04 апреля 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя биологии  Программа дня

Репортаж

Екатерина Филимонова, учительница из 117-й московской школы, показала, как один из самых стрессовых моментов урока, опрос, превратить в расслабляющую паузу или в физкультминутку. В фильме, снятом учениками Филимоновой на обычных уроках, показан так называемый «спящий опрос»: ребята сидят с закрытыми глазами, положив головы на парты, почти дремлют. А учитель медленно читает правильные (или ложные) ответы на вопросы контрольной. Если ученики согласны с прочитанной фразой, они поднимают руки, если нет – продолжают дремать. Пара наблюдателей, страдающих бессонницей, помогают преподавателю: находят взглядом тех, кто не вовремя поднял (или опустил) руку, и кладут рядом с ними специальные штрафные карточки. Через пять минут отдохнувшие ученики оглядывают свои парты. У кого нет ни одной штрафной карточки, те радостно бегут за пятерками. Остальные открывают учебники и начинают разбираться в своих пробелах. За «спящий» опрос ставятся только отличные отметки. Иначе какая же релаксация?

Опрос-физкультминутка заставляет учеников «голосовать» за правильный ответ ногами: все встали, кто согласен – делает шаг вперед. Получается, и подвигались, и материал вспомнили, и настроение улучшилось. Анастасия Тимофеева, учительница из славянско-англо-американской школы «Марина», рассказала о том, как превратить компьютер из здоровьеразрушающего фактора в здоровьесберегающий: например, чередовать информативные слайды тематических презентаций с картинами природы, что позволит детям отвлечься, успокоиться.

Серьезно заниматься биологией можно не только в профильном классе. Талантливые педагоги умудряются увлечь обычный класс исследовательской, проектной работой. Ученики Ирины Долговой, преподавателя 1972-й школы, участвуют в ежегодной дистанционной олимпиаде по биологии. Возможность поработать в команде и индивидуально, поставить интересный эксперимент, познакомиться с разными источниками информации – все это не только в биологии важно, но и в жизни.

Другое средство приобщения детей к биологии – экологический отряд. Галина Барсукова, учитель 1943-й школы, рассказала о том, как создать такой отряд у себя в школе, в каких интересных акциях, проектах можно принять участие.

Елена Федотова, педагог 1344-й школы, рассказала об организации экологического лагеря. И о том, какие московские научные и культурные центры готовы сотрудничать со школой. Важная часть такого сотрудничества – привлечение родителей к процессу образования и воспитания детей.

В Паркетном зале шли лекции и дискуссии, посвященные актуальным проблемам современной биологической науки. Анна Смирнова, кандидат биологических наук, сотрудник МГУ, рассказала об экспериментах по обучению обезьян человеческой речи. Конечно, в силу особенностей устройства гортани шимпанзе не может произносить слова, зато способен понимать человеческую речь, выполнять просьбы людей, «говорить» о своих чувствах и желаниях при помощи языка жестов или специальных символических карточек. Опыт общения с животными помогает нам понять, что нужно бережнее относиться к соседям по планете.

Светлана Боринская, кандидат биологических наук, сотрудник Института генетики РАН, говорила о происхождении жизни на земле с точки зрения молекулярной генетики. Логическим продолжением ее лекции стала дискуссия на «круглом столе» о месте теории эволюции в современной системе преподавания биологии. Времени на масштабный разговор не хватило, поэтому учителя продолжили бурное обсуждение в коридорах: о слабости эволюционной теории, о сложной проблеме соединения естественно-научного и христианского мировоззрений и, наконец, о том, как трудно отвечать на простые детские вопросы, как много приходится читать специальной литературы и как мало помогают в поисках ответов устаревшие или написанные не слишком добросовестными авторами школьные учебники.

Информацию об учебниках нового поколения, интегрированных, включающих в себя современную достоверную информацию из разных областей человеческих знаний, педагоги могли получить в соседних аудиториях.

Закончился день демонстрацией возможности соединения строгой науки с живописью, музыкой, театром. Владимир Абрамов из Северодвинска использует на своих уроках репродукции картин художников-анималистов, Валентина Смелова из Ноябрьска разыгрывает с учениками целые спектакли. Биология – наука о жизни, и преподавать ее надо так, чтобы не убить ненароком красоту изучаемого объекта. С этой ценной мыслью и разнообразными идеями по реализации задуманного учителя разошлись по домам.

Людмила Печатникова

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекция

О биологических предпосылках речи человека [219]

ЗОРИНА З.А., доктор биолог. наук МГУ им. М.В.Ломоносова

Происхождение и развитие жизни на Земле с точки зрения молекулярного генетика [220]

БОРИНСКАЯ С.А., к.биол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома, институт общей генетики им. Н.И.Вавилова

[Мероприятие 2]

Творческие мастерские

«Памяти И.Я. Лернера» [221]

ЛЕРНЕР Г.И., автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО

«Информационные технологии: друзья или враги?» [222]

ТИМОФЕЕВА А.В.

«Методика подготовки учащихся к олимпиаде по естествознанию» [223]

ДОЛГОВА И.И., шк. № 1972, г. Москва

«Здоровьесберегающие техологии на уроках биологии» [224]

ФИЛИМОНОВА Е.И., шк. № 117, г. Москва

«Работа с одаренными детьми» [225]

АПАЛЬКОВСКАЯ М.С., шк. № 680, г. Москва

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Единая информационно-образовательная среда по биологии. Проект «Сферы». УМК «Живой организм» для 6 класса [226]

КУЧМЕНКО В.С., к.п.н.;
СУХОРУКОВА Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой ботаники, теории и методики обучения биологии ЯГПУ

[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Преподавание биологии по учебникам издательства «Дрофа» в свете модернизации Российского образования [227]

МОРЗУНОВА И.Б., к.б.н., директор центра ЕНО Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Круглый стол

История развития жизни на Земле [228]

МАМОНТОВ С.Г.

[Мероприятие 6]

Творческие мастерские

«Организация работы детского экологического отряда» [229]

БАРСУКОВА Г.Л., шк. № 1943, г. Москва

«Решение проблем современных учебников с помощью компьютерных технологий» [230]

ДМИТРИЕВА О.С., шк. № 1934, г. Москва

«Формы и методы работы в предпрофильном обучении» [231]

ВАСИНА М.А., шк. № 114, г. Москва

«Работа учителя биологии в профильном классе» [232]

МИНИНА З.Б., методист по биол. ОМЦ СЗАО

«Проведение лабораторного практикума» [233]

АВЕРЧЕНКОВА О.Е., шк. № 1256, г. Москва

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Литература издательства «Просвещение» по биологии и естествознанию для 10–11 классов [234]

ЛИПКИНА Е.К., заведующая редакцией географии и естествознания издательства «Просвещение»

[Мероприятие 8]

Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»

Экология и системное познание. Особенности преподавания экологии в профильных классах по УМК «Экология» [235]

ЭКЗЕРЦЕВА Е.В., к.п.н., доцент кафедры БП и ЖД МГТУГА и кафедры Космического мониторинга МАТИ

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Методика использования репродукций художников-анималистов на уроках биологии [236]

АБРАМОВ В.И., г. Северодвинск

Развивающие задания в курсе биологии 6–7 кл. (Презентация) [237]

ЯНУТЕНЕНЕ С.А., г. Москва

[Мероприятие 10]

Творческие мастерские

«Взаимодействие школы с культурными и научными центрами Москвы» [238]

ФЕДОТОВА Е.А., шк. № 1344, г. Москва

«Организация школы устойчивого развития» [239]

КУРОЧКИНА О.Н., лицей № 1547, г. Москва

«Музыка, искусство, движение и драма в биологии» — интегративная модель обучения и воспитания (Мастер-класс) [240]

СМЕЛОВА В.Г., к.п.н., старший научный сотрудник ФГБНУ ИСМО РАО

[Мероприятие 11]

Издательство «Мнемозина»

Новая линия учебников по биологии. Актуальные вопросы биологического образования школьников [241]

АСТАНИНА С.Ю., к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ

[Мероприятие 12]

Издательский центр «Академия»

УМК по биологии для 10–11-х классов в соответствии с ГОС-2004 г. [374]

СКВОРЦОВ П.М., к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

15:15

16:30

Закрытие дня