29 марта 2007 г.

«Московский городской дом учителя»

День учителя литературы  Программа дня

Репортаж

С одной стороны, обязательных предметов итоговой аттестации три – математика, русский и литература. А обязательных экзаменов при этом только два, остальные три школьники сдают по выбору.

Когда выпускники писали сочинение, все было понятно: ставилась двойная оценка – одна по русскому, вторая – по литературе. Но с нынешнего года московские школьники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку. То есть сочинение автоматически заменяется тестированием. Куда в таком случае исчезает обязательный экзамен по литературе?

Как рассказал гостям марафона Сергей Волков, в регионах, где ЕГЭ по русскому сдают уже давно, за литературу просто никто не стал бороться. Учителя-словесники сами с радостью отказались от сочинений. Ведь натаскать школьника на решение тестов легче, чем научить его анализировать художественный текст и связно излагать свои мысли. В итоге в большинстве российских школ уроки литературы в старших классах превратились в подготовку к ЕГЭ по русскому.

Что означает – поставить крест на предмете. Московские педагоги-словесники намерены отстаивать статус литературы, а для этого необходимо, в первую очередь, определиться с формой итоговой аттестации.

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева, представлявшие Центр оценки качества Московского департамента образования, рассказали о своем варианте решения этой проблемы.

«Во-первых, необходимо осознать, что если мы хотим сохранить литературу как обязательный экзамен, то от ЕГЭ нам никуда не деться, – констатировал Александр Княжицкий. – Конструктивный диалог с властью начинается только с этой точки. Во-вторых, ЕГЭ по литературе в том виде, в каком он существует сейчас, это конец предмету. Такая литература никому не нужна».

Однако, по словам Татьяны Пылаевой, предложенный Министерством образования вариант ЕГЭ по литературе – это еще не окончательное решение. У педагогов есть возможность внести свои предложения.

«Кто сказал, что ЕГЭ – это обязательно тесты? – воскликнула Татьяна Пылаева. – По закону, есть только два обязательных условия для ЕГЭ. Первое – это должен быть общий экзамен для школы и вуза. Второе – независимая оценка. А тесты везде господствуют именно потому, что мы ничего не предлагаем. Там, наверху, вакуум идей, и в результате нам навязывают не самые удачные варианты».

Александр Княжицкий и Татьяна Пылаева предложили опять объединить в один общий экзамен русский и литературу. С этим, по их словам, согласен даже «главный идеолог» ЕГЭ – глава Рособрнадзора Виктор Болотов.

Экзамен будет из трех частей, как и нынешний ЕГЭ. В первых двух – тестовые задания по русскому языку, причем с уклоном не в грамматику, а в развитие речи. Третья часть – анализ незнакомого текста знакомого автора, то есть мини-сочинение.

«Мы принципиально предлагаем для анализа именно незнакомый текст, – сказал Александр Княжицкий. – Чтобы выпускник не вытаскивал из головы заученные формулировки, а оставался один на один с литературным произведением. Только так можно увидеть, чему на самом деле его научили на уроках литературы».

Педагоги, сидевшие в зале, тоже внесли свои предложения. По мнению одной учительницы, единый госэкзамен по русскому языку вполне может проходить не в форме тестирования, а в форме диктанта. А литературу необходимо сдавать устно, потому что ребенок должен, прежде всего, научиться понимать чужой текст, а уже потом создавать свой собственный.

Горячую дискуссию из-за ограниченности времени завершили голосованием. В итоге за сочинение как форму итоговой аттестации по литературе высказалось всего несколько человек, за изложение и ЕГЭ в его нынешнем виде – вообще никто, а большинство отдало предпочтение устному экзамену.

На следующем занятии педагоги смогли отдохнуть душой от суровых образовательных будней. Учитель и постоянный автор газеты «Литература» Юлий Халфин прочитал вдохновенную лекцию об Анне Ахматовой, показав, как с помощью театральных постановок он и его ученики приблизились к осознанию структуры ее поэзии.

О соединении уроков литературы с другими видами искусства шла речь и на двух последних занятиях. Преподаватели Вятской гуманитарной гимназии рассказали об опыте интеграционных образовательных экспедиций. Сначала школьники изучают творчество какого-нибудь автора в классе, потом проводят краеведческое исследование, сами составляют маршрут и вместе с учителями отправляются в поездку.

Они побывали уже во всех литературных мекках России: в Болдино, Михайловском, Царском Селе. По впечатлениям и материалам экспедиции каждый ученик пишет потом собственный текст в любом жанре: от статьи в гимназическую газету до эссе, которые публикуются в специальных сборниках.

А в одной из гимназий Санкт-Петербурга, об опыте которой рассказала Татьяна Рыжкова – доцент РГПУ им. Герцена, ученики по мотивам литературных произведений делают фотоальбомы, устраивают выставки, составляют словари, пишут сценарии, создают компьютерные игры и даже снимают фильмы.

Наталья Ключарева

Программа дня

Время Мероприятие
09:00

10:30

Начало регистрации

10:00

10:45

Открытие дня

11:00

12:15
[Мероприятие 1]

Лекция

Выпускной экзамен по литературе — 2007: московский сценарий [163]

КНЯЖИЦКИЙ А.И., сотрудник Центра оценки качества Московского Департамента образования;
ПЫЛАЕВА Т.Ю., сотрудник Центра оценки качества Московского Департамента образования

[Мероприятие 2]

Мастер-класс

Как «заразить» Пушкиным? (Работа над лирикой А.С. Пушкина в старших классах) [164]

КЛЕНИЦКАЯ И.Я., учитель литературы школы № 179 г. Москвы

[Мероприятие 3]

Издательство «Просвещение»

Работа со справочными изданиями: теория литературы в процессе анализа художественного произведения [165]

ЧЕРНЕЦ Л.В., д.фил.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова

[Мероприятие 4]

Издательство «Дрофа»

Методическое обеспечение профильного (гуманитарного) образования. УМК «Русская литература XIX–XX вв.» [166]

ОБЕРНИХИНА Г.А., к.п.н., проф., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы АПКиППРО

[Мероприятие 11]

Издательство «Экзамен»

Пособия издательства “Экзамен” по обучению анализа художественного текста [392]

ЕРОХИНА Е.Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, соавтор УМК «Литература»

12:30

13:45
[Мероприятие 5]

Лекция

Два лика ахматовской музы (как подступиться к изучению творчества А. Ахматовой) [167]

ХАЛФИН Ю.А., к.п.н, учитель литературы, руководитель ШПТ

[Мероприятие 6]

Представление проекта

Современная детская книга и возможности работы с ней [168]

участники студенческого проекта КНОС («Книжный остров»)

КОСТЮХИНА М.С., доцент РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург)

[Мероприятие 7]

Издательство «Просвещение»

УМК по элективному курсу «Зарубежная литература» в 10–11 классах [169]

ШАЙТАНОВ И.О., д.фил.н., проф. РГГУ, МПГУ

[Мероприятие 8]

Издательство «Айрис-Пресс»

Профильное образование в средней школе. Изучение литературы как искусства слова в ходе освоения элективного курса по книге П.Г. Пустовойта «Тайны словесного мастерства» [170]

ТИШИНА Н.И., учитель высшей квалификационной категории ГОУ СОШ № 1247 г. Москва

[Мероприятие 12]

Издательство «Эксмо»

ЕГЭ как одна из форм итоговой аттестации по литературе. Учебные и методические пособия издательства «Эксмо» [370]

САМОЙЛОВА Е.А., к.п.н., старший научный сотрудник ИСМО РАО

14:00

15:15
[Мероприятие 9]

Лекция-семинар

Проектная деятельность школьников при изучении литературы: теория и практика [171]

ЛЕОНТЬЕВА В.А., магистрант РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург);
РЫЖКОВА Т.В., к.п.н., доцент каф. детской литературы РГПУ им. А.И.Гер­цена, учитель литературы

[Мероприятие 10]

Представление проекта

Интегративные технологии в школьном литературном образовании (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии) [172]

ВОЛОГЖАНИНА В.В., директор Вятской гуманитарной гимназии, г. Киров;
ЗАНЬКО Л.В., учитель ВГГ (г. Киров);
ИЛЬИНА М.В., учитель ВГГ (г. Киров);
КОЛЫШНИЦЫНА Т.К., учитель ВГГ (г. Киров);
КОСОЛАПОВА Т.К., учитель ВГГ (г. Киров)

15:15

16:30

Закрытие дня