2 апреля 2007 г.

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

На мастер-классе «Формирование контекстного восприятия эпохи в курсе МХК» он рассказал о романской архитектуре, используя материалы истории, физики, географии, философии, психологии и религиоведения.

За полтора часа слушатели успели погрузиться в атмосферу средневековой Европы, незаметно для себя освоить десяток-другой архитектурных терминов, поговорить о мистике камня и мистике света, узнать множество других любопытных фактов.

Например, что мост, простоявший две тысячи лет, можно разрушить, вынув всего один-единственный камень. Или что с X по XIII век во Франции было израсходовано больше строительного материала, чем за всю историю Древнего Египта с его пирамидами.

По словам Марка Сартана, основная задача учителя МХК именно формирование у ребенка представления о контексте эпохи. Интересное наблюдение: произведения искусства зачастую символически выражают дух научных открытий своего времени.

Так, портреты Пабло Пикассо, изображающие человека одновременно в анфас и в профиль, по мнению Марка Сартана, – хорошая иллюстрация к разработанной в это же время теории фотонов, которые одновременно являются и волной, и частицей.

Связям между искусством и другими сферами жизни была посвящена и лекция научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой. Она остановилась на исторической психологии. И показала на примере русской портретной живописи, как от эпохи к эпохе меняется самосознание человека.

В соседней аудитории шла презентация учебника для 8 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», разработанного школой народного художника России, академика РАО Бориса Неменского, «идеолога» непрерывного эстетического образования.

По словам представлявшего новое учебное пособие культуролога Григория Дурова, основная задача курса – формирование у школьников композиционного, проектного мышления.

Начинается все с достаточно простых упражнений. Первая четверть посвящена плоскостному дизайну. Школьники вырезают из черной бумаги прямоугольники и наклеивают их на белые листы, пытаясь визуально, без линейки, достичь равновесия черного и белого.

Дальше следуют задачи на симметрию и асимметрию. Опытным путем ученики открывают основные законы дизайнерского искусства. Например, если композиция строго параллельна рамкам полотна, то она статична, но стоит чуть наклонить изображение, как возникает динамика.

Потом начинается работа с линиями. Школьники постигают эмоциональную окраску геометрических форм. С помощью цветовых пятен и свободных линий дети выражают абстрактные понятия: отчаяние, танец, угасание.

Если заменить линию строкой текста, получится прообраз плаката. К концу курса школьники имеют понятие о макетировании книг и журналов, дизайне жилых помещений и создании архитектурных проектов.

Сейчас учебник для 8 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» ждет грифа Министерства образования и науки РФ. По словам заведующей редакцией педагогики и эстетики издательства «Просвещение» Ларисы Льняной, учебное пособие выйдет в свет уже в этом году. Заявки на него принимаются по телефону: (499) 689-50-24.

Массу полезной информации узнали сегодня и учителя музыки. Их вниманию было представлено несколько новых методических пособий, выпущенных издательствами «Дрофа» и «Просвещение».

А учительница музыки одной из московских школ Елена Селезнева привела на марафон целый класс и наглядно показала педагогам, каким динамичным и увлекательным может быть обыкновенный урок музыки.

Наталья Ключарёва

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 ‒ 10:30

Начало регистрации

10:00 ‒ 10:45

Открытие дня

11:00 ‒ 12:15

Мастер-класс

Формирование контекстного восприятия эпохи в курсе МХК (на примере архитектуры средневековой Европы)

САРТАН М.Н., главный редактор газеты «Искусство»


Семинар

Предметы художественно-эстетического цикла в профильных и непрофильных классах

ЗОТОВА Е.Б., директор школы №324;
ТИШИНА О.Ю., директор школы №1188, г. Москва;
ФОМИНОВА М.А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО


Издательство «Просвещение»

УМК «Музыка» 1–7 класс и новая программа к УМК «Искусство» 8–9 класс

СЕРГЕЕВА Г.П., автор УМК «Музыка» издательства «Просвещение», к.п.н., доцент кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического Академии социального управления


Издательство «Дрофа»

Музыка. 4 класс» — заключительный этап музыкально-педагогической концепции начальной школы

АЛЕЕВ В.В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки историко-теоретико-компо­зиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, автор линии УМК «Музыка. 1–9 классы»


12:30 ‒ 13:45

Семинар

Человек и личность в русском портрете

МЕДКОВА Е.С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО


Мастер-класс

«Художественные материалы на уроке ИЗО»

АШИКОВА С.Г., автор учебника, руководитель детской студии «Семицветик»;
ПОЛОНСКАЯ М.А., сотрудник ЦНХО, зам. дир. по экпер. деят. прогимназии №1819


Издательство «Просвещение»

Школа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник 8 кл.

ПИТЕРСКИХ А.С., засл. деят. искусств РФ, зам. директора ЦНХО, проф. ИСИ, лауреат премии Президента РФ


Новые элективные курсы по искусству. Программы и методические разработки

АЛЕКСЕЕВА Л.Л., к.п.н., ученый секретарь Института художественного образования РАО


Издательство «Дрофа»

Использование информационных технологий на уроках МХК

ДАНИЛОВА Г.И., к.п.н., заслуженный учитель РФ, автор УМК «Искусство»


14:00 ‒ 15:15

Мастер-класс

Драматургия современного урока музыки

СЕЛЕЗНЕВА Е.И., ст. преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО


Мастер-класс

«Как дети рисуют портрет»

САПОЖНИКОВА Т.Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О.Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Издательский центр «Академия»

Новый УМК по мировой художественной культуре для 10-го класса

АБРАМОВА Е.И., ведущий специалист методического отдела Издательского центра «Академия»;
ФЕДОТОВА И.Н., методист изд-ва «Айрис-Пресс»


15:15 ‒ 16:30

Закрытие дня