16 апреля 2009 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День школьного и детского библиотекаря  Программа дня

Всего участников: 620

Репортаж

img1

Вход на День английского языка. Вид сверху

img2

Артём Соловейчик объясняет новые «правила игры»

img3

Где можно яблоку упасть?

img4

Наталья Сметанникова. Тонкости

Фотографии В. Строковского


Один день на длинной дистанции

МАРАФОНСКАЯ дистанция «Первого сентября» длиной в 20 рабочих дней завершилась 17 апреля Днём школьной администрации.

Это был всем марафонам марафон. Такого количества посетителей и мероприятий у нас ещё не было.

Конечно, всё «Первое сентября» готовилось к большому количеству посетителей, поскольку организаторы ввели некоторые новшества, явно повышающие интерес к Марафону, но действительность превзошла все самые смелые ожидания. В некоторые дни очередь желающих войти вылезала далеко на улицу, а помещения лицея 1535, где проходил Марафон, не могли принять всех.

Что же за новшества были введены в этом году на Московском педагогическом марафоне?

Все посетившие и полностью прослушавшие на Марафоне три мероприятия в течение дня получали по окончании именной сертификат о том, что прослушали шесть часов занятий повышения квалификации с указанием посещённых мероприятий.

Для того, чтобы такой сертификат выдать сразу в конце дня, нужно было организовать целую сложную систему, над разработкой которой трудились программисты и системные администраторы Издательского дома. В результате для всех желающих получить сертификат была введена электронная регистрация как при входе в лицей утром, так и в каждой аудитории. Юноши и девушки в жёлтых бейсболках с портативными сканерами в руках появлялись везде одновременно и так же одновременно исчезали, чтобы срочно сдать данные регистрации компьютерной группе.

Те, кому сертификат по каким-то причинам не требовался, могли не регистрироваться. Для особо предусмотрительных была организована предварительная регистрация на сайте «ПС», что очень помогло этим предусмотрительным в дни особенно большого наплыва народа (например, в День учителя начальной школы, в День учителя английского языка): именно зарегистрировавшиеся заранее имели шансы попасть внутрь в первую очередь, остальные – далеко не всегда, поскольку аудитории, как и здание лицея, к сожалению, не резиновые.

Даже в наш День школьного и детского библиотекаря, в который все годы число посетителей стабильно держалось около цифры 400, на этот раз пришли около 700 человек. Только по регистрации было 615 человек, а ведь не регистрировались очень многие. Не без труда, но все уместились, хотя были и мероприятия, когда даже при всём старании самая большая аудитория не могла вместить всех желающих.

Ведущим тоже не всегда было просто. Эксперт фонда «Пушкинская библиотека», социолог Валерия Дмитриевна Стельмах и логопед Елена Петровна Вренёва работали в режиме лекции и ответов на вопросы – когда большое количество участников в зале не так уж страшно для выступающего, лишь бы стульев хватило. А вот мастер-классы дались ведущим нелегко.

Представьте, каково проводить мастер-класс для 200 человек в битком набитой аудитории... а на улице снег с ветром, и не очень-то откроешь окна – непременно кого-то «сдувает»! Эти условия не зависели от нас или от лицея: мы и так заняли самые большие лицейские аудитории, рассчитанные на 150-200 человек. Героически выдерживали такие условия и слушатели, не желавшие из-за духоты покидать аудиторию, и ведущие – президент Русской ассоциации чтения, профессор Наталья Николаевна Сметанникова, литературный критик Ксения Александровна Молдавская и главный библиотекарь московской ЦГДБ им. А. Гайдара Татьяна Валерьевна Рудишина.

Программа Дня школьного и детского библиотекаря, как всегда, вызывала возмущение у некоторых посетителей.

–  Ну почему нельзя ставить мероприятия подряд, а не параллельно? – строго выговаривала мне одна дама. – Невозможно же отказаться от одного, чтобы послушать другое. Надо, чтобы все попадали везде!

– Что, и без выбора?

–  А зачем? Кто на одно мероприятие не хочет – пусть идёт кофе пить или книги покупать. Вон их целый зал. Мы вот не успеваем книги купить, потому что вы наши интересы не учитываете.

– То есть выбор не в ваших интересах?

Пожатие плеч в ответ. Не умеем мы всё-таки жить в ситуации выбора и принятия решений. Даже таких мелких, связанных с тем, куда пойти и кого послушать.

Тем не менее, большинство посетителей научились принимать решения и были довольны. Таких специалистов как В.Д.Стельмах, Н.Н.Сметанникова не так часто удаётся услышать. Тема дислексии у детей тоже задела многих за живое: вопросы лектору задавали даже по выходе из зала.

Надо сказать, мы беспокоились, как пройдут последние мероприятия. Всё-таки в аудиториях порой негде сесть, душно, люди устали. Номы недооценили библиотекарей. На круглом столе, посвящённом влиянию школы на чтение детей, который вели Ольга Николаевна Мяэотс и Людмила Фёдоровна Сухова,от желающих высказаться не было отбоя. И, конечно, было очень приятно, когда выступающие из зала, говоря о том, что можно сделать, чтобы привлечь ребят к чтению, как рефрен повторяли: «Об этом писала "Библиотека в школе"», «Об этом тоже вы писали», «Я применила совет, опубликованный в "БШ"». А вопросы к Татьяне Рудишиной и Ксении Молдавской по окончании обзора новой литературы никак не кончались. И неизвестно, когда бы закончились, если бы в зал не принесли сертификаты.

от такой был день. Бурный и интересный. Один из двадцати дней длинного Московского педагогического марафона. Регистрация показала, что люди приезжали не только из Москвы и Московской области, и даже не только из прилегающих областей, но и из многих городов и весей страны, включая совсем не ближние края вроде Челябинска, Ижевска, Новосибирска. Если люди приезжают, значит, это заезжайте и вы. А тем, кто совсем не может, доступны диски с записью целого ряда мастер-классов и лекций специалистов, выступающих на наших Марафонах. Эти диски можно заказать через наш сайт.


img5
img6
img7

Ольга Мяэотс во главе круглого стола

Ольга Громова

Ксения Молдавская

img8
img9
img10

Участники мастер-класса

Слишком большой выбор тоже плохо. Тяжело…

Все под запись

img12
img13
img14

Выступление на круглом столе

Выступление на круглом столе

Вдохновенная Валерия Стельмах

img15
img16
img17

Строгая Елена Вренёва

Что тут можно купить?

Куда идти?

img18
img19

Само внимание

Указующая нить

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекция

Чтение в современном обществе: смысл и понимание [770]

СТЕЛЬМАХ В.Д., независимый эксперт по вопросам социологии чтения некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Что такое хорошая и что такое плохая детская книжка? [771]

МОЛДАВСКАЯ К.А., литературный критик, радиоведущая, радио «Культура», г. Москва

[Мероприятие 3]

ИВЦ «Аверс»

Библиотека – основа инструментальной среды автоматизации процессов повседневной деятельности школьной библиотеки. Опыт применения системы в работе общеобразовательных учреждений г. Москвы [772]

Методисты компании «Аверс»

 244 42%
 212 37%
 122 21%
12:30

13:45
[Мероприятие 4]

Консультация

Если у ребенка проблемы с чтением. Что такое дислексия и дисграфия и чем может помочь библиотекарь? [773]

От газеты «Здоровье детей» специально для Дня библиотекаря

ВРЕНЁВА Е.П., логопед-педагог, г. Москва

[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Современная читательская конференция: принципы и технология [774]

СМЕТАННИКОВА Н.Н., к.п.н., президент Русской Ассоциации чтения, Москва

 205 39%
 325 61%
14:00

15:15
[Мероприятие 6]

Круглый стол

Школа учит ЧИТАТЬ. А кто научит ЛЮБИТЬ чтение? Что тут может сделать школьная библиотека? [775]

МЯЭОТС О.Н., зав. детским читальным залом ВГБИЛ;
СУХОВА Л.Ф., заведующая библиотекой гимназии №5, г. Сергиев Посад

[Мероприятие 7]

Обзор

«От апреля до апреля». Новинки детской литературы прошедшего года [776]

РУДИШИНА Т.В., главный библиотекарь ЦГДБ им. А.Гайдара, член Союза журналистов Москвы, г. Москва

 350 74%
 124 26%
15:15

16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии