Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

29 марта 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя литературы  Программа дня

Репортаж

С одной стороны, обязательных предметов итоговой аттестации три – математика, русский и литература. А обязательных экзаменов при этом только два, остальные три школьники сдают по выбору.

Когда выпускники писали сочинение, все было понятно: ставилась двойная оценка – одна по русскому, вторая – по литературе. Но с нынешнего года московские школьники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку. То есть сочинение автоматически заменяется тестированием. Куда в таком случае исчезает обязательный экзамен по литературе?

Как рассказал гостям марафона Сергей Волков, в регионах, где ЕГЭ по русскому сдают уже давно, за литературу просто никто не стал бороться. Учителя-словесники сами с радостью отказались от сочинений. Ведь натаскать школьника на решение тестов легче, чем научить его анализировать художественный текст и связно излагать свои мысли. В итоге в большинстве российских школ уроки литературы в старших классах превратились в подготовку к ЕГЭ по русскому.

Что означает – поставить крест на предмете. Московские педагоги-словесники намерены отстаивать статус литературы, а для этого необходимо, в первую очередь, определиться с формой итоговой аттестации.

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева, представлявшие Центр оценки качества Московского департамента образования, рассказали о своем варианте решения этой проблемы.

«Во-первых, необходимо осознать, что если мы хотим сохранить литературу как обязательный экзамен, то от ЕГЭ нам никуда не деться, – констатировал Александр Княжицкий. – Конструктивный диалог с властью начинается только с этой точки. Во-вторых, ЕГЭ по литературе в том виде, в каком он существует сейчас, это конец предмету. Такая литература никому не нужна».

Однако, по словам Татьяны Пылаевой, предложенный Министерством образования вариант ЕГЭ по литературе – это еще не окончательное решение. У педагогов есть возможность внести свои предложения.

«Кто сказал, что ЕГЭ – это обязательно тесты? – воскликнула Татьяна Пылаева. – По закону, есть только два обязательных условия для ЕГЭ. Первое – это должен быть общий экзамен для школы и вуза. Второе – независимая оценка. А тесты везде господствуют именно потому, что мы ничего не предлагаем. Там, наверху, вакуум идей, и в результате нам навязывают не самые удачные варианты».

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева предложили опять объединить в один общий экзамен русский и литературу. С этим, по их словам, согласен даже «главный идеолог» ЕГЭ – глава Рособрнадзора Виктор Болотов.

Экзамен будет из трех частей, как и нынешний ЕГЭ. В первых двух – тестовые задания по русскому языку, причем с уклоном не в грамматику, а в развитие речи. Третья часть – анализ незнакомого текста знакомого автора, то есть мини-сочинение.

«Мы принципиально предлагаем для анализа именно незнакомый текст, – сказал Александр Княжицкий. – Чтобы выпускник не вытаскивал из головы заученные формулировки, а оставался один на один с литературным произведением. Только так можно увидеть, чему на самом деле его научили на уроках литературы».

Педагоги, сидевшие в зале, тоже внесли свои предложения. По мнению одной учительницы, единый госэкзамен по русскому языку вполне может проходить не в форме тестирования, а в форме диктанта. А литературу необходимо сдавать устно, потому что ребенок должен, прежде всего, научиться понимать чужой текст, а уже потом создавать свой собственный.

Горячую дискуссию из-за ограниченности времени завершили голосованием. В итоге за сочинение как форму итоговой аттестации по литературе высказалось всего несколько человек, за изложение и ЕГЭ в его нынешнем виде – вообще никто, а большинство отдало предпочтение устному экзамену.

На следующем занятии педагоги смогли отдохнуть душой от суровых образовательных будней. Учитель и постоянный автор газеты «Литература» Юлий Халфин прочитал вдохновенную лекцию об Анне Ахматовой, показав, как с помощью театральных постановок он и его ученики приблизились к осознанию структуры ее поэзии.

О соединении уроков литературы с другими видами искусства шла речь и на двух последних занятиях. Преподаватели Вятской гуманитарной гимназии рассказали об опыте интеграционных образовательных экспедиций. Сначала школьники изучают творчество какого-нибудь автора в классе, потом проводят краеведческое исследование, сами составляют маршрут и вместе с учителями отправляются в поездку.

Они побывали уже во всех литературных мекках России: в Болдино, Михайловском, Царском Селе. По впечатлениям и материалам экспедиции каждый ученик пишет потом собственный текст в любом жанре: от статьи в гимназическую газету до эссе, которые публикуются в специальных сборниках.

А в одной из гимназий Санкт-Петербурга, об опыте которой рассказала Татьяна Рыжкова – доцент РГПУ им. Герцена, ученики по мотивам литературных произведений делают фотоальбомы, устраивают выставки, составляют словари, пишут сценарии, создают компьютерные игры и даже снимают фильмы.

Наталья Ключарева

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекция

Выпускной экзамен по литературе — 2007: московский сценарий [163]

КНЯЖИЦКИЙ А.И., сотрудник Центра оценки качества Московского Департамента образования;
ПЫЛАЕВА Т.Ю., сотрудник Центра оценки качества Московского Департамента образования

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Как «заразить» Пушкиным? (Работа над лирикой А.С. Пушкина в старших классах) [164]

КЛЕНИЦКАЯ И.Я., учитель литературы школы № 179 г. Москвы

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Работа со справочными изданиями: теория литературы в процессе анализа художественного произведения [165]

ЧЕРНЕЦ Л.В., д.фил.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова

[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Методическое обеспечение профильного (гуманитарного) образования. УМК «Русская литература XIX–XX вв.» [166]

ОБЕРНИХИНА Г.А., к.п.н., проф., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы АПКиППРО

[Мероприятие 11]

Издательство «Экзамен»

Пособия издательства “Экзамен” по обучению анализа художественного текста [392]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, помощник проректора по учебно-методической работе МПГУ

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекция

Два лика ахматовской музы (как подступиться к изучению творчества А. Ахматовой) [167]

ХАЛФИН Ю.А., к.п.н, учитель литературы, руководитель ШПТ

[Мероприятие 6]

Представление проекта

Современная детская книга и возможности работы с ней [168]

участники студенческого проекта КНОС («Книжный остров»)

КОСТЮХИНА М.С., доцент РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург)

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

УМК по элективному курсу «Зарубежная литература» в 10–11 классах [169]

ШАЙТАНОВ И.О., д.фил.н., проф. РГГУ, МПГУ

[Мероприятие 8]

Издательство «Айрис-Пресс»

Профильное образование в средней школе. Изучение литературы как искусства слова в ходе освоения элективного курса по книге П.Г. Пустовойта «Тайны словесного мастерства» [170]

ТИШИНА Н.И., учитель высшей квалификационной категории ГОУ СОШ № 1247 г. Москва

[Мероприятие 12]

Издательство «Эксмо»

ЕГЭ как одна из форм итоговой аттестации по литературе. Учебные и методические пособия издательства «Эксмо» [370]

САМОЙЛОВА Е.А., к.п.н., старший научный сотрудник ИСМО РАО

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Лекция-семинар

Проектная деятельность школьников при изучении литературы: теория и практика [171]

ЛЕОНТЬЕВА В.А., магистрант РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург);
РЫЖКОВА Т.В., к.п.н., доцент каф. детской литературы РГПУ им. А.И.Гер­цена, учитель литературы

[Мероприятие 10]

Представление проекта

Интегративные технологии в школьном литературном образовании (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии) [172]

ВОЛОГЖАНИНА В.В., директор Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров;
ЗАНЬКО Л.В., учитель ВГГ (г. Киров);
ИЛЬИНА М.В., учитель ВГГ (г. Киров);
КОЛЫШНИЦЫНА Т.К., учитель ВГГ (г. Киров);
КОСОЛАПОВА Т.К., учитель ВГГ (г. Киров)

15:15

16:30

Закрытие дня