Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

06 апреля 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя химии  Программа дня

Репортаж

Дорофеев напомнил участникам марафона, что пять лет назад здесь же, в Паркетном зале, он уже выносил на обсуждение эту проблему. «И потому, – заявил он, – сегодня можно подвести некоторые итоги, посмотреть, что сделано и что впереди».

Общенациональный проект «Образование» предполагает информатизацию школы, для чего выделены серьезные средства, но проблем не стало меньше. Проведенные в 2006 году исследования показали, что 79% учителей химии хотели бы работать с электронными ресурсами, но реально используют их только 23%. Откуда такие ножницы? Ответ прост: нет компьютеров у 80% учителей и нет навыков работы с ними у 30%. Аналогично: пользоваться цифровой лабораторией на уроках хотели бы более 80% учителей, а имеют ее в классе менее 20%.

И все же прогресс налицо: пять лет назад компьютер был у каждого двадцатого учителя химии, а сегодня – у каждого пятого. Как же добиться, чтобы на рабочем месте учителя появился компьютер, если его еще нет или он уже устарел?

Дорофеев посоветовал учителям активно заявить о себе – принять участие в конкурсе на грант Президента России, в московском проекте «Школа информатизации», в городских экспериментальных площадках. Этот путь для оснащения химического кабинета новейшими электронными системами действительно реальный.

С научно-исследовательской работой школьников познакомили марафонцев Ирина Хачатрян, учитель химии московской школы № 1927, и Владимир Головнер, учитель химии московской школы № 1259.

На мастер-классе «Метод проектов как средство экономизации школьного курса химии» Ирина Хачатрян поделилась с учителями опытом, как развивать у школьников экономическое мышление и как пробуждать у них интерес к изучаемому предмету. Исследовательский проект «Строим нефтезавод» как нельзя лучше подходит для этой цели. Он предполагает не только анализ образцов нефтепродуктов, но и экономическое обоснование строительства с наименьшими издержками.

Владимир Головнер подчеркнул: «По большому счету все, что делает ребенок, – это исследовательская деятельность, осуществление заложенной в нем от природы познавательной потребности».

Организовать этот процесс наиболее эффективно и плодотворно – вот задача учителя. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность выстраивается так, чтобы ребята видели практическую важность химии в повседневной жизни.

Владимир Головнер познакомил собравшихся с методикой исследовательских проектов «Обнаружение свинца в предметах обихода», «Исследование качества молока», «Обнаружение нитратов в овощных культурах».

Издательство «Просвещение» в рамках проекта «Золотой фонд «Просвещения» представило линию учебников по химии Г.Е.Рудзитиса. Комплект, который уже более двадцати лет стоит на полке у каждого опытного учителя химии, теперь дополнен выпусками «Химический тренажер» и «Задачник с помощником».

Ада Каверина, заведующая лабораторией химии Российской Академии Образования, рассказала педагогам о новых формах итоговой аттестации по химии и познакомила с новыми материалами для аттестации, выпущенными издательством «Просвещение». Педагоги засыпали докладчицу вопросами: о принятом стандарте, о базовом плане, о том, как сдавать ЕГЭ по химии, если ребята обучаются не в профильном, а в обычном классе и у них всего один час в неделю на химию?

Методике подготовке учащихся к ЕГЭ был посвящен мастер-класс Натальи Богдановой, методиста кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования. Ведущая продемонстрировала формы подготовки на основе учебных и методических пособий издательства «Эксмо». И опять град тревожных вопросов из зала: «Если ребенок не сразу нашел себя, если он не обучался в профильном классе, а потом вдруг потянулся к химии, то он не сможет сдать ЕГЭ по химии на высокий балл, и значит, вуз для него закрыт?», «Какие вузы будут принимать студентов не по результатам ЕГЭ, а на основе собственных экзаменов?».

Эти же и многие другие вопросы обсуждались и на «круглом столе» под руководством профессора Московского государственного технического университета им. Баумана Германа Фадеева – «Современное состояние реформы средней школы».

«Почему, – недоумевали педагоги, – профилизация обучения – это сокращение часов на естественнонаучные предметы вообще, а на химию – в особенности? Как же так получается, что программу ужали, часы сократили, но потом в билетах оказываются вопросы по тем темам, которые сократили?» К сожалению, вопросов было больше, чем ответов.

Елена Иваницкая

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Семинар

Решение задач и упражнений с помощью схем генетических связей между классами неорганических веществ [242]

ДЕРЯБИНА Н.Е., к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

[Мероприятие 2]

Лекция

Проблемы, поиски, решения применения информационных технологий в школьном химическом образовании [243]

ДОРОФЕЕВ М.В., к.х.н., доцент, учитель химии ГОУ СОШ №528 и №1253

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Золотой фонд «Просвещения» — линия учебников Г.Е. Рудзитиса возвращается [244]

КУЗНЕЦОВА Л.Н., ведущий редактор редакции географии и естествознания издательства «Просвещение»

[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Совершенствование учебно-методического комплекта издательства «Дрофа» в свете модернизации химического образования [245]

ГАБРИЕЛЯН О.С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ

[Мероприятие 11]

Издательство «Эксмо»

Методика подготовки учителя и учащихся к ЕГЭ. Учебные и методические пособия издательства «Эксмо» [377]

БОГДАНОВА Н.Н., методист кафедры методики преподавания химии МИОО

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекция

Исследовательская работа учащихся по химии [246]

ГОЛОВНЕР В.Н., учитель химии школы №1259, заслуженный учитель России, лауреат премии Мэра Москвы

[Мероприятие 6]

Мастер-класс

Метод проектов как средство экономизации школьного курса химии [247]

ХАЧАТРЯН И.Н., учитель химии московской школы № 1927, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2000», лауреат конкурса «Учитель года России-2000», лауреат премии Президента РФ (2001) в области образования

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Новая форма итоговой аттестации по химии [253]

КАВЕРИНА А.А., к.х.н., заведующая лабораторией химии РАО

[Мероприятие 8]

«Учтехпроект»

Новые возможности химического демонстрационного эксперимента. Датчиковая система L-микро [254]

БАТАЕВА Е.В., к.п.н., доцент МГУ

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Лекция

Роль олимпиад в системе химического образования [255]

ЕРЕМИН В.В., профессор химического факультета МГУ им. Ломоносова

[Мероприятие 10]

Круглый стол

Современное состояние реформы средней школы [256]

ФАДЕЕВ Г.Н., профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, чл.-корр. Российской Академии Естествознания

15:15

16:30

Закрытие дня