16 апреля 2008 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя литературы  Программа дня

Репортаж

img1
img2
img3
img4

Елена Иваницкая


Как повысить интерес школьников чтению и как научить их понимать текст? Этот нелегкий вопрос был в центре внимания всех специалистов, выступивших на Дне учителя литературы.

Мастер-класс Алексея Нелькина, учителя высшей категории, назывался парадоксально: «Обучение чтению в средней и старшей школе». Исследование, проведенное в 2007 году Международным институтом экономического развития в 53 странах мира, показало, что российские младшеклассники впереди планеты всей по умению читать. И речь ведь идет не просто о навыках скоростного чтения, а об умении по-настоящему разобраться в прочитанном. Увы, то же исследование, посвященное старшим школьникам, оказалось для нас неутешительным: российские подростки заняли только 37-е место. Таковы неприятные факты, но в чем их причина? «Не только в том, что у нас сегодня господствует аудиовизуальный тип культуры, – утверждает Алексей Нелькин, – но и в том, что ученики начальной школы регулярно читают, а подростки – нет. Вот и утрачивают навыки понимания и работы с текстом. Старшеклассников тоже надо учить читать».

«А что значит уметь читать? А что значит понимать текст?» – задавал ведущий «детские» вопросы, и вместе с учителями литературы приходил к выводам: это значит уметь выделить в тексте главное, выстроить иерархию смыслов и увидеть их связь.

Всякий урок, всякое задание «прочесть» должны начинаться с мотивации. «Зачем мне это нужно? Почему это для меня важно? Что тут для меня интересного?» – эти вопросы ученики не выговаривают вслух, не все формулируют их даже в мыслях, но если не знают на них ответа, то просто не читают или читают «из-под палки».

Так как же мотивировать ребенка? Активизировав его личный опыт. Этому помогут простые и увлекательные для ребят задания. Например, на уроке запланировано прочесть стихотворение Некрасова или Маяковского, посвященное городу. Мотивирующее задание – пусть ребята напишут слова-ассоциации: а что такое город для меня? Тем самым личный опыт ребенка «включен», и он обратится к тексту с интересом и вниманием.

Следующее задание: выделить ключевые слова. Эффективность обучения можно оценить по этому параметру: умеет ли ребенок это делать.

А к общему знаменателю – адекватному пониманию текста – класс под руководством учителя придет в совместной работе, обобщив опыт работы каждого ученика.

Доктор педагогических наук Наталья Беляева на семинаре «Дифференцированное обучение на уроках литературы» напомнила, что художественное произведение обладает потенциалом восприятия, оно способно «само» втянуть в себя ребенка. Но дети-то разные… Кому-то трудно продвинуться дальше сюжетной основы, кто-то, напротив, «проглотит» текст в один присест и захочет углубиться в интерпретации. Нужно хорошо знать, «кто есть кто» в классе по начитанности и умению понимать текст, и в соответствии с личностью ребенка разнообразить задания. Конечно, 30 учебных траекторий в классе – это невозможно, да и не нужно, а 3–5 – реально и необходимо.

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Елена Ерохина в лекции «Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы» размышляла об осознании художественного образа пятиклассниками. Как помочь им понять, что литература – это особое духовное пространство? Методически правильный подход: движение от откровенно фантастических образов к реалистическим, от фольклорной сказки через авторскую к рассказу и роману.

В лекции «Деятельностный подход к изучению литературы» профессор Виктор Чертов сконцентрировался на особенно беспокоящих его проблемах в преподавании и в освоении литературы: «Сегодня предъявляются чрезмерные требования к выпускному, особенно медальному, сочинению, каких не было ни в советское, ни в досоветское время. Навстречу этой чрезмерности идет неумение учеников написать что-то самостоятельное при развившемся умении скомпоновать нечто, надергав куски из интернета, но не прочитав текста. Тестирование в преподавании литературы может помочь, и я его активно использую, но для чего? Прочитал – проверь себя, поиграй, вот что я говорю ученику. А через два-три года после изучения произведения задавать тестовые вопросы о его частных подробностях – это бессмысленно. Вот вопрос из тестов ЕГЭ: как звали сына Андрея Соколова? Я не помнил. Через час вспомнил: его звали Анатолий. Ну и что? Как это характеризует мое понимание литературы? И как это характеризует ученика, если он так и не вспомнит? Серьезные проблемы существуют также с отбором произведений и аспектов анализа. Литература ХХ века оказалась только иллюстрацией к отечественной истории: чтобы вместилась и советская тема, и антисоветская, и лагерная, и возвращенная литература…»

Профессор Наталья Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий, провела мастер-класс «Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми». Побуждая подростков к чтению, особенно внеклассному, мы можем с успехом воспользоваться особенностями возраста. Подросток ищет себя, стремится выразить себя в поступке, мечтает о подвиге. Его непременно увлечет текст, в центре которого – сильная личность, бесстрашный и великодушный герой, способный на действие.

Праздничной встречей с поэтом Александром Кушнером завершилась напряженная программа дня.


img5 img6 img7

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Семинар

Дифференцированное обучение на уроках литературы [550]

БЕЛЯЕВА Н.В., д.п.н., в.н.с. Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

[Мероприятие 2]

Издательство «Вентана-Граф»

Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы [551]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, соавтор УМК «Литература»;
ПУРЯЕВА Н.Н., канд. фил. наук, ст. преп. филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Технология работы учителя по учебникам литературы под редакцией чл.-кор. РАО В.Г.Маранцмана [552]

МАРАНЦМАН Е.К., д. пед. наук

[Мероприятие 4]

Издательство «СМИО Пресс»

Обучение чтению в средней и старшей школе [553]

НЕЛЬКИН А.Г., учитель высшей категории, победитель Всероссийского конкурса, проводимого Национальным фондом подготовки кадров

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Мастер-класс

Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми... [554]

СВИРИНА Н.М., д. пед. наук, профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий, СПб.

[Мероприятие 6]

Издательство «Айрис-Пресс»

Преподавание литературы для мотивированных детей [555]

ФЕДОТОВА И.Н., методист изд-ва «Айрис-Пресс»;
ЯКОВЛЕВА Е.А., научный сотр. РАО

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Деятельностный подход к изучению литературы в новой линии УМК под редакцией В.Ф.Чертова [556]

ЧЕРТОВ В.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания литературы Института филологии МПГУ

[Мероприятие 8]

Издательство «Дрофа»

Русская литература на перекрестке культур [557]

ЛЕДЕНЕВ А.В., д. фил. наук, проф. каф. истории русской литературы ХХ в. МГУ им. М.В. Ломоносова

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

«Поэзия – явление иной, прекрасной жизни…» [558]

Творческая встреча с поэтом Александром Кушнером: чтение стихов, разговор о поэзии, ответы на вопросы

ВОЛКОВ С.В., гл. ред. журнала «Литература»

[Мероприятие 10]

Издательство «Русское слово»

Новые подходы к изучению литературного процесса в 11-м классе [559]

ФЕДОРОВ А.В., канд. фил. наук, зав. редакцией литературы издательства «Русское слово»;
ЧАЛМАЕВ В.А., старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, автор УМК по литературе для 9–11-х классов

[Мероприятие 11]

Издательский центр «Академия»

«Учебник XXI века: изучать?! отвечать?! читать?! Представление УМК «Литература. 10–11 кл. для профильной школы (базовый уровень)» [560]

СУХИХ И.Н., д.филол.н., профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, руководитель авторского коллектива УМК «Литература. 5–11 классы»

[Мероприятие 12]

Издательство «АСТ-ПРЕСС»

Семинар

Словари ХХI века как литературное явление [584]

ПОТЕРЯЙКО С.П., специалист по информационной работе ИД «АСТ-ПРЕСС»

15:15

16:30

Закрытие дня