13 апреля 2009 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

Всего участников: 680

Репортаж

Этот день, собравший преподавателей гуманитарных и художественных дисциплин, начался с мастер-класса «Дидактические игры на уроках изобразительного искусства в школе», проведенного московскими учителями.

Ольга Скуратова, учитель ИЗО школы № 199, рассказала о дидактических играх с самыми маленькими учениками: первоклашками и второклашками.


«Беда в том», – отметила О. Скуратова, – «что многие дети при высоком интеллектуальном потенциале не умеют, не могут, даже боятся держать в руках кисточку, карандаш, ножницы… А мы за один час в неделю должны дать им орудия творчества, научить их создавать произведения изобразительного искусства. Как это сделать? В игре!».

Привлекая слушателей участвовать в уроке-игре, Ольга Скуратова «разыграла» тему «Семь цветов радуги: многоцветность мира». Ирина Полякова, учитель ИЗО школы № 328, представила собравшимся творческий школьный «Театр моды», а Татьяна Сапожникова, учитель ИЗО школы № 235, показала, как в игре можно научить ребят создавать силуэтные портреты.

Татьяна Сапожникова выступила также с видеолекцией «Изображение человека в движении на уроках ИЗО», а вместе три эти увлеченные учительницы провели встречу «Искусство в жизни и в школе». Они рассказали о своем наставнике Борисе Неменском, «самом главном учителе изобразительного искусства в нашей стране, народном художнике России, авторе программы «Изобразительное искусство и художественный труд».

Также в программе дня можно было выделить цикл занятий, объединенных общей направленностью: «Как рассказывать школьникам о…».

Мастер-классы, проведенные Еленой Медковой, научным сотрудником Института художественного образования (ИХО) РАО, были посвящены двум «контрастным» темам – первобытному искусству и русской иконописи.

Обращаясь к первобытному искусству, которое обычно вызывает у ребят только недоумение и насмешку, докладчица показала, насколько захватывающей может быть эта тема, сколько загадок она в себе таит и буквально просит: пойми, разгляди, расшифруй! Пришедшие из древности, из палеолита, символы добра и зла, жизни и смерти, мужской и женской души на самом деле сохраняются и в культуре нашего времени. Как, например, «черное солнце», которое возникало в поэзии Жерара де Нерваля и Николая Гумилева, в прозе Михаила Шолохова. Русская иконопись, по убеждению докладчицы, связана с каждым из нас особенно тесно, потому что мы наследуем нашим предкам, самоидентификация которых была неразрывно связана с иконой. Да и во всем мире высшими взлетами русского искусства считают два великих творческих достижения: иконопись и абстрактную живопись.

Главный редактор газеты «Искусство» Марк Сартан провел семинар «Искусство ХХ века на уроке МХК». Как о нем говорить с ребятами?

«Тема непростая. Это искусство не ложится в привычные рамки, его еще нужно понять. Особенно нам, ведь нас долгие десятилетия держали от него на дистанции. Как же к нему подобраться? Что мешает нам его понять? Что помогает?».

М. Сартан подчеркнул: мы не имеем право подменять эмоциональное приобщение ребят к этому искусству теоретическими рассуждениями, но как раз эмоциональный заряд в искусстве ХХ века сильнейший, «с ног сбивает!». Важно понять и то, что нынешняя классика была когда-то новаторством, «потрясанием устоев» и даже дерзостью молодого таланта. Сопоставляя эпохи «информационного взрыва» (Возрождение и ХХ век) Марк Сартан показал и новаторство, и укорененность в прошлом художественных достижений ХХ столетия.

Программа Дня была щедро насыщена и музыкой. Лев Залесский, автор электронного издания «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», подробно рассказал, как работать (на уроках и во внеурочное время) с этим информационным ресурсом.

Мастер-класс «Инновационные компьютерные технологии на уроках искусства на примере музыки и изобразительного искусства» провели Мария Фоминова, заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского института открытого образования, Дарья Семенова, заведующая лабораторией музыки ЦО «Технологии обучения», и учительницы гимназии № 1514 Елена Нешатаева и Ирина Девятова. Этот мастер-класс можно было воспринять и как удивительный концерт, где, казалось, зазвучали шедевры живописи.

А на занятии ученого секретаря ИХО РАО Ларисы Алексеевой звучала песня. «Современный урок искусства на примере урока музыки» – такова была тема занятия.

«Песня…А как она рождается? А как вообще появилась музыка на планете Земля? Это вопросы, на которые отвечают и самые маленькие ученики, и самые старшие», – сказала Л. Алексеева. – «Это вопросы, которые их действительно захватывают. Им хочет понять. Размышляя о жизни песни, о происхождении музыки, дети дают очень интересные и неожиданные ответы. И теоретиков, от античности до наших дней, они воспринимают уже не как скучных музейных персонажей, а как людей, которые думали над тем, что ребятам интересно и сегодня».

Сергей КАМЕНСКИЙ


Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Мастер-класс

Мировая художественная культура в зеркале музыкального искусства: МХК на уроке музыки и музыка на уроке МХК [746]

ЗАЛЕССКИЙ Л.А., автор и руководитель электронного издания «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства в школе [747]

ПОЛЯКОВА И.Б., руководитель структурного подразделения гимназии № 1597, ст. преподаватель МИОО, ст. преподаватель Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учитель изобразительного искусства гимназии № 1597;
САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ

[Мероприятие 7]

Видеолекция

Как рассказывать детям о первобытном искусстве на уроке МХК [865]

МЕДКОВА Е.С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО

 285 44%
 286 45%
 69 11%
12:30

13:45
[Мероприятие 3]

Встреча

Искусство в жизни и в школе [748]

НЕМЕНСКИЙ Б.М., народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, руководитель Центра непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы, автор программы для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд»

[Мероприятие 4]

Семинар

Русская иконопись на уроке МХК [749]

МЕДКОВА Е.С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО

[Мероприятие 8]

Видеолекция

Современный урок искусства (на примере урока музыки) [866]

АЛЕКСЕЕВА Л.Л., к.п.н., ученый секретарь Института художественного образования РАО

 308 48%
 182 29%
 148 23%
14:00

15:15
[Мероприятие 5]

Мастер-класс

ИКТ и творчество на уроках искусства на примере музыки и изобразительного искусства [750]

ДЕВЯТОВА И.Ф., учитель ИЗО и МХК ГОУ Гимназия № 1514 ЮЗАО;
НЕШАТАЕВА Е.И., учитель музыки и МХК ГОУ Гимназия № 1514 ЮЗАО г. Москвы;
СЕМЕНОВА Д.А., учитель музыки, методист ЦО «Технологии обучения»;
ФОМИНОВА М.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО

[Мероприятие 6]

Семинар

Искусство ХХ века на уроке МХК [751]

САРТАН М.Н., главный редактор газеты «Искусство»

[Мероприятие 9]

Видеолекция

Изображение человека в движении на уроке ИЗО [867]

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник

 367 60%
 125 20%
 122 20%
15:15

16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии