03 апреля 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя географии  Программа дня

Репортаж

Если сдача ЕГЭ превращается в автоматизированную процедуру, то тесты Рогачева заставляют детей думать. – Так уж они устроены, что задействуют все знания, которые есть у ученика. Например, часть условий просто избыточна. Они необходимы, чтобы ребенок мог рано или поздно отыскать ответ, постепенно отвечая на все вопросы задания. Тот, кто лучше знает экономическую географию, легко укажет, где, например, находится самый северный металлургический комбинат в России. Тот же, кто больше помнит историю, без труда скажет, в каком регионе совершил подвиг Иван Сусанин. Именно так, отвечая по очереди, учителя быстро расщелкали задачу за задачей. Смогут это сделать и ученики, тем более что при сдаче этих тестов можно пользоваться и картами, и учебниками.

Всем хороши тесты Рогачева, одна «беда» – при использовании такой системы не удастся разделить детей на знающих и незнающих, на слабых и сильных. Рано или поздно каждый ребенок находит верный ответ, что противоречит идеологии ЕГЭ. Это хорошо понимали и учителя, спросившие у Сергея Рогачева о перспективе его тестов. На что тот лишь развел руками: все зависит от учителя и его заинтересованности в таких материалах.

В Малом зале гостей привлекла лекция «Актуальные проблемы биогеографии (размещение жизни на Земле)». Несмотря на строгое научное название, профессор Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии Российской академии наук, вел ее зажигательно. Тишков считает, что главным фактором, передвигающим границы природных зон и ареалы обитания животных, являются вовсе не колебания климата, а деятельность человека. Точнее, изменения климата влияют на хозяйственную деятельность человека, а та, в свою очередь, – на природу. На примере Валдая, который Тишков изучает много лет, видно, как от века к веку изменялись природные условия и соответственно менялись границы природных зон. В X–XII веках, в период потепления, на Валдае выращивали пшеницу, а лес для строительства завозили с севера. Характер растительности был лесостепным. А сегодня на Валдае появились северные олени из Ненецкого округа и полярная куропатка.

В Паркетном зале на семинаре главного редактора газеты «География» Ольги Коротовой «Как повысить престиж географии в сознании учеников?» говорили о вещах предметных – наглядных пособиях. Ольга Коротова показала целую серию весьма необычных географических карт, при одном взгляде на которые ученик сразу получает полную картину происходящего. Любое пособие такого типа запросто укладывается в голове и провоцирует на дальнейшее изучение не только географии, но и других наук.

Такова, например, карта мирового высотного строительства. Школьник не только легко запоминает, где и сколько строится небоскребов, но и получает повод поразмышлять: а почему в Азии, в развивающихся странах, небоскребов очень много, а в преуспевающей Европе почти нет?

Завершился день мастер-классами. Московские учителя делились с коллегами из других регионов страны своими разработками: элективными курсами, курсами профильной подготовки, методическими и наглядными пособиями. Малый и Паркетный залы были переполнены.

Да и как можно было пропустить, например, уникальный Центр образования № 654 с его элективным курсом «Ландшафтная экология»? Ученики там с 8 класса заняты научными проектами. Но, что самое важное, географию изучают практически «в поле». Выезжают в подмосковные леса и карьеры, в Коломенское и Архангельское. Отправляются в настоящие экспедиции в Крым, Саяны, Карелию и на Кавказ… А по итогам экспедиции каждая бригада защищает совместный научный проект, уровень которого весьма высок.

Связаться с Центром образования № 654 можно по телефону: (495) 178-85-04 (доб. 103, кабинет географии, Васильчикова Галина Анатольевна).

Алексей Олейников

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекция

Актуальные проблемы биогеографии (размещение жизни на Земле) [197]

ТИШКОВ А.А., д.геогр.н., профессор, зам. директора Института географии РАН

[Мероприятие 2]

Семинар

Цивилизованная альтернатива тестам ЕГЭ [198]

РОГАЧЕВ С.В., зам. гл. ред. газеты «География»

Заочные курсы повышения квалификации учителей географии в Педагогическом университете «Первое сентября» (Презентация) [199]

ЛАЗАРЕВИЧ К.С., канд. геогр. наук, научный редактор газеты «География»;
ЛОБЖАНИДЗЕ А.А., профессор МПГУ, президент РАУГ

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Новая линия УМК «Полярная звезда» под ред. проф. А.И. Алексеева «Ориентируйтесь на Земле и в мире!» (начало) [200]

АЛЕКСЕЕВ А.И., д.г.н., проф

[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Геоэкология и страноведение: синтез в учебной географии [201]

КЛИМАНОВА О.А., к.г.н., с.н.с. каф. физической географии мира и геоэкологии МГУ им. М.В. Ломоносова

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекция

Современная география мирового хозяйства (размещение мировой промышленности) [202]

РОДИОНОВА И.А., д.геогр.н., профессор региональной экономики и географии Российского университета Дружбы народов

[Мероприятие 6]

Семинар

Как повысить престиж географии в сознании учеников? [203]

КОРОТОВА О.Н., к.п.н., глав. ред. газеты «География»

Заочные курсы повышения квалификации учителей географии в Пед. университете «Первое сентября» (Презентация) [204]

КРЫЛОВА О.В., доцент кафедры исторического социально-экономического образования и права ФГОУ ДПО АПКиППРО;
РОГАЧЕВ С.В., зам. гл. ред. газеты «География»

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

Новая линия УМК «Полярная звезда» под ред. проф. А.И. Алексеева «Ориентируйтесь на Земле и в мире!» (окончание) [205]

АЛЕКСЕЕВ А.И., д.г.н., проф

[Мероприятие 8]

Издательство «Дрофа»

Новый проект издательства «Дрофа»: интерактивные пособия по географии [206]

ПАНАСЕНКОВА О.А., методист лаборатории географии МИОО

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Мастер-класс

Элективные курсы как средство индивидуализации и дифференциации интересов учащихся [207]

КИМ Э.В., заведующая методической лабораторией географии МИОО

Управление карьерным развитием школьников при организации профильного обучения [208]

КРЫЛОВА О.Н., учитель СШ № 763 СВАО г. Москвы

Предпрофильная подготовка учащихся на примере элективного курса «Основы геологии» в 7 классе [209]

УВАРОВА О.Н., учитель СШ № 356 ВАО г. Москвы

Элективный курс «Ландшафтная экология» в 8–11 кл. [210]

ВАСИЛЬЧИКОВА Г.А., учитель СШ № 654 ЮВАО г. Москвы

Элективный курс «Картографическая информация в повседневной жизни» [211]

ПЕРЛОВ Л.Е., учитель лицея № 1525 ЮЗАО г. Москвы

Элективный курс «Международный туризм», 10 кл. [212]

ПАВЛОВА И.В., учитель СШ № 25 ЮЗАО г. Москвы

[Мероприятие 10]

Мастер-класс

Географический парад административных округов Москвы

Доклады:

  • Индивидуальный учебный план в старших классах [214]

    ВАСИЛЬЕВА Г.П., учитель СШ № 1552 ЮАО г. Москвы

  • Профильное обучение — подготовка в вузы [215]

    ТРУДНЕВА С.Н., учитель СШ № 610 ЦАО г. Москвы

  • Информационные технологии на уроках (тема «Вулканы») [216]

    ЮРЧЕНКО О.В., учитель СШ № 2005 ЗАО г. Москвы

  • Образ Москвы по схеме метрополитена [217]

    СЕРГЕЕВ Б.М., учитель ГОУ ЦО №1666 «Феникс» г. Москвы

[Мероприятие 11]

Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»

Курс «Коммерческая география России» в системе профильного обучения; атласы и к/к по географии [218]

ПЛИСЕЦКИЙ Е.Л., д.п.н, к.г.н., проф. кафедры экономики и антикризисного управления Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор кафедры экономической и социальной географии МПГУ

15:15

16:30

Закрытие дня