08 апреля 2008 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День учителя биологии  Программа дня

Репортаж

img1

Пометить в программе все самое важное, куда непременно надо успеть…

img2

К сожалению, во сне не выучишься

img3

И после семинара остались вопросы

img4

Главный девиз эколога

img5

Успеть бы все записать

Елена Куценко


Программа дня была спланирована так, чтобы удовлетворить самые широкие профессиональные запросы учителей: ученые рассказывали о новых открытиях в разных областях биологической науки; методисты представляли новый предметный курс, практики делились опытом внедрения инновационных форм обучения биологии.

О последних научных находках в области палеонтологии рассказала Мария Диденко, методист Палеонтологического музея. Материалы для ее доклада «Новейшие открытия в российской палеонтологии» готовили ведущие ученые музея специально к марафону, чтобы познакомить педагогов с новыми научными достижениями. Учителя имели возможность услышать о последних гипотезах относительно эволюции докембрийской биосферы. Рассказ о подробностях из жизни простейших той эпохи строился как приключенческий роман: теплая пора, когда солнце светило на треть тусклее нынешнего, а атмосферу насыщали парниковые газы, сменялась тотальным похолоданием – Мировой океан замерзал, лед покрывал континенты даже в районе экватора. А причиной остывания стали фотосинтезирующие бактерии.

Не менее интересным был рассказ о новых гипотезах о происхождении современных птиц. Еще несколько десятилетий назад считалось, что они произошли от археоптерикса, который в свою очередь был продуктом эволюции мелких примитивных пресмыкающихся – псевдозухий, живших на деревьях. Однако сейчас палеонтологи сделали вывод о двух ветвях эволюции: веерохвостых и ящерохвостых предках птиц.

На территории России палеонтологи тоже работают. Например, в Подмосковье нашли ископаемую черепаху, а в Кемеровской области – динозавров. «Но поиски динозавров, – грустно добавила ведущая, – не относятся к стратегическому направлению исследований, потому что они не связаны с нефтью». То есть работы ведутся на спонсорские деньги.

А вот сам музей вполне бескорыстно предлагает учителям обращаться за консультациями: «В том числе и по поводу ЕГЭ. Хотя задания бывают сформулированы настолько некорректно, что сразу понятно: их составители точно не обращались за консультацией к специалистам. Есть вопросы, по поводу которых до сих пор ведутся научные споры, а школьники должны дать точный ответ».

Совсем молодую науку сомнологию в лекции «Сон и обучение» представил гостям марафона доктор биологических наук В.М. Ковальзон, сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Ученый рассказал о самой большой загадке современной нейрофизиологии – состоянии сна, его циклах, фазах, стадиях. И о взаимосвязи усвоения знаний с процессом сна. Увы, но слухи об эффективном обучении во сне совершенно беспочвенны.

Остальные занятия дня были посвящены практическим вопросам. На семинаре «Экология и проблемы устойчивого развития цивилизации – школьный региональный компонент» сотрудники МИОО представили новый предметный курс, введенный с этого года в Москве. «Он разработан таким образом, чтобы давать школьникам знания о проблемах города, об антропогенном воздействии на окружающую среду, – рассказала ведущая Марина Аргунова, – формировать представления о принципах мониторинга; воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды и свое здоровье». Это межпредметный курс, в котором интегрированы биология, химия, физика, география, литература, МХК. Базовой выбрана технология «критического мышления», которая уже опробована и одобрена многими учителями. Ведущая коротко познакомила гостей марафона с применением некоторых приемов – чтение с пометками, шесть шляп мышления, карта познания, синквейн – на примере экологической проблематики.

Более развернуто по этой теме выступил Амир Гусейнов, кандидат экологических наук, профессор кафедры экологии и природопользования МГГРУ. Его семинар «Геологическое строение и рельеф Москвы как факторы возникновения опасных эколого-географических процессов и разработка защитных мероприятий» содержал опыт урока, проведенного в форме деловой игры в логике представленного курса «Экология и проблемы устойчивого развития».

Завершала День учителя биологии серия творческих мастерских «Экология на Юго-Западе», где педагоги представляли самые разные формы экологической работы: проектную деятельность; экологические эксперименты; методы исследования, задачи, принципы организации экспедиций; опыт создания школьных научных обществ; озеленение школы как образовательный ресурс; особенности работы экологического клуба.

Благодаря творческим мастерским у участников дня появилась возможность узнать, кто из коллег какую тему или проблематику разрабатывает, и обратиться в случае необходимости за консультацией.

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Новейшие открытия в российской палеонтологии [910]

ДИДЕНКО М.В., методист музея ПИН РАН

Сон и обучение [911]

КОВАЛЬЗОН В.М., д. биол. наук, ИПЭЭ им. А.Н.Северцова РАН

[Мероприятие 2]

Издательство «Айрис»

Преподавание биологии для мотивированных детей [912]

ГАНАТ С.А., авт. пособия «Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка»;
ФЕДОТОВА И.Н., методист изд-ва «Айрис-Пресс»

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Новые УМК по биологии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника с 1-часовым курсом в шестом классе [913]

ПАСЕЧНИК В.В., профессор кафедры методики преподавания биологии и экологии МГОУ, доктор педагогических наук, вице-президент и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования;
СУМАТОХИН С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии МГПУ

[Мероприятие 4]

Издательство «Академия»

Преподавание биологии в профильной школе на базовом уровне по УМК А.П.Пуговкина «Биология 10–11 кл.» [914]

СКВОРЦОВ П.М., к.п.н., разработчик материалов ВПР, методист МЦКО

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Экология и проблемы устойчивого развития цивилизации – школьный региональный компонент [915]

АРГУНОВА М.В.;
ЯГОДИН Г.А., акад. РАО, дир. Центра экологического образования и устойчивого развития МИОО

Геологическое строение и рельеф Москвы как факторы возникновения опасных эколого-географических процессов и разработка защитных мероприятий [916]

ГУСЕЙНОВ А.Н., канд. геол. наук, проф. каф. экологии и природопользования МГГРУ

[Мероприятие 6]

Издательство «Мнемозина»

Система методической работы с учебниками биологии. Базовый и профильный курсы [917]

АНДРЕЕВА Н.Д., д. пед. наук, проф., зав. кафедрой методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А.И. Герцена

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Реализация компетентностного подхода в УМК по биологии серии «Сферы» [918]

ЕФРЕМОВА Е.А.;
КУЧМЕНКО В.С., канд. пед. наук;
СУХОРУКОВА Л.Н., д. пед. наук

[Мероприятие 8]

Издательство «Дрофа»

Подготовка учащихся 9-х классов к новой форме государственной итоговой аттестации по биологии [919]

ПЕТРОСОВА Р.А., к.п.н., профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Творческие мастерские «Экология на Юго-Западе»

Доклады:

  • Современные педагогические технологии при изучении курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» [920]

    РАКИТИНА Н., учитель биологии и экологии

  • Химический эксперимент на уроках экологии [921]

    ПОНОМАРЕВ С., учитель химии

  • Система внеурочной деятельно сти по формированию единого экологического пространства на Юго-Западе [922]

    ШАПОШНИКОВА И., методист по экологии ОМЦ ЮЗОУО ДО

  • Практические технологии в экологическом образовании [923]

    БОЛГОВА И.В., учитель биологии шк. №1945

  • Методика проведения экологических декад по предметам естественного цикла [924]

    ЖАРИНОВА Т.А., методист по химии ОМЦ ЮЗОУО

  • Экофитозащита города. Методические рекомендации по озеленению школьных помещений [925]

    МИРОНОВА Ю., учитель биологии

  • Школа здоровья – проблемы, поиски, находки [926]

    СВЕРДЛОВА А., учитель биологии

  • Формирование экологической культуры школьников через неформальные виды деятельности [927]

    ИВАНОВА О., учитель биологии;
    ИЗБЯКОВА Л., учитель химии и экологии

  • Информационные и коммуникационные технологии на уроках биологии [928]

    БУЛЫЧЕВА М.Б., учитель биологии

  • Проект озеленения пришкольной территории [929]

    ЦЫГАНОВА Т.С., учитель биологии и географии

15:15

16:30

Закрытие дня