27 марта 2009 г.

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 595

Учителя технологии – самые непоседливые из всех педагогов. Наверное, сказывается специфика предмета – им все надо подержать в руках, повертеть, понять, как это сделано и желательно, тут же самому повторить.


Именно поэтому мастерские Центра образования №293, где традиционно уже проходит День учителя технологии, были заполнены с самого утра. Хотя мастер-классы по художественной ковке, металлопластике, керамике и росписи по дереву по расписанию начинались только с часу дня, учителя  там толпились уже с половины двенадцатого.

– Это нашим детям сложно, – замечает учительница, глядя, как под движениями пишущей ручки на тонкой жести возникает рисунок.

– А вы попробуйте сперва простые фигуры, хотя бы ромашку, – отвечает мастер.

– Скажите, а сколько времени уходит на такую кольчугу? – интересуются за соседним столом.

– В кольчуге тридцать тысяч колец, я делаю сто колец в час. Дети меньше. Вот и считайте, – отвечает невозмутимый преподаватель, в окружении мечей, шлемов, кованых подсвечников и щипцов похожий на былинного богатыря.

А неподалеку, за неприметной дверцей, собравшись в  тихий кружок, учителя работают с глиной. Спокойно, сосредоточенно, и их никак не касается шум и толчея на лестницах, и  не замечают они звуков лекции, опускающихся из актового зала. Они лепят.

…А послушать лекции, между тем, стоило.  Юрий Леоньтевич Хотунцев, профессор Московского института открытого образования (www.mioo.ru) и Галина Васильевна Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство» говорили о проблемах преподавания технологии. Главная беда – сокращение часов.

– Будет у нас один час технологии в седьмом классе, да и тот отберут,  – с горечью замечал

Юрий Леоньтевич.

Еще одна беда, по мнению  Галины Пичугиной – новый стандарт образования. Аморфные, размытые, абстрактные – на эпитеты Галина Васильевна не скупилась. Впрочем, по ее мнению,  в новом стандарте есть небольшая лазейка для увеличения числа часов технологии.

– В новом федеральном базисном учебном плане, который будет принят вместе со стандартом,  будет две программы. Программа универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации,  – говорила она. – Под каждую из программ отведено по десять часов.

– Правда, скорее всего эти часы уйдут под подготовку к ЕГЭ – скептически заметила она. – Но все же, есть шанс.

Впрочем,  по мнению Пичугиной, отчаиваться рано – стандарт еще разрабатывается.

Еще одной проблема, по ее словам – это низкая активность учителей технологии по продвижению своих разработок. 

– Учителя технологии прежде всего считают себя людьми ремесленными, в этом ремесле совершенствуются, – говорила она.– Но педагогическая составляющая, к сожалению, отступает на второй план. А это сегодня очень актуально. Работайте, развивайтесь, пишите нам, и мы вас обязательно напечатаем.

А на трех этажах центра, между тем, царил карнавал ремесел. Сокращение часов, образовательный стандарт – какие глупости!

– Скажите, вы каким клеем пользуетесь? – обступили учителя преподавателя школы № 1690 (http://schools.keldysh.ru/uvk1690/adm_nov.html) Анну Тимофееву.  – А как крепится бумага?  А чем заполняются фигуры?

– Поролоном или бумагой, – охотно отвечала Анна Васильевна, демонстрируя яркие объемные фигуры, выполненные в ее собственной авторской технике «артишок».

– А как эта техника называется?  – спрашивали у соседнего стола, который был весь заставлен красочными полотнами из цветной бумаги, а дети на глазах создавали новые картины.

– Это техника торцевания, – отвечали  дети, не отрываясь от работы (http://stranamasterov.ru/technics/parting-off). 

– Да вы зайдите на Mail.ru, – доносился совет с другой стороны. – Там есть блог «Своими руками» (http://blogs.mail.ru/community/hand_made/). Там не только торцевание, там столько разных техник.

– А вы журнал «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/) читали? Там тоже много интересного.

Тем временем с  лекцией «Опыт организации профильной технологической школы» в актовом зале выступал заведующий лабораторией Института содержания и методов обучения РАО Николай Родичев. Он рассказал об опыте цифровой профориентации, который развивают за рубежом и привел примеры образовательных ресурсов для подростков, направленные на выбор профессии, в Калифорнии (http://cacareerzone.org/index.html) и в Новом Южном Уэльсе (http://www.myfuture.edu.au/). Интересный опыт развивается и на Украине, где приняли государственную программу по профориентации подростков и программу «Живи и работай на Украине». Один из элементом этой программы, кстати, – установка в каждой школе электронных  терминалов  с сенсорным экраном, где каждый школьник может ознакомиться с перечнем популярных профессий и  пройти тест на профпригодность.

Одной же из главных проблем  профориентации у нас в стране, по мнению Николая Родичева, является …ЕГЭ. Он суживает поле выбора профессии ученика, вынуждая его выбирать всего несколько экзаменов. 

В завершение выступления он призвал всех педагогов активней осваивать новые технологии, и заходить, в  частности, на его блог «Второй век профориентации» (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=6&).

Завершался лекционный день презентацией  учебно-методического комплекта «Технология, 5–7 класс», которую проводил кандидат педагогических наук Евгений Глозман.

По словам Евгения Самуиловича, этот учебный комплект отличается от уже существующих большим (до  40%) количеством иллюстрацией,  преемственностью изложения материала и компьютерным сопровождениям каждой главы.  Большой упор в комплекте был сделан на учебное проектирование, причем с практическим уклоном – в каждом из учебников до ста трудовых объектов, которые можно не просто создать, но и практически использовать – даже в домашнем быту.

Подробнее об этих комплектах читайте на сайте издательства  «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/271/3286).

…Лекции закончились, но шум и голоса в мастерских все не утихали. Педагоги не хотели уходить ни с мастер-класса «Современные игрушки на основе традиционной куклы-закрутки», ни оставлять «Вышивку декоративных букв в технике золотного шитья». Кто-то, устроившись прямо на парте, торопливо строчил в блокноте детали «Технологии плетения цветов из бисера», а на  мастер-классе «Жаворонки из теста»вообще было не протолкнуться.

– Жаворонки пекли, чтобы весну закликать, – говорила Ирина Сперанская, одетая в яркий традиционный сарафан. – Самые архаичные жаворонки – жаворонок с ношей, несет яички, символ продолжения жизни и их количество должно быть обязательно нечетное, как символ незавершенности. 

Учителя слушали руководителя  творческого объединения «Народные традиции»  Центра детского творчества города  Троицк и по их лицам было видно, что они уже готовы  закликать весну.

Марафон продолжается!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Программа дня

ВремяМероприятие
10:00

Начало работы

10:00 ‒ 15:00

Научно-практическая конференция

Актуальные проблемы технологического образования школьников

ХОТУНЦЕВ. Ю.Л., д.ф.-м. н., профессор


Технологическое образование глазами педагогической прессы

ПИЧУГИНА Г.В., д.б.н., проф.


Предпрофильная подготовка школьников

РОДИЧЕВ Н.Ф., к.п.н.;
ЧИСТЯКОВА С.Н., д.п.н., проф., член-корр. РАО


Опыт организации профильной технологической школы

ЯШИН Н.В.


Подготовка рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования

МИРОНЕНКО Ю.Д., Директор


Система повышения квалификации учителей технологии Москвы

ДУБРОВСКАЯ Л.И., заслуженный учитель РФ, зав. лабораторией технологии МИОО


Интегрирование содержания образовательной области «Технология» и других образовательных областей

ЛОПАРЕВИЧ С.М.


Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

КОТЕЛЕНЕЦ С.И.


Преодоление апатии на уроках технологии

ИВАНОВА М.В., почетный работник общего образования РФ, эксперт ЕГЭ


Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Презентация проектов победителей олимпиады 2007/08 учебного года

КОЖИНА О.А., доцент, к.п.н.;
ХОТУНЦЕВ. Ю.Л., д.ф.-м. н., профессор


Выставка работ учащихся и педагогов образовательных учреждений г. Москвы и Московской области


Выставка работ и мастер-классы образовательных учреждений среднего профессионального образования


Презентация учебно-методического комплекта «Технология, 5–7 класс» под ред. Ю.Л.Хотунцева

ГЛОЗМАН Е.С., к.п.н., доцент технологии и предпринимательства, автор УМК по технологии для общеобразовательных школ


Опыт работы с учебниками на уроках технологии

ПУШКИН В.В., учитель технологии


Конструирование и моделирование на уроках технологии с использованием ИКТ

ПРОКОПЕЦ А.Ю., ГОУ ЦО №293


Мастерская художественной ковки

ВАСИЛЕНКОВ А.С., ГОУ ЦО №293;
ПУДОВКИН Д.А., ГОУ ЦО №293


Мастерская керамики

ЛАТКОВА В.А., ГОУ ЦО №293;
ОРЛОВА М.Е., ГОУ ЦО №293


Мастерская металлопластики

ЛАТКОВ В.В., ГОУ ЦО №293


Роспись по дереву

КУЧЕРЯВЕНКО В.Ф., заслуженный учитель РФ


Технология декорирования резных изделий проволокой

КОЛОБАНОВ Е.В., учитель профессионально-трудового обучения


Технология изготовления точенных изделий и их декорирование резьбой по дереву

ЛЕПНЕВ Е.А., учитель технологии


Технология изготовления изделий в технике пропильной резьбы

СОБИНИН Ю.П., учитель технологии


Металлопластика

ЯНИН Б.П.


Мастер-класс «Современные игрушки на основе традиционной куклы-закрутки»

НОСЫРЕВА Т.Г.


Мастер-класс «Вышивка декоративных букв в технике золотного шитья»

ТАРАСОВА Е.П., ГОУ ЦО №293


Мастер-класс «Технология плетения цветов из бисера»

ЗАПРУДСКАЯ С.В.


Мастер-класс «Жаворонки из теста»

СПЕРАНСКАЯ И.А., педагог дополнительного образования


15:15

Закрытие дня