10 апреля 2007 г.

День учителя математики (день 2-й)  Программа дня

Те, кто пришел в Паркетный зал, не пожалели. Перипетии жизни великого математика завораживали не хуже авантюрного романа, учителя то и дело тянулись к блокнотам, чтобы успеть записать ту или иную яркую деталь. Например, об уникальном устройстве Санкт-Петербургской академии, где все академики должны были вести не только научную, но и учебную деятельность. Для этого при академии были учреждены университет и гимназия. Возможно, именно из этой учебной деятельности, когда перед Эйлером встала задача быть понятным каждому гимназисту, и вырос новый математический язык. Ясный, понятный, чистый и логичный язык его статей и трудов, которым потом «заговорила» вся математика. Сам же Леонард Эйлер признавал, что его сделали ученым именно годы, проведенные в Санкт-Петербургской академии наук.

Напоминаем, что эту, а также все остальные лекции, которые читались сегодня в Паркетном зале, можно посмотреть на видео. DVD-диски с записью продаются или в Доме учителя, пока не закончился марафон, или в ИД «Первое сентября» по адресу: ул. Киевская, д.24. Телефон: 8-499-249-31-38.

В соседней аудитории шел разговор о подготовке к ЕГЭ. Владимир Мирошин, преподаватель кафедры мат. анализа МГПУ, учитель гимназии №1522 представил «Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по математике» издательства "Эксмо" и рассказал о методике работы с ними.

По аналогии с ЕГЭ тесты разбиты на три группы по возрастающей сложности. С группой А подготовленный ученик должен справиться автоматически, в группе Б – достаточно провести вычисления и дать ответ, а вот с группой С придется попотеть.

«Используйте в подготовке дополнительную литературу, - посоветовал педагогам Мирошин, - Например, брошюру Гордина «Это должен знать каждый матшкольник».

Следующий час пролетел незаметно. На лекции «Как я работаю с УМК по математике для 5–6-х классов под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина» в Голубой гостиной поделилась своим опытом Н.В.Сафонова, заведующая кафедрой математики петербургского лицея № 190.

«Коллеги, математика должна быть живой, - обратилась Сафонова к залу. - Она должна быть увлекательной, а мы даем абстрактные понятия детям, у которых работает еще предметно-образное мышление».

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое, к примеру, параллелепипед, Сафонова использует бумажные клееные модели, на которых можно почувствовать и жесткость ребер, и остроту вершин, и шероховатость граней. Почувствовать, а следовательно, запомнить. Многие темы, например, проценты, лучше давать на реальных примерах – на расчетах банковских платежей или пени за электроэнергию. Это дает детям понимание необходимости математики, ее практичности. По словам Сафоновой, подобная, на первый взгляд, «упрощенная математика», при условии последовательного изложения, дает очень хороший результат.

«Видели бы вы, какие задачи они решают в старших классах, – подытожила Сафонова. – Математика – это же и в самом деле просто!».

Завершился день двумя лекциями. В Паркетном зале «Математические этюды», представил Николай Андреев, научный сотрудник Математического института РАН. Анимированные задачи с циклоидами заинтриговали аудиторию. Все этюды и математические миниатюры можно найти по адресу http://www.etudes.ru/ru/contacts/

А в Малом зале Александр Бражников, учитель математики НОУ «Школа Сотрудничества» ошеломил гостей марафона своей «Неделей математики». Математические задачи и шарады, головоломки и межпредметные игры, игры словесные, на бумаге, на шахматных и специальных досках, использование домино, нард, и крестиков-ноликов в обучающих целях – просто находка для учителя.

Разработки Александра Бражникова опубликованы в газете «Математика», №22 за 2006 год, под названием «Неделя математики: содержание и организация», а также в брошюрах газеты «Библиотека в школе»

Алексей Олейников

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

10:00 ‒ 10:45

Открытие дня

11:00 ‒ 12:15

Задачи на клетчатой бумаге

ВАВИЛОВ В.В., д.ф.-м.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры математики СУНЦ МГУ


Леонард Эйлер и развитие математики и математического образования в России

ДЕМИДОВ С.С., д.ф.-м.н., зав. сектором истории математики Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН


Издательство «Просвещение»

Заинтересовать, развить, научить. Учебно-методические комплекты по математике для 5–6-х классов под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина и для 7–9-х классов под ред. Г.В. Дорофеева

КУЗНЕЦОВА Л.В., к.п.н., в.н.с. ИСМО РАО;
МИНАЕВА С.С., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО;
СУВОРОВА С.Б., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО


Издательство «Эксмо»

Тренировочные задания по подготовкек ЕГЭ по математике. Учебные и методические пособия издательства "Эксмо"

МИРОШИН В.В., почетный работник образования РФ, преподаватель каф. мат. анализа МГПУ, учитель гимназии №1522


12:30 ‒ 13:45

Преемственность в обучении математике с начальной школой

РЫДЗЕ О.А., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Эйлер и современная криптография

ЗЯЗИН А.В., доцент Института криптографии, связи и информатики


Издательство «Просвещение»

Как я работаю с УМК по математике для 5–6-х классов под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина

САФОНОВА Н.В., завкафедрой математики гимназии №190, г. С.-Петербург


14:00 ‒ 15:15

Неделя математики

БРАЖНИКОВ А.И., учитель математики НОУ «Школа Сотрудничества»


Математические этюды

АНДРЕЕВ Н.Н., к.ф.-м.н., зав. лабораторией популяризации и пропаганды математики МИ АН им. В.А.Стеклова


15:15 ‒ 16:30

Закрытие дня