую очередь предлагает обращать внимание на личностный рост учащихся

фото6

Н.Е. Целищев подсказал директорам, как с помощью программного обеспечения можно сэкономить рабочее время

фото7

Школа полного дня – тема важная, и поэтому всю новую информацию участники марафона тщательно конспектировали

Людмила Кожурина

Фотографии В. Строковского


Вот и наступил заключительный день Марафона–2009! Завершали педагогический парад руководители школ. Они встретились с экспертами и коллегами-практиками, пообщались друг с другом – в общем, использовали все возможности конференции: обучение, обмен опытом, консультации и разговоры по душам…


Обучение

Семинар Сергея Воровщикова, доктора педагогических наук, профессора кафедры управления образовательными системами МПГУ, назывался «Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции учащихся». Суть его в двух слова можно изложить так: нельзя учить «вообще», надо учить чему-то конкретному. Поэтому школьным преподавателям cледует четко расписывать то, чему они собираются учить. Например, перечень общеучебных умений ученика (работа с текстом, умение анализировать, обобщать, классифицировать и так далее) сразу дает понять, чему следует учить и что проверять. Эта простая идея, по словам лектора, основывается на законах математической и диалектической логики. Действуя в этом ключе, мы сформируем в ученике «академическую мобильность». Наверное. Но вот реплика с места: «Как чудесно. Это позволит учителю из ничего извлекать что-то. Создавать видимость». В общем, исходя из педагогической логики, не все, что проще, – лучше.

Любовь Плахова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами МИОО рассказала о компетенции и компетентности руководителя ОУ. Как оценить эффективность, результативность и компетентность руководителя? При помощи чего? Очевидно, что директору школы сегодня, с одной стороны, не до эффективности: оперативная работа съедает почти все время, поэтому «мысли о школе», стратегии ее развития обычно переносятся на каникулы или отпуск. И далее: мастерство директора, как правило, уходит вместе с ним. Никто не исследует технологичные моменты его мастерства – некому? Незачем? Проблема. С другой стороны, эффективность и результативность директора не в том, чтобы сдавать вовремя бумаги, а в том, чтобы брать на себя ответственность за развитие школы, проектировать и прогнозировать ее будущее и будущее ее учеников.

О том, что ни педагоги, ни руководители школ зачастую не готовы заниматься проблемами охраны и укрепления здоровья учеников, говорила Ольга Гладышева, доктор биологических наук, профессор Нижегородского института развития образования в лекции «Системная модель деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся». Суть модели в том, что основанием здоровой школы служит хорошая коммуникативная среда. Сначала – общение, положительный эмоциональный фон. Если это есть, то и обучение, и воспитание, и управление безопасны для здоровья человека.

Марина Пинская, кандидат педагогических наук, заместитель директора центра методики и оценки качества обучения (ГУ-ВШЭ) провела мастер-класс «Портфолио учителя – свидетельство качества работы и инструмент профессионального развития». Посмотреть на портфолио так – значит, вложить в деятельность по его составлению личные смыслы, и ведущая показывала, каким в таком случае должен быть этот документ по содержанию и структуре.

Названы три «несущие конструкции» настоящего портфолио. Индивидуальный план развития педагога (цели, которые надо достичь, умения, которые приобрести, места, где предполагается их освоение). Профессиональный стандарт (его, увы, все еще нет). Стратегический план развития школы.

Обозначена цель настоящего портфолио: если детям стало интереснее учиться с учителем, если они «пошли в рост», значит, у учителя отличное портфолио. А если у учителя в достижениях одно, а у детей – другое, значит, что-то с портфолио учителя не так.

Вопрос: кто сегодня заинтересован в том, чтобы портфолио стало настоящим инструментом проектирования профессионального развития учителя? Зал безмолвствовал. Никто? Портфолио – кнут. Портфолио – для проверяющих. Портфолио – это на конкурс. Но портфолио для себя?

Дискуссия все же получилась: мы вводим педагогов в мир бумаготворчества, а когда в глаза ребенку посмотреть… где такие учителя, которые смогут это делать… учителю-личности никакие портфолио не нужны, а если он не личность, его ничто не спасет… каждый нуждается в развитии… к сожалению, подходы «от смысла» к нашей реальности отношения не имеют… нам бы «поучаствовать», вот самое актуальное слово сегодня.

В общем, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Всем можно управлять, но в каком направлении? Относительно портфолио: вводить или не вводить – решает директор. Важно, чтобы решение принималось осмысленно. Тогда оно пойдет на пользу, а не во вред.


Обмен опытом

Семинар «Формирование комплексной системы качественного оценивания личностного роста учащегося в условиях перехода к компетентностной парадигме образования» вели руководитель московского Центра образования №2010 Евгений Николаевич Карпов и его коллеги. В частности, Ирина Морозова, заместитель директора по УВР, рассказывала: «Людям, и детям особенно, свойственно искать источник неудач вовне: кто-то помешал или что-то воспрепятствовало осуществлению планов.

Портфолио ученика помогает ему обратить внимание на неудачи, проверить достижимость целей». Далее речь шла о структуре портфолио: ценности, ресурсы, успехи. Можно ли перенять этот опыт? Лишь отчасти, ведь то, каким быть ученическому портфолио, решается внутри школы и согласуется с ее смыслами и смыслами учеников школы.

В школе №28 г.Кирова администрация давно и успешно пользуется программным продуктом «Единое информационно-педагогическое пространство управления образовательным учреждением». Директор Николай Целищев показывал, что значит «перевести приказ», а не вновь создать; как облегчают работу шаблоны графиков и диаграмм; как работает электронный журнал в автоматическом режиме и как быстро можно получить данные о школе, классе, учителе, ученике. Облегчение большое, ведь, как ни говори, но оргработа занимает сегодня у руководителей ОУ от девяноста до ста процентов рабочего времени.

Педагоги профильной школы полного дня №1 г.Рязани во главе с директором Ольгой Горьковых рассказывали об организации послеурочной жизни детей – она выходит далеко за границы школы (вузы, предприятия, учреждения культуры и здравоохранения), простирается и за пределы области (целевые экскурсии, апробация учебников московского издательства, общение со школами-партнерами в интернете).

Представленный проект «Школа полного дня как центр социокультурного взаимодействия в микрорайоне» грандиозен. А начиналось все с раздумий о том, как организовать в школе хорошую профильную подготовку, как повысить процент «попадания в профиль».

Давний друг марафона Вятская гуманитарная гимназия г.Кирова в этом году представила мастер-класс «Влияние гимназических проектов на имидж школы». Валерия Вологжанина, директор школы, словно фокусник, «вынимала» один удивительный проект за другим, и было видно: сила каждого – а) в традиции; б) тщательности подготовки. Принцип работы гимназии с городом и другими городами – обмен творческими силами.


Диалог

На встрече с директором столичного Центра образования № 109 Евгением Александровичем Ямбургом участников марафона ждал сюрприз. Общение с легендарным управленцем удачно сочеталось с просмотром кратких видеосюжетов и фильмов, дополняющих заявленную тему выступления «Разговор о ценностях и смыслах образования».

Когда уже наступило время прощаться, зрители окружили Евгения Александровича, боясь упустить возможность получить автограф. Случай и вправду представился удачный: на выставке-ярмарке можно было в течение всего дня купить бестселлер этой весны «Педагогический декамерон». Так что роспись автора на страницах его книги была приятным дополнением к самому изданию.


Консультации

Елена Болотова, доктор педагогических наук, профессор кафедры дисциплин правового цикла юридического факультета Университета РАО излагала сложные темы образовательного законодательства. Очень быстро разговор перешел в режим «вопрос – ответ»: объем нагрузки руководителя, как выйти из положения при «недобирании» нагрузки, почему в каждом регионе «своя» юридическая практика и стоит ли обращаться в суд, чтобы отстаивать свои права. Из уст ведущей прозвучало: «Чтобы не платить, чиновники находят всякие лазейки, порой сами пишут рекомендации, но их законность надо проверять». Кстати, Елена Болотова регулярно отвечает на вопросы по образовательному законодательству на сайте www.zakon.ru

Ольга Митрахович, сотрудник городского методического центра МИОО, рассказывала о работе «горячей линии» по ЕГЭ: здесь аккумулирована вся информация по теме, все полезные ссылки, а специалисты отвечают на любые вопросы.

…Но тут в лицее 1535 победно забили барабаны – красочная процессия обходила залы и вестибюли: ликуйте! Марафон – был! Марафону – быть!


фото8
фото9
фото10
фото11

В гимназии В.В. Вологжаниной проектная деятельность давно стала неотъемлемой частью школьного дня

Л.В. Швецова рассказывает
о нюансах работы с проектами

Управленческая практика и философия образования, по мнению Е.А. Ямбурга, неразделимы

Секреты юридической «кухни» раскрывала управленцам Е.Л. Болотова

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Семинар

Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [777]

ВОРОВЩИКОВ С.Г., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, декан ф-та повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ

[Мероприятие 2]

Семинар

Формирование комплексной системы качественного оценивания личностного роста учащегося в условиях перехода к компетентностной парадигме в образовании [778]

КАРПОВ Е.Н., к.п.н., директор;
КАТКОВА Т.Е., замдиректора по УВР;
МОРОЗОВА И.Е., замдиректора по науч.-ме­тод. и экспериментальной работе;
ПОНОМАРЕВА Л.Н., замдиректора по ВР, ГОУ Центр образования № 2010, г. Москва

[Мероприятие 3]

ИВЦ «Аверс»

Единое информационно-педагогическое пространство управления образовательным учреждением. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в деятельности руководителя образовательного учреждения [779]

ЦЕЛИЩЕВ Н.Е., директор школы № 28 г. Кирова, координатор программы информатизации системы образования г. Кирова, заслуженный учитель РФ

[Мероприятие 10]

Лекция

Правовой статус руководителя ОУ [868]

БОЛОТОВА Е.Л., д.п.н, профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО, доцент кафедры управления образовательными системами ФПК ИППРО МПГУ

[Мероприятие 13]

Видеолекция

Микроисследование как инструмент управления качеством здоровьесберегающей образовательной среды [875]

ГАЛЕЕВА Н.Л., к.биол.н., профессор кафедры УОС ИСГО МПГУ, доцент, чл-корр. МАНПО

 212 48%
 106 24%
 60 14%
 64 14%
 0 ≤ 1%
12:30

13:45
[Мероприятие 4]

Встреча

Разговор о ценностях и смыслах образования [780]

ЯМБУРГ Е.А., ГОУ Центр образования № 109, г.Москва, д.п.н., засл. учитель РФ, член-корр. РАО

[Мероприятие 5]

Лекция

Системная модель деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся [781]

ГЛАДЫШЕВА О.С., д.б.н., заведующая лабораторией проблем здоровья в образовании Нижегородского института развития образования

[Мероприятие 8]

Лекция

Школа полного дня как центр социокультурного взаимодействия в микрорайоне [860]

ГОРЬКОВЫХ О.В., директор МОУ СОШ № 1 им. В.П.Екимецкой г. Рязани, засл. учитель РФ;
ДУГИНА О.Ю., педагог-организатор;
КРЫСЯЕВА Е.В., зам директора по УР;
ПОПОВА О.С., зам директора по УР;
ФОНАРЕВА И.Н., зам. директора по воспитат. работе

[Мероприятие 11]

Лекция

Компетенции и компетентность руководителя ОУ [869]

ПЛАХОВА Л.М., к.п.н., проф. кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, заслуженный учитель РФ

[Мероприятие 14]

Видеолекция

Педагогический совет: теория, технология, практика. Итоговый педсовет [876]

СОВЕТОВА Е.В., к.п.н., директор ГБОУ СОШ № 901 г. Москвы

 218 52%
 72 17%
 34 8%
 94 23%
 0 ≤ 1%
14:00

15:15
[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Портфолио учителя – свидетельство качества работы и инструмент профессионального развития [782]

ПИНСКАЯ М.А., к.п.н., замдиректора Центра методики и оценки качества обучения, Высшая школа экономики

[Мероприятие 7]

Мастер-класс

Влияние внутригимназических проектов на имидж школы [783]

ВОЛОГЖАНИНА В.В., директор Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров;
ШВЕЦОВА Л.В., Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров

[Мероприятие 9]

Издательство «Релод»

Управление качеством обученности учащихся в рамках предмета Английский язык [861]

УЛАСЕВИЧ С.Н., к.п.н., директор Центра непрерывного языкового образования МИОО, координатор программы «Оксфордское качество» в России

[Мероприятие 12]

Лекция

Школа информатизации в системе Департамента образования города Москвы [870]

ФЕДОРОВА Ю.В., к.п.н., проректор МИОО, зав. кафедрой ИтиОС

[Мероприятие 15]

Видеолекция

Принципы внедрения новой системы оплаты труда в ОУ [877]

АБАНКИНА И.В., заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ

 305 77%
 42 11%
 10 2%
 41 10%
 0 ≤ 1%
15:15

16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии