Рейтинг@Mail.ru

13 апреля 2009 г.

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

Всего участников: 680

Репортаж

Этот день, собравший преподавателей гуманитарных и художественных дисциплин, начался с мастер-класса «Дидактические игры на уроках изобразительного искусства в школе», проведенного московскими учителями.

Ольга Скуратова, учитель ИЗО школы № 199, рассказала о дидактических играх с самыми маленькими учениками: первоклашками и второклашками.


«Беда в том», – отметила О. Скуратова, – «что многие дети при высоком интеллектуальном потенциале не умеют, не могут, даже боятся держать в руках кисточку, карандаш, ножницы… А мы за один час в неделю должны дать им орудия творчества, научить их создавать произведения изобразительного искусства. Как это сделать? В игре!».

Привлекая слушателей участвовать в уроке-игре, Ольга Скуратова «разыграла» тему «Семь цветов радуги: многоцветность мира». Ирина Полякова, учитель ИЗО школы № 328, представила собравшимся творческий школьный «Театр моды», а Татьяна Сапожникова, учитель ИЗО школы № 235, показала, как в игре можно научить ребят создавать силуэтные портреты.

Татьяна Сапожникова выступила также с видеолекцией «Изображение человека в движении на уроках ИЗО», а вместе три эти увлеченные учительницы провели встречу «Искусство в жизни и в школе». Они рассказали о своем наставнике Борисе Неменском, «самом главном учителе изобразительного искусства в нашей стране, народном художнике России, авторе программы «Изобразительное искусство и художественный труд».

Также в программе дня можно было выделить цикл занятий, объединенных общей направленностью: «Как рассказывать школьникам о…».

Мастер-классы, проведенные Еленой Медковой, научным сотрудником Института художественного образования (ИХО) РАО, были посвящены двум «контрастным» темам – первобытному искусству и русской иконописи.

Обращаясь к первобытному искусству, которое обычно вызывает у ребят только недоумение и насмешку, докладчица показала, насколько захватывающей может быть эта тема, сколько загадок она в себе таит и буквально просит: пойми, разгляди, расшифруй! Пришедшие из древности, из палеолита, символы добра и зла, жизни и смерти, мужской и женской души на самом деле сохраняются и в культуре нашего времени. Как, например, «черное солнце», которое возникало в поэзии Жерара де Нерваля и Николая Гумилева, в прозе Михаила Шолохова. Русская иконопись, по убеждению докладчицы, связана с каждым из нас особенно тесно, потому что мы наследуем нашим предкам, самоидентификация которых была неразрывно связана с иконой. Да и во всем мире высшими взлетами русского искусства считают два великих творческих достижения: иконопись и абстрактную живопись.

Главный редактор газеты «Искусство» Марк Сартан провел семинар «Искусство ХХ века на уроке МХК». Как о нем говорить с ребятами?

«Тема непростая. Это искусство не ложится в привычные рамки, его еще нужно понять. Особенно нам, ведь нас долгие десятилетия держали от него на дистанции. Как же к нему подобраться? Что мешает нам его понять? Что помогает?».

М. Сартан подчеркнул: мы не имеем право подменять эмоциональное приобщение ребят к этому искусству теоретическими рассуждениями, но как раз эмоциональный заряд в искусстве ХХ века сильнейший, «с ног сбивает!». Важно понять и то, что нынешняя классика была когда-то новаторством, «потрясанием устоев» и даже дерзостью молодого таланта. Сопоставляя эпохи «информационного взрыва» (Возрождение и ХХ век) Марк Сартан показал и новаторство, и укорененность в прошлом художественных достижений ХХ столетия.

Программа Дня была щедро насыщена и музыкой. Лев Залесский, автор электронного издания «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», подробно рассказал, как работать (на уроках и во внеурочное время) с этим информационным ресурсом.

Мастер-класс «Инновационные компьютерные технологии на уроках искусства на примере музыки и изобразительного искусства» провели Мария Фоминова, заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского института открытого образования, Дарья Семенова, заведующая лабораторией музыки ЦО «Технологии обучения», и учительницы гимназии № 1514 Елена Нешатаева и Ирина Девятова. Этот мастер-класс можно было воспринять и как удивительный концерт, где, казалось, зазвучали шедевры живописи.

А на занятии ученого секретаря ИХО РАО Ларисы Алексеевой звучала песня. «Современный урок искусства на примере урока музыки» – такова была тема занятия.

«Песня…А как она рождается? А как вообще появилась музыка на планете Земля? Это вопросы, на которые отвечают и самые маленькие ученики, и самые старшие», – сказала Л. Алексеева. – «Это вопросы, которые их действительно захватывают. Им хочет понять. Размышляя о жизни песни, о происхождении музыки, дети дают очень интересные и неожиданные ответы. И теоретиков, от античности до наших дней, они воспринимают уже не как скучных музейных персонажей, а как людей, которые думали над тем, что ребятам интересно и сегодня».

Сергей КАМЕНСКИЙ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Мастер-класс

Мировая художественная культура в зеркале музыкального искусства: МХК на уроке музыки и музыка на уроке МХК

ЗАЛЕССКИЙ Л. А., автор и руководитель электронного издания «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»


Мастер-класс

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства в школе

ПОЛЯКОВА И. Б., руководитель структурного подразделения гимназии № 1597, ст. преподаватель МИОО, ст. преподаватель Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учитель изобразительного искусства гимназии № 1597;
САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Видеолекция

Как рассказывать детям о первобытном искусстве на уроке МХК

МЕДКОВА Е. С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО


 28544%
 28645%
 6911%
12:30 – 13:45

Встреча

Искусство в жизни и в школе

НЕМЕНСКИЙ Б. М., народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, руководитель Центра непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы, автор программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»


Семинар

Русская иконопись на уроке МХК

МЕДКОВА Е. С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО


Видеолекция

Современный урок искусства (на примере урока музыки)

АЛЕКСЕЕВА Л. Л., к.п.н., ученый секретарь Института художественного образования РАО


 30848%
 18229%
 14823%
14:00 – 15:15

Мастер-класс

ИКТ и творчество на уроках искусства на примере музыки и изобразительного искусства

ДЕВЯТОВА И. Ф., учитель ИЗО и МХК ГОУ Гимназия № 1514 ЮЗАО;
НЕШАТАЕВА Е. И., учитель музыки и МХК ГОУ Гимназия № 1514 ЮЗАО г. Москвы;
СЕМЕНОВА Д. А., учитель музыки, методист ЦО «Технологии обучения»;
ФОМИНОВА М. А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО


Семинар

Искусство ХХ века на уроке МХК

САРТАН М. Н., главный редактор газеты «Искусство»


Видеолекция

Изображение человека в движении на уроке ИЗО

САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник


 36760%
 12520%
 12220%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии