11 апреля 2008 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя немецкого языка  Программа дня

Репортаж

img1
img2

Г.А. Чернявская рассказывает о возможностях использования Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

В перерыве между семинарами

img3

На семинаре

img4

Рут-Ульрике Дойчманн проводит семинар о стратегиях обучения

img5

Обсудить результаты работы в группе помогает студент Лейпцигского университета Свен Лизок

Людмила Кожурина


День был многолюдным. Послушать лекторов и поучаствовать в семинарах пришли не только опытные учителя немецкого языка, но и учителя будущие: студенты педагогических вузов Москвы.

Большой интерес вызвал семинар Галины Чернявской, педагога лингвистического лицея № 1555 – «Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка». Конечно, самый популярный IT-жанр у нас – ученическая и учительская презентация. Но вот вопрос: где взять аутентичный материал? Ролики, картинки, текстовую информацию? Лектор щедро делилась адресами сайтов, которыми постоянно пользуются её ученики: сайт Гёте-института, немецких газет и сайт гимназии имени Гутенберга, расположенной в городе Майнц, с которой давно сотрудничают московские лицеисты.

Многие из предлагаемых Галиной Чернявской обучающих программ, составленных немецкими педагогами, вызвали чрезвычайный интерес у слушателей. Например, программа «Сделай себе упражнение сам», с помощью которой можно составить упражнения нескольких видов: вопросы с множественным выбором ответов, упражнения на поиск соответствий, восстановление правильной последовательности. Или тексты с пропусками, которые необходимо заполнить. Тексты для последнего вида упражнений можно подобрать разные, из разных тематических областей, в зависимости от того, какая тема изучается на уроке, и в зависимости от уровня подготовки класса.

Примечательно, что выступление Елены Карловой, старшего научного сотрудника Педагогической академии постдипломного образования, «Межкультурная компетенция» было посвящено внутренней готовности ученика к межкультурному общению. Это – первый признак межкультурной компетенции. Сначала – интуитивная готовность к пониманию, аффективная, эмоциональная сторона общения, а уж потом – когнитивная и стратегическая компетенция. Лектор подчеркивала: это не страноведческие знания, как часто понимают учителя, не багаж знаний и представлений, а внутреннее ощущение своей адекватности иной, чужеродной культуре. Ювелирная, надо сказать, работа для педагога!

Кстати, о стратегиях. В этот день преподаватель из Германии Рут-Ульрике Дойчманн провела семинар «Стратегии обучения». Слушатели было приготовились слушать, но… «Работать всегда лучше, чем слушать», – сразу обозначила свою позицию лектор, и началось распределение по группам: из многих вариантов примеров надо было выбрать четыре наиболее выигрышных для того или иного вида речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма… Учителя работали в группах. Результаты их работы помещались на стенд, и начиналось движение по кругу: группы знакомились с результатами работы других коллективов (у каждого стенда для разъяснения остался один человек). Кого же похвалили? Кого поправили? На эти мои вопросы Рут-Ульрике отвечала: «А разве это важно? Но согласитесь, говорить о стратегиях обучения, сидя в кресле, как-то нелепо».

Однако – привычно! Сидящие и стоящие в переполненных аудиториях учителя, затаив дыхание, слушали пояснения и методические комментарии к новым УМК. Каких только учебно-методических комплектов в этот день не было представлено! И «Мозаика», и «Шаги», и «Wir», и «Ключевое слово – немецкий язык», и «В центре внимания немецкий» …и по программе, начинающейся с первого класса, и по программе с пятого. И для двух часов в неделю, и для трех. И по старой «линейке», и по новой. Но каким-то чудом в 10-м классе все должны соединиться-встретиться и разобраться на базовый и профильный уровни обучения.

Послушать Марию Лытаеву, доцента ГУ-ВШЭ, рассказавшую об устройстве нового УМК «Немецкий язык» для 10 – 11 классов (автор Инесса Львовна Бим), стоило по многим причинам. Во-первых, структура учебника блочная: один блок – один вид речевой деятельности. Письмо, например, или аудирование. Во-вторых, каждый блок составлен слоями: дидактизированные художественные тексты с заданиями для уровня, приближающегося к базовому (B1) и для базового уровня (B2), тут и профильные приложения – для филологов отдельно, для гуманитариев отдельно; тут же языковой портфель, вслед ему досье (это личная папка, про необходимость ведения которой учебник постоянно напоминает). Есть в учебнике и такая удивительно полезная штука, как листы самоконтроля, своего рода анкеты для определения уровня. Сначала ученик ставит знаки против списка умений (галочка, если знает более-менее, две галочки, если уверен, а если совсем швах – восклицание), потом проверяет учитель, это внешняя оценка. Такой лист – не просто диагностическая карта, средство самоконтроля, но и технология, позволяющая ученику осознать свою роль в учебном процессе.

Любопытен и осуществленный в учебнике подход «совершенствование устной речи на основе письменной». В том числе – когда предлагается прочесть захватывающий текст (на лекции примером служил рассказ об «ужасах» немецкого языка Марка Твена), а потом обсудить его.

Весь день учителя работали.

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Семинар

Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка [507]

ЧЕРНЯВСКАЯ Г., преподаватель немецкого языка, ГОУ «Лингвистический лицей» при МГЛУ

[Мероприятие 2]

Издательство «Лингва-Медиа»

Новые компоненты УМК «Wir». Готовимся к экзаменам с помощью нового пособия «Wir trainieren uns zur «Abschlusspruefung» und Zertifikat Deutsch fuer Jugendliche» [508]

Методист изд-ва «Лингва Медиа»

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Новинки книгоиздания по немецкому языку издательства «Просвещение» [509]

КАРЕЛИНА И.В., зам. руководителя Центра группы германских языков издательства «Просвещение»

[Мероприятие 4]

Компания «Британия»

Понимать–говорить–общаться: шаги к успеху [510]

ИЛОВАЙСКАЯ Ю.В., директор языкового центра «ИнЯз Профи», референт издательства Hueber

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Семинар

Стратегии обучения [511]

ДОЙЧМАНН Р., преподаватель DAAD, МГПУ

[Мероприятие 6]

Издательство «АСТ-ПРЕСС»

Межкультурная компетенция в УМК «В центре внимания немецкий» для 7–9-х классов О.Ю.Зверловой – соответствие требованиям европейских стандартов [512]

СВЕТЛОВА В.И., к.п.н., мультипликатор ин-та им. Гете

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Личностно-ориентированный подход в новых разноуровневых учебниках «Немецкий язык» для 10–11-х классов авт. И.Л.Бим и др. [513]

ЛЫТАЕВА М., канд. пед. наук, доцент

[Мероприятие 8]

Издательство «Дрофа»

Развитие личности учащегося при изучении немецкого языка на профильном уровне [514]

ЦАРЬКОВА В.Б., канд. пед. наук, проф., зав. каф. учебников немецкого языка Российского центра иноязычного образования МО РФ при Липецком государственном педагогическом университете, лауреат премии им. К.П.Москаленко

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Информационный семинар

Экзамены Гёте-Института: Fit in Deutsch 1 und 2, Zertifi kat Deutsch für Jugendliche [515]

РАУШЕР Э., руководитель курсов немецкого языка НКЦ им. Гёте

[Мероприятие 10]

Издательство «Корнельсен»

Методические новинки издательства Корнельсен для обучения немецкому языку как второму иностранному [516]

ИСАЕВА Н.Н., представитель изд-ва "Cornelsen", дипломант DAAD

15:15

16:30

Закрытие дня