16 апреля 2008 г.

День учителя литературы  Программа дня

img1
img2
img3
img4

Елена Иваницкая


Как повысить интерес школьников чтению и как научить их понимать текст? Этот нелегкий вопрос был в центре внимания всех специалистов, выступивших на Дне учителя литературы.

Мастер-класс Алексея Нелькина, учителя высшей категории, назывался парадоксально: «Обучение чтению в средней и старшей школе». Исследование, проведенное в 2007 году Международным институтом экономического развития в 53 странах мира, показало, что российские младшеклассники впереди планеты всей по умению читать. И речь ведь идет не просто о навыках скоростного чтения, а об умении по-настоящему разобраться в прочитанном. Увы, то же исследование, посвященное старшим школьникам, оказалось для нас неутешительным: российские подростки заняли только 37-е место. Таковы неприятные факты, но в чем их причина? «Не только в том, что у нас сегодня господствует аудиовизуальный тип культуры, – утверждает Алексей Нелькин, – но и в том, что ученики начальной школы регулярно читают, а подростки – нет. Вот и утрачивают навыки понимания и работы с текстом. Старшеклассников тоже надо учить читать».

«А что значит уметь читать? А что значит понимать текст?» – задавал ведущий «детские» вопросы, и вместе с учителями литературы приходил к выводам: это значит уметь выделить в тексте главное, выстроить иерархию смыслов и увидеть их связь.

Всякий урок, всякое задание «прочесть» должны начинаться с мотивации. «Зачем мне это нужно? Почему это для меня важно? Что тут для меня интересного?» – эти вопросы ученики не выговаривают вслух, не все формулируют их даже в мыслях, но если не знают на них ответа, то просто не читают или читают «из-под палки».

Так как же мотивировать ребенка? Активизировав его личный опыт. Этому помогут простые и увлекательные для ребят задания. Например, на уроке запланировано прочесть стихотворение Некрасова или Маяковского, посвященное городу. Мотивирующее задание – пусть ребята напишут слова-ассоциации: а что такое город для меня? Тем самым личный опыт ребенка «включен», и он обратится к тексту с интересом и вниманием.

Следующее задание: выделить ключевые слова. Эффективность обучения можно оценить по этому параметру: умеет ли ребенок это делать.

А к общему знаменателю – адекватному пониманию текста – класс под руководством учителя придет в совместной работе, обобщив опыт работы каждого ученика.

Доктор педагогических наук Наталья Беляева на семинаре «Дифференцированное обучение на уроках литературы» напомнила, что художественное произведение обладает потенциалом восприятия, оно способно «само» втянуть в себя ребенка. Но дети-то разные… Кому-то трудно продвинуться дальше сюжетной основы, кто-то, напротив, «проглотит» текст в один присест и захочет углубиться в интерпретации. Нужно хорошо знать, «кто есть кто» в классе по начитанности и умению понимать текст, и в соответствии с личностью ребенка разнообразить задания. Конечно, 30 учебных траекторий в классе – это невозможно, да и не нужно, а 3–5 – реально и необходимо.

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Елена Ерохина в лекции «Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы» размышляла об осознании художественного образа пятиклассниками. Как помочь им понять, что литература – это особое духовное пространство? Методически правильный подход: движение от откровенно фантастических образов к реалистическим, от фольклорной сказки через авторскую к рассказу и роману.

В лекции «Деятельностный подход к изучению литературы» профессор Виктор Чертов сконцентрировался на особенно беспокоящих его проблемах в преподавании и в освоении литературы: «Сегодня предъявляются чрезмерные требования к выпускному, особенно медальному, сочинению, каких не было ни в советское, ни в досоветское время. Навстречу этой чрезмерности идет неумение учеников написать что-то самостоятельное при развившемся умении скомпоновать нечто, надергав куски из интернета, но не прочитав текста. Тестирование в преподавании литературы может помочь, и я его активно использую, но для чего? Прочитал – проверь себя, поиграй, вот что я говорю ученику. А через два-три года после изучения произведения задавать тестовые вопросы о его частных подробностях – это бессмысленно. Вот вопрос из тестов ЕГЭ: как звали сына Андрея Соколова? Я не помнил. Через час вспомнил: его звали Анатолий. Ну и что? Как это характеризует мое понимание литературы? И как это характеризует ученика, если он так и не вспомнит? Серьезные проблемы существуют также с отбором произведений и аспектов анализа. Литература ХХ века оказалась только иллюстрацией к отечественной истории: чтобы вместилась и советская тема, и антисоветская, и лагерная, и возвращенная литература…»

Профессор Наталья Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий, провела мастер-класс «Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми». Побуждая подростков к чтению, особенно внеклассному, мы можем с успехом воспользоваться особенностями возраста. Подросток ищет себя, стремится выразить себя в поступке, мечтает о подвиге. Его непременно увлечет текст, в центре которого – сильная личность, бесстрашный и великодушный герой, способный на действие.

Праздничной встречей с поэтом Александром Кушнером завершилась напряженная программа дня.


img5 img6 img7

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

10:00 ‒ 10:45

Открытие дня

11:00 ‒ 12:15

Семинар

Дифференцированное обучение на уроках литературы

БЕЛЯЕВА Н.В., д.п.н., в.н.с. Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Вентана-Граф»

Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, заместитель проректора по учебно-методической работе МПГУ;
ПУРЯЕВА Н.Н., канд. фил. наук, ст. преп. филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова


Издательство «Просвещение»

Технология работы учителя по учебникам литературы под редакцией чл.-кор. РАО В.Г.Маранцмана

МАРАНЦМАН Е.К., д. пед. наук


Издательство «СМИО Пресс»

Обучение чтению в средней и старшей школе

НЕЛЬКИН А.Г., учитель высшей категории, победитель Всероссийского конкурса, проводимого Национальным фондом подготовки кадров


12:30 ‒ 13:45

Мастер-класс

Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми...

СВИРИНА Н.М., д. пед. наук, профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий, СПб.


Издательство «Айрис-Пресс»

Преподавание литературы для мотивированных детей

ФЕДОТОВА И.Н., методист изд-ва «Айрис-Пресс»;
ЯКОВЛЕВА Е.А., научный сотр. РАО


Издательство «Просвещение»

Деятельностный подход к изучению литературы в новой линии УМК под редакцией В.Ф.Чертова

ЧЕРТОВ В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ


Издательство «Дрофа»

Русская литература на перекрестке культур

ЛЕДЕНЕВ А.В., д. фил. наук, проф. каф. истории русской литературы ХХ в. МГУ им. М.В. Ломоносова


14:00 ‒ 15:15

«Поэзия – явление иной, прекрасной жизни…»

Творческая встреча с поэтом Александром Кушнером: чтение стихов, разговор о поэзии, ответы на вопросы

ВОЛКОВ С.В., гл. ред. журнала «Литература»


Издательство «Русское слово»

Новые подходы к изучению литературного процесса в 11-м классе

ФЕДОРОВ А.В., канд. фил. наук, зав. редакцией литературы издательства «Русское слово»;
ЧАЛМАЕВ В.А., старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, автор УМК по литературе для 9–11-х классов


Издательский центр «Академия»

«Учебник XXI века: изучать?! отвечать?! читать?! Представление УМК «Литература. 10–11 кл. для профильной школы (базовый уровень)»

СУХИХ И.Н., д.филол.н., профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, руководитель авторского коллектива УМК «Литература. 5–11 классы»


Издательство «АСТ-ПРЕСС»

Семинар

Словари ХХI века как литературное явление

ПОТЕРЯЙКО С.П., специалист по информационной работе ИД «АСТ-ПРЕСС»


15:15 ‒ 16:30

Закрытие дня