26 марта 2008 г.

ГОУ Лицей №1535, г. Москва

День школьной администрации  Программа дня

Репортаж

img1

А. Ездов, директор ЦО "Технологии обучения"

img2

Желающих послушать про новую идеологию стандартов образования, которую освещала О. Логинова, нашлось немало

img3

И. Абанкина четко и внятно аргументировала преимущества НСОТ

img4

Тема новых механизмов финансирования в школе вызвала шквал вопросов и эмоций...

img5

Людмила Кожурина


Большой зал московского государственного лицея № 1535 (директор - М.Г. Мокринский) в этот день принял первых участников нашего педагогического Марафона.

На официальном открытии мероприятия представителей школьной администрации приветствовали ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, зампредседателя Департамента образования правительства Москвы Лариса Курнешова и директор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.

Управленческие команды школ сегодня решают самые разнообразные задачи, зависящие от того, в каком регионе расположено их ОУ, в каких проектах они участвует, какие цели ставят перед собой. Но так или иначе все без исключения представители школьной администрации понимают необходимость и важность профессионального роста. А педагогический марафон учебных предметов как раз поддерживает такие стремления. Главное правило на наших мероприятиях всегда остается неизменным: будь там, где тебе интересно; слушай столько, сколько сочтешь нужным. И – общайся!

Хотя разговаривать школьным администраторам было некогда. Одновременно в разных аудиториях шла речь по самым разнообразным темам.

Первый блок – теоретический. «Практическая реализация модели информатизации школы», ведущий Александр Ездов; «Применение информационно-коммуникационных технологий Современной гуманитарной академии в школьном обучении», ведущий Владимир Толкачев; «Стандарты общего образования второго поколения», ведущая Ольга Логинова.

Директор Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов подробнейшим образом рассказал о том, как может быть устроена школа информатизации (http://www.specialschool.ru). Как должна быть организована в школе информационная среда обучения, на какие нормы следует ориентироваться – все это разработано и действует в ЦО «Технологии обучения» – уникальной школе, в которой учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь в схеме работы во главу технологической цепочки поставлен учитель с его потребностями. Именно он формирует запрос на те или иные технологии, обосновывает целесообразность применения камеры, сканера, интерактивной доски и так далее. По его мнению программа информатизации школы есть сумма конкретных учительских IT-проектов.

Доктор исторических наук Владимир Толкачев говорил о преимуществах инновационных подходов в школьном обучении, понимая под инновациями IT-технологии. Мысль о том, что с их помощью человек быстрее достигает целей самореализации, саморазвития и самоопределения не нова. Но с раскрытой образовательной технологией: рабочий учебник – лекция – индивидуальный тренинг – модуль тестирования – засверкала новыми гранями. Подробности – на сайте Современной гуманитарной академии http://www.muh.ru/

Член проекта РАО по разработке госстандарта Ольга Логинова поведала собравшимся об идеологии стандартов нового поколения: «Поворот в мозгах должен произойти, чтобы эти стандарты заработали». В самом деле, рамки, устанавливаемые для любых решений в образовании, необычные: каждый участник образования самоценный, отношения субъект-субъектные, разделение прав и ответственности, вариативность, системно-деятельностный подход. И никакие документы и действия не должны противоречить этим исходным принципам. По ее словам, пока лишь около 10 процентов учителей готовы не вещать и спрашивать, а грамотно мотивировать детей, расставлять точные акценты, разнообразно аранжировать ядро знаний. У кого, например, дети не просто отзыв на книгу пишут, а заполняют карточку для каталога библиотеки. А по новым стандартам креативным должен быть не исключительный педагог, а массовый.

Кстати, именно эта лекция вызвала небывалый интерес слушателей. Те, кому не хватило мест, подходили к докладчику по окончании мероприятия и «скачивали» презентацию на флеш-карты. А на сайте http://standart.edu.ru, кстати, и сегодня можно не только принять участие в обсуждении концепции, но и заглянуть в открытый общий банк креативных идей.

Второй блок этого дня – практический.

Принимающая сторона – а именно директор лицея № 1535 Михаил Мокринский – рассказал о применении урочно-кредитно-модульной системы управления школой. Ее ценность в том, что она отвечает запросам развития и ученика, и учителя, и образовательного учреждения. Коротко ее смысл можно описать так. Учитель получает от директора кредит уроков (довольно большой, раз в пять больше основной нагрузки), которые он обязан потратить на то, что обычно остается за рамками предмета, но имеет отношение к общепредметным и общечеловеческим компетентностям учеников. На самоорганизацию групп, на взаимодействие, на задания типа кейс-стади, у которых нет верных решений, а есть только описание путей к ним. На все эти и другие ужасно нужные, но времязатратные технологии, которых учитель на стандартном уроке избегает. Да, оказывается, он делает это хуже, чем ведет урок. Но не стоит бояться. Стоит начать, и от такого смешения и смещения выиграют все.

Параллельно с М.Мокринским профессор МИОО, автор серии книг «Азбука директора школы» Любовь Плахова раскрывала содержание нового, четвертого тома свое книги под названием «Компетентность управленческой деятельности».

Ну а в большом зале под занавес дня заместитель директора Института развития образования ГУ-ВЭШ Ирина Абанкина внятно и четко консультировала собравшихся по теме «новые механизмы финансирования школьного образования». Интересно было «посмотреть» на болезненные для школы ситуации глазами экономиста. Например, узнать, что содержание одного ученика в малочисленной школе обходится государству в 125 тысяч рублей в год, и это больше, чем содержание студента Московского университета. Что не вина разработчиков НСОТ, если стимулирующую часть распределяют несправедливо и если в регионе нет денег на ее выплату. Что в среднем по стране зарплата учителей составляет 60% от средней по экономике, и это ведет к негативному отбору педагогических кадров. И что социальные риски введения конкурентной зарплаты педагогов огромны. Кстати, перерасчет рекомендуют делать не помесячно, как пугают учителей, а раз в полгода, лучше – за год. В общем, читайте новый Бюджетный кодекс: http://www.bkodeks.ru

И главное – помните: идеальных методик нет! Все проблемы с оплатой труда должны решаться на местах. А школьным управленческим командам не стоит бояться новых веяний и незнакомых порой терминов. Узнать, выучить, спросить, посоветоваться, отстоять идею, внести предложения – это и есть часть работы успешной и увлеченной своим делом школьной администрации…

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Практическая реализация модели информатизации школы [395]

ЕЗДОВ А.А., канд.пед.наук, директор Центра образования «Технологии обучения»

[Мероприятие 2]

Современная Гуманитарная Академия

Применение информационно-коммуникационных технологий Современной гуманитарной академии в школьном обучении [396]

ЕВДОКИМОВ Р.Н., канд. ист. наук

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Стандарты общего образования второго поколения [397]

ЛОГИНОВА О.Б., к.п.н., зам. рук. НОЦ ОАО «Издательство «Просвещение»

12:30

13:45
[Мероприятие 4]

Управление школой: критерии качества, модули, компетенции [398]

МОКРИНСКИЙ М.Г., директор московского государственного лицея № 1535, г. Москва

[Мероприятие 5]

Издательство «Просвещение»

Компетентность в управленческой деятельности («Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. Вып. 4») [399]

ПЛАХОВА Л.М., к.п.н., проф. кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, заслуженный учитель РФ

14:00

15:15
[Мероприятие 6]

Новые механизмы финансирования школьного образования (НПФ, НСОТ, грантовая поддер жка) на примере регионов-победителей 1-го года КПМО [400]

АБАНКИНА И.В., заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ

15:15

16:30

Закрытие дня