Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

11 апреля 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя информатики  Программа дня

Репортаж

Существующие методы оценки информационно-коммуникативной компетентности ориентируются на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления. Использование информационных и коммуникационных технологий для работы с информацией с помощью этих методов оценить нельзя. А ведь сегодня практически в любой сфере деятельности востребовано умение искать и анализировать информацию. Важно также уметь продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Поэтому в рамках информатизации образования был начат проект «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ».

Вероника Бурмакина – руководитель этого проекта. Она познакомила учителей с результатами апробации новых методик тестирования ИКТ-компетентности в пилотных школах. Какие же ошибки допускают ученики при выполнении тестовых заданий? Вот наиболее распространенные пробелы в знаниях: многие школьники не справляются со слабо структурированным текстом; не дочитывают текст до конца; не могут подобрать аналогии (например: ученый, образ деятельности – наука); не имеют навыков в разработке схем классификации; часто ошибаются в определении принадлежности объекта к заданному множеству; затрудняются определить надежность источника по выходным данным; не умеют работать с противоречивой информацией; оказываются не способными выработать рекомендации по решению конкретных проблем в формате письма электронной почты.

С демонстрационной версией тестовых программ можно познакомиться на сайте http://www.ictest.ru/

О моделях организации информационного пространства школы гостям марафона рассказал лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования Борис Сайков. Оказалось, каждая школа выбирает свой путь: одни делают ставку на кабинет информационных технологий, другие – на школьный медиацентр. Главное, по мнению Сайкова, – педагоги должны помнить, что новые технологии в школе в первую очередь служат детям. И не просто развлекают, а помогают повышать качество образования. Благо технический прогресс дал для этого уникальные средства и возможности: тут и интернет, и цифровые микроскопы, и образовательный телеканал «Школьник ТВ». Но чтобы включить все это в образовательный процесс, педагоги сами должны овладеть современной техникой. А если по каким-либо причинам задача оказывается слишком трудной для них? Тогда на помощь учителям приходят наиболее продвинутые ученики. Из них в школах создают бригады компьютерной «скорой помощи».

Есть и еще один очень эффективный способ вовлечения взрослых в процесс компьютеризации: заняться видеосъемкой. «Когда мы создали в школе видеостудию – съемкой увлеклись все! – поделился опытом Борис Сайков. – Учитель истории съездил вместе с учениками в Тарусу, где они сняли фильм об этом замечательном месте. В другой раз ребята отправились в наркодиспансер и взяли интервью у его директора. А когда в школу пришел инспектор ГАИ, ему сразу предложили записать лекцию о правилах безопасного поведения на улице на видеокамеру».

Доктор педагогических наук Александр Гейн в своем сообщении «Задачи курса «Информатика» для основной и старшей школы в рамках профильного обучения» уделил главное внимание этапам формирования информационной компетентности. А руководитель Переславского городского клуба интеллектуальных игр, главный координатор Молодежного кубка мира Яков Зейдельман на семинаре «Эффективность алгоритмов: простые задачи и наглядные примеры» рассказал о способах построения алгоритмов, позволяющих решать задачи за минимум времени. Принцип успеха здесь прост: «Не останавливаться на первом удачном алгоритме».

В этом году в Москве пройдет пробная сдача ЕГЭ по информатике в компьютерной форме. Демонстрационную версию новой формы экзамена на марафоне представили председатель федеральной предметной комиссии ЕГЭ по информатике Павел Якушин, председатель московской региональной комиссии ЕГЭ по информатике Сергей Крылов и заместитель директора школы № 179 Денис Кириенко.

Сергей Крылов подчеркнул, что ЕГЭ по информатике предназначен для отбора абитуриентов в профильные вузы. Поэтому удивляться сложности заданий не надо. Большинство из них взяты из программы профильного курса информатики, а последнее задание части «С» изначально задумано так, чтобы его могли решить не более 1% абитуриентов. Если одиннадцатиклассник получает в школе «отлично» за год по информатики, это еще не значит, что он должен решить задание части «С». Учителя часто спрашивают: а что делать, если выпускник не готов к ЕГЭ по информатике? Ответ: не сдавать этот экзамен. К сожалению, многие ребята, полагая, что информатику сдать относительно легко, берут ее в качестве экзамена по выбору. И… проваливаются. Тем, кто все-таки собирается сдавать ЕГЭ по информатике, надо обязательно посмотреть демоверсию, например на сайте http://www.fipi.ru/ или http://ege.edu.ru/ и попробовать прорешать помещенные там задачи.

Анатолий Витковский

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Семинар

ИКТ-компетентность. Что это такое и как ее измеряют? [280]

БУРМАКИНА В.Ф., к.п.н., зав. методической лабораторией информатики МИОО;
ФАЛИНА И.Н., к.п.н., доцент кафедры информатики СУНЦ им. М.В. Ломоносова

[Мероприятие 2]

Круглый стол

От началки к алгоритмике [281]

ВЯЛЫЙ М.Н., к.ф.-м.н.;
ЛАНДО С.К., д.ф.-м.н.;
ПОСИЦЕЛЬСКАЯ М.А.;
РУДЧЕНКО Т.А., член авторского коллектива УМК «Информатика. 1–4»;
СЕМЕНОВ А.Л., академик РАН и РАО

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Задачи курса «Информатика» для основной и старшей школы в рамках профильного обучения (начало) [282]

ГЕЙН А.Г., профессор Уральского государственного университета

[Мероприятие 4]

Издательство «БХВ-Петербург»

Современному стандарту по информатике — современные ИКТ-возможности. Новый мультимедийный учебник на DVD: методики и технологические решения [283]

ЕРЕМЕЕВСКАЯ Л.Ю., зам. главного редактора по направлению учебной литературы изд-ва «БХВ-Петербург»;
СОЛОВЬЕВА Л.Ф., канд. пед. наук, зав. кафедрой информационных систем и естественных наук Невского института языка и культуры, член Союза дизайнеров России, автор учебников по компьютерным технологиям и информатике

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекция

Математические основы профильного курса информатики [284]

СЕМЕНОВ А.Л., академик РАН и РАО

[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Технология создания учебных проектов в среде Macromedia Flash [285]

БУТЕНИНА И.А., учитель информатики школы № 510 г. Москвы, методист ОМЦ ЮАО

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Задачи курса «Информатика» для основной и старшей школы в рамках профильного обучения (окончание) [286]

ГЕЙН А.Г., профессор Уральского государственного университета

[Мероприятие 10]

«Кирилл и Мефодий»

«Роль учителя информатики в развитии ИКТ-компетенций педагогического коллектива школы» [379]

СРЕТЕНСКАЯ И.Л., руководитель программ дистанционного обучения Университета открытых образовательных технологий «Кирилла и Мефодия»

14:00

15:15
[Мероприятие 8]

Семинар

Эффективность алгоритмов: простые задачи и наглядные примеры [287]

ЗАЙДЕЛЬМАН Я.Н.

[Мероприятие 9]

Семинар

Применение информационно-коммуникационных технологий на предметных уроках и во внеурочной деятельности учащихся [288]

САЙКОВ Б.П., лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2004», лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, автор книги «Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство»

[Мероприятие 11]

Семинар

ЕГЭ по информатике в Москве: от бумажной формы к компьютерной [394]

КРЫЛОВ С.С., председатель московской региональной комиссии ЕГЭ по информатике;
ЯКУШКИН П.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО

15:15

16:30

Закрытие дня